Дружба животных — 2022
Некоторые животные готовы мирно общаться друг с другом вопреки всему, что мы о них думаем.
Белые акулы умеют дружить
Можно ли представить кого-то более недружелюбного, чем белая акула? Чем свирепее хищник, тем меньше ему нужны какие-либо компаньоны — по крайней мере, так нам кажется. Белых акул можно увидеть вместе разве что тогда, когда добыча оказывается слишком большой. И всё же социальные чувства акулам не чужды. Из мартовской статьи в Biology Letters мы узнали, что акулы порой образуют друг с другом долговременные альянсы. Исследователи крепили к спинным плавникам акул специальные датчики, которые записывали видео, определяли направление движения, скорость, глубину погружения и прочие подобные параметры — а кроме того, датчик определял, есть ли поблизости другой такой же датчик, то есть не плавает ли поблизости другая акула.
Чаще всего акулы после встречи друг с другом быстро разбегались в разные стороны. Но были случаи, когда они проводили довольно много времени в обществе друг друга, патрулируя охотничьи угодья, и порой совместный патруль продолжался больше часа. Это указывает на определённую заинтересованность друг в друге, и уж если не дружба, то какое-то сотрудничество здесь явно есть. Причём число знакомых у разных акул разное: одна акула за тридцать часов успела пообщаться с двенадцатью другими акулами, а другая за пять дней нашла возможность встретиться только с двумя. В большинстве случаев акулы предпочитают иметь дело во время совместных прогулок с товарищами своего пола, то есть самки плавают с самками, самцы — с самцами.
За акулами наблюдали рядом с островом Гуадалупе, где вода исключительно прозрачная. Добычу здесь видно издалека, но и добыча тоже издалека замечает акулу. Авторы работы полагают, что «дружба на час» помогает акулам оптимизировать охоту: вдвоём им было бы проще загнать добычу, даже если та вовремя заметила опасность.
Самцы ягуаров дружат годами
Ещё одни хищники, продемонстрировавшие нам неожиданное дружелюбие, — это ягуары. В целом считается, что кошачьи не слишком склонны общаться друг с другом. Единственное исключение — львы с их прайдами. Но вот сравнительно недавно у тех же львов обнаружили сугубо мужские компании, причём часто они дружат с теми, кто даже не приходится им родственником. Похожее поведение демонстрируют гепарды — у них несколько молодых самцов объединяются в холостяцкие группы, в которых проще охотиться, защищать добытую пищу и искать самок.
Фото: zoofanatic / Flickr.com
Месяц назад в Behavioral Ecology and Sociobiology вышла статья, в которой говорится, что аналогичным образом ведут себя и ягуары — ещё одни котики, которые всегда считались сугубыми одиночками. Авторы работы проанализировали более семи тысяч видеозаписей, сделанных в местах обитания ягуаров в Венесуэле и Бразилии. На видео были конфликты между самцами, но бывало, что самцы встречались и расходились без особых претензий друг к другу, подавляющее же большинство записей свидетельствовало о том, что самцы ягуаров могут сотрудничать друг с другом, и даже формировать долговременные коалиции. В одном случае самцы дружили больше семи лет, совместно патрулируя территорию, охотясь и отдыхая. В других случаях коалиции самцов вместе искали самок и спаривались с ними. При этом, в отличие от львов и гепардов, ягуары всегда дружат попарно, то есть в их коалициях не бывает больше двух самцов. Такие пары самцов появлялись там, где было много добычи и много самок, то есть там, где конкуренция за еду и полового партнёра была не очень сильной.
Под женским началом пауки меньше дерутся
О том, что пауки умеют дружить, известно давно. Речь не о вообще любых пауках, а о социальных видах — среди пауков таких немного, но они есть. Дружбой, может, их совместную жизнь называть не стоит, это, скорее, сотрудничество, но как бы то ни было, некоторые пауки устраивают огромные колонии, в которых на общей паутине живёт огромное количество пауков. Причём социальность у разных видов может быть разной. Деления на трудовые касты, как у пчёл и муравьёв, у пауков нет, но они могут, например, не только вместе охотиться, но и сообща заботиться о потомстве. Есть менее общительные виды: в их колониях разным паукам нет дела до чужого потомства, да и сидят они преимущественно каждый на своём участке паутины.
Philoponella republicana относятся к паукам-кругопрядам, и потому их колонии выглядят как множество соединённых вместе ловчих круговых сетей. Фото: George Rosema / Unsplash.com
Так живут, например, Philoponella republicana из Южной Америки. Их коллективная паутина представляет собой соединённые вместе индивидуальные сети, однако при этом в центре колонии есть участок общего пользования, где паук может отдохнуть в безопасности. На периферийных зонах охота идёт лучше, но постоянно находиться там опасно и для самих пауков — на краю колонии больше шансов, что до тебя доберётся какой-нибудь хищник. P. republicana относятся к семейству пауков-улоборусов, у которых нет ядовитых желёз, так что добычу они обездвиживают большим количеством паутины. Если в общий участок сети попало что-то крупное, то закутывают его в паутину сообща несколько пауков, но кормится на добыче в итоге кто-то один.
Естественно, в колонии возникают конфликты. (Они возникают даже у по-настоящему социальных животных, что уж говорить про пауков.) Взаимная агрессивность зависит от множества факторов — например, от численности колонии, размера общей паутины, взаимного расположения индивидуальных участков у разных особей, между самцами могут случаться драки за самок и т. д. В начале декабря в The Journal of Arachnology вышла статья, в которой говорилось, что конфликтность пауков в колониях P. republicana заметно зависит от соотношения полов. Если в колонии больше самок, то и самцы, и сами самки будут в ней меньше драться. Если же в колонии преобладают самцы, драк будет больше. В то же время, если среди P. republicana будет много крупных самок и самок среднего размера, то стычек в такой колонии опять-таки будет много — потому что крупные и средние самки будут забирать себе всю добычу, что не слишком способствует мирным настроениям.
То же самое касается и пауков-чужаков. В целом колония — это большая семья, потому что новые поколения не слишком склонны к дальним странствиям и строят свои сети там, где появились на свет. Но бывает, что P. republicana заносит кого-то со стороны. Такого чужака может погнать какой-то отдельный член колонии, на чей индивидуальный участок он зашёл, но коллективной обструкции ему не устраивают. И агрессивность отдельных особей в отношении чужаков опять же зависит от общего настроения в колонии, а общее настроение — от соотношения самцов и самок (и, конечно, от других фактов тоже).
Можно предположить, что самки выделяют какое-то вещество, которое усмиряет нрав всех членов колонии; может быть, самки P. republicana в принципе менее склонны к выяснению отношений, и когда их много, они могут просто собственным присутствием влиять на поведение всех вокруг — гипотезы можно выдвигать разные, но их все нужно проверять. И хотя пауки, как было сказано, в целом не очень-то социальны, те немногие виды среди них, которые демонстрируют любовь к общественной жизни, помогут прояснить, как вообще развивается социальность в животном мире.
Дельфины дружелюбны к чужакам
Хотя нам дельфины кажутся вполне милыми и добродушными, друг другу они могут доставить очень серьёзные неприятности. В этом нет ничего странного: животные, как правило, не терпят чужаков. У одиночных видов, будь то хищный котик, грызун-землекоп или какая-нибудь певчая птичка, индивидуумы защищают свою территорию от представителей своего вида (хотя к соседям, которые не нарушают границ, могут относиться вполне терпимо). У общественных животных происходит то же самое, только территорию защищают всей группой. Конечно, если на твою территорию «вторгся» потенциальный брачный партнёр, отношение к нему будет иным. И общественные животные принимают к себе одинокого выходца из другой группы, который может стать брачным партнёром или вообще принести какую-то пользу новой семье. Но вот так, чтобы две группы встретились и не просто мирно, но и вполне дружелюбно отнеслись друг к другу — такое можно наблюдать крайне редко.
Большелобые продельфины. Фото: Tim Ellis / Flickr.com
Большелобые продельфины как раз именно так себя и ведут. В статье в Royal Society Open Science описано поведение группы продельфинов в районе Бимини на Багамских островах. В какой-то момент к группе продельфинов в Бимини приплыли другие, отколовшиеся от группы, обитавшей в 160 км к северу. Встреча оказалась мирной: приплывшие и местные стали плавать вместе, трогать и тереться друг об друга, играть и спариваться друг с другом. Во всяком случае, пришлые самцы демонстрировали местным самкам явную готовность к спариванию, но произошло оно или нет, станет понятно только после генетических тестов будущего потомства. Местные самцы не проявляли никакого интереса к пришлым самкам, и исследователи пока не могут сказать, почему (хотя возможно, этот интерес имел место, но люди его не заметили). Чужаки были крупнее, числом превосходили местных, и в случае конфликта могли бы вытеснить их куда-нибудь. Конфликта, тем не менее, не случилось. Общались не только самки с самцами — самцы из разных групп тоже демонстрировали дружелюбие, касаясь грудных плавников друг друга, плавая и ныряя рядом и т. д.; то есть нельзя сказать, что чужаков терпели или просто не обращали на них внимания.
Известно, что молодые самцы разных дельфинов могут формировать тесные дружеские связи, не обращая внимания на групповую принадлежность, но это именно что молодняк, а тут речь идёт всё-таки о вполне взрослых особях. Может быть, есть и другие виды дельфинов, которым свойственна подобная социальная открытость и толерантность, но пока что продельфины остаются уникальным примером.
Гориллы и шимпанзе дружат друг с другом
Когда говорят о межвидовой дружбе, обычно имеют в виду симбиоз в той или иной форме — взаимовыгодное сожительство и сотрудничество. Тем удивительнее бывают примеры, когда общение между видами похоже именно на настоящую дружбу. В октябре в журнале iScience появилась статья о дружбе между шимпанзе и гориллами. Исследователи проанализировали огромное количество наблюдений за шимпанзе и гориллами, обитающими во впадине Конго, в период между 1999 и 2020 гг. Обезьяны за это время продемонстрировали весь спектр социальных взаимодействий, от агрессии до вполне тесного благожелательного общения. И если агрессия была более или менее ожидаема, то дружбу между двумя видами предположить было сложно. (Особенно если учесть, что шимпанзе в принципе не самые удачные кандидаты в друзья.) Добрососедские отношения между гориллами и шимпанзе порой длились долгие годы; молодые шимпанзе и гориллы часто выбирали для общих игр товарищей другого вида. Особенно шимпанзе и гориллы предпочитали дружить во время еды: в 34% случаев взаимодействий друг с другом они кормились вместе на одном и том же дереве, и ещё в 18% случаев гориллы и шимпанзе вместе искали, чего бы поесть (хотя еду при этом искали разную).
Фото: Francesco Ungaro / Unsplash.com
Главный вывод в том, что дружба между гориллами и шимпанзе — обычное дело. А значит, человекообразные приматы более пластичны в социальных связях, чем это, возможно, могло бы показаться. Поскольку они ближе всех стоят к людям, можно предположить, что те социальные умения, которые расцвели у рода Homo, были в значительной мере сформированы ещё у нашего общего с человекообразными обезьянами предка.
6 января 2023
Статьи по теме: