Дорога показала механизм романизации Голанских высот

Все новости ›

Археологи обнаружили дорогу II–IV веков, главной функцией которой могла быть колонизация покорённой страны.

На Голанских высотах (контролируются Израилем) археологи открыли римскую дорогу и обнаружили несколько сторожевых башен рядом с ней. Открытие описано в статье, вышедшей в журнале «Tel Aviv. Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University».

Археологи рядом с римским мильным столбом. Фото: Michael Eisenberg / Haaretz.
Участок дороги, открытой на Голанских высотах. Фото: Michael Eisenberg / Haaretz.
Схема главных римских дорог. Фото: DS28 / Wikimedia Commons
 Схема римских дорог в Галилее и южной Сирии. Новоткрытая участка (два её участка) показаны штриховыми линиями. Фото: I. Ben-Ezra, A. Pažout / Haaretz.
Вид на раскопки сторожевой башни (в правой части кадра) и дорогу (левее). Фото: Michael Eisenberg / Haaretz.
Наука и жизнь // Иллюстрации

Ближайший к новооткрытой дороге крупный древний город – Гиппос. Эта местность перешла под римский контроль в 63 г. до н. э. (когда Помпей завоевал Иудею и соседние регионы), она оставалась под ним вплоть до византийского времени.

Одним из первых мероприятий римлян в любой покорённой стране было строительство дорог. По ним можно было быстро перемещать войска и снабжать их, довольно быстро эти коммуникации становились проводниками римского влияния. Общая их протяжённость в империи составляла порядка 80 тысяч километров.

Римская дорога, обнаруженная в южной части Голанских высот, протянулась на 39 километров – от Галилейского моря на западе до города Нава в современной Сирии. Ширина дороги не одинакова на всём протяжении, выделяются два разных по ширине участка – видимо, её или строили разные «бригады», или участки разновременные. Рядом с дорогой нашли 12 мильных столбов, судя по надписям на них, самые ранние установлены при императорах Марке Аврелии и Луции Вере (161/2 гг. н. э.), а самые поздние относятся к первой тетрархии (293–305 гг. н. э.)

Вдоль дороги, вероятно, примерно через каждую милю стояли сторожевые башни (римская миля – около 1,5 км). Две из них открыты раскопками, ещё несколько угадываются. Рядом с дорогой открыты две сторожевых башни, обнаружены также остатки третьей (но она пока не исследована). Находки в башнях не противоречат надписям на мильных столбах.

Римскую дорогу проложили по местности, которая была давно заселена, но тем не менее, она игнорирует большинство поселений, проходя мимо. Зачем же её проложили? Археологи считают, что одной из главных задач новой «трассы» была колонизация региона – вдоль неё обнаружены следы размежёвки: земля поделена на участки правильной формы, огороженные каменными стенками. Видимо, её должны были заселить римские ветераны – отслужившие свой срок солдаты (20 лет для легионеров, 25–26 лет для солдат вспомогательных частей).

Организация таких колоний из ветеранов – это распространённая римская практика, которая позволяла заселить покорённый регион лояльными людьми (необходимость этого была очевидна после трёх крупных восстаний в Иудее). Но по какой-то причине местность так и не была заселена, а в начале IV века дорога и башня были заброшены. Видимо, значительна часть римских войск была выведена с Голанских высот – в то время империю раздирали внутренние войны, постоянные конфликты вспыхивали и на границах, так что легионы перебрасывали туда, где они были нужнее.

Ещё одна вероятная функция новооткрытой дороги – переброска войск на восток на войну с Парфией (163–167 гг.). Также этот маршрут могли организовать, чтобы быстро перемещать легионеров в «полицейских» миссиях. Не исключено и любое сочетание этих вариантов.

По материалам Haaretz и Tel Aviv

16 июня 2024

Автор: Егор Антонов

Статьи по теме:


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки