Младенцы видят доверие в слюне
Любой социальный контакт, связанный со слюной, означает для детей особо близкие отношения.
По каким признакам можно оценить доверие между людьми? Если не прислушиваться к разговорам, остаётся язык тела и мимика: объятия, улыбки, похлопывания по спине, рукопожатия и т. д. При этом у знаков особой близости есть нечто общее — слюна. Потому что только очень близкому человеку мы позволим себя поцеловать и только очень близкому человеку позволим лизнуть собственное мороженое. (Конечно, кое-где распространены административно-ритуальные поцелуи, но их мы сейчас в расчёт не берём.)
Младенцы этот критерий осознают в полной мере: для них наиболее близкие отношения скрепляются слюной. Психологи из Массачусетского технологического института поставили эксперимент с детьми возрастом 8–10 или 16–18 месяцев, в котором детям показывали видео с куклой-ребёнком и взрослыми людьми. На одном видео женщина делилась с куклой апельсином, который ела сама, на другом видео уже другая женщина играла с куклой в мяч, наконец, на третьем видео в кадре была та же кукла и обе женщины вместе, только кукла теперь плакала. Предполагалось, что одна из женщин должна подойти к кукле и утешить её. Утешить должна была та, с кем у куклы были более близкие отношения. По взгляду детей можно было понять, от кого они ждут таких действий — и оказалось, что дети внимательнее смотрят на ту женщину, которая разделила с куклой еду, а не на ту, которая играла в мяч.
В другом эксперименте всё было ещё более явно. Теперь на видео было две куклы и одна взрослая тётя: она засунула палец себе в рот, а потом положила тот же палец в рот одной из кукол. С другой куклой всё было иначе: женщина дотронулась до своего лба, а потом до лба куклы. Затем настал черёд женщине изобразить страдание, и пока она страдала, дети смотрели преимущественно на ту куклу, с которой она обменялась слюной — именно эта кукла должна была её утешить.
Дети 5–7 лет тоже воспринимают обмен слюной как знак особой близости. Им показывали взрослых, которые откусывают от еды кусок и отдают оставшееся другому, или же пользуются общей посудой — и дети предполагали, что эти люди, скорее всего, из одной семьи. Если же взрослые делили еду, скажем так, не ртом, а руками (то есть разламывали на куски) или играли одними и теми же игрушками, то тут у детей возникали сомнения — для них эти люди могли быть просто друзьями хотя и семейный вариант тоже оставался. В общем, как говорится в статье в Science, для детей любой социальный контакт, связанный так или иначе с передачей слюны, означает особо близкие, особо доверительные отношения.
Правда, тут на ум приходит ещё один контакт со слюной — когда друг в друга плюют, причём не метафорически, а по-настоящему. Видеть это воочию приходится редко, но в любом случае понятно, что плевок есть сильнейшее оскорбление. Было бы любопытно узнать, что по этому поводу думают дети.
22 января 2022
Статьи по теме: