Северный пещерный монастырь на Мангупе передатировали
Монастырь оказался на два столетия древнее, чем считалось – он существовал в конце XI – начале XIII веков.
Северный пещерный монастырь возник на Мангупском плато (Крым) на два столетия раньше, чем считалось раннее – в конце XI века. Существовал же он, вероятно, до начала XIII века. Об этом свидетельствуют результаты архитектурно-археологических исследований, полагает Валерий Науменко из Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Его доклад опубликован в недавнем сборнике «Сохранение и популяризация археологического и исторического наследия».
На Мангупском плато находятся археологические памятники (поселения, некрополи и т.д.), которые датируются разным временем – от III до XVIII века. Это один из самых больших так называемых «пещерных городов» Крыма. Первое поселение на Мангупе возникло во второй половине III в., а во второй половине VI века византийцы превратили плато в крепость. Видимо, именно здесь находилась столица «страны Дори», населённая крымскими готами и другими народами. В конце VIII и первой половине IX века крепость контролировали хазары, затем она снова стала византийской, пока не была разрушена в XI веке, вероятно, землетрясением.
В XIV веке крепость на Мангупе восстановили, она становится столицей княжества Феодоро. В эпоху расцвета княжество боролось с Генуей за контроль над крымскими портами, оно имело династические связи с Молдавией и, возможно, с Византией, готовился брак феодоритской княжны с московским князем Иваном III. В 1475 году, после шестимесячной осады, турки захватили Мангуп, и княжество пало. Но и после этого жизнь на плато продолжалась до конца XVIII века.
Северный пещерный монастырь находится в средней части ущелья Табана-дере, там, где к одной из скал примыкает главная линия обороны крепости. Комплекс до недавнего времени был слабо изучен, а потому было не совсем ясно, когда он возник. В последние годы считалось, что на месте обители сначала появилась келья монаха-отшельника, а сам монастырь построили на месте кельи значительно позже – в середине или во второй половине XIV века. Предполагали, что комплекс существовал до конца XV или начала XVI века, когда его частично разрушила крепостная стена (её датировали 1503 годом).
В 2019–2022 году экспедиция КФУ решила заново исследовать монастырь. Сначала археологи сделали лазерное сканирование его остатков, потом создали их трёхмерную модель, сделали топоплан, архитектурные обмеры и описания помещений, вырубленных в скале. Кроме того, они провели небольшие раскопки на прилегающей террасе.
Архитектурные обмеры показали, что все помещения монастыря были построены по единому плану. С севера на юг он протянулся примерно на 43 метра и состоит из семи скальных помещений и террасы. В северной части обители находились хозяйственные и бытовые постройки, в центральной – церковь и, видимо, трапезная, в южной – жилая келья. Следов какой-то серьёзной перепланировки в монастыре нет, а значит, он существовал сравнительно недолго. С оборонительной стеной обитель не имеет никакой планировочной связи, то есть они действительно разновременные.
На монастырской террасе не оказалось никаких построек или следов активной хозяйственной деятельности. Раскопки там не дали выразительных находок, которые помогли бы помочь с датировкой. Зато археологам удалось полностью расчистить от копоти греческую надпись на северной стене храма. В ней говорится о строительстве церкви и стоит дата – 6603 год (=1094–1095 гг.). Другая надпись, на стене одного из хозяйственных помещений, датируется 1220–1221 годом, а значит, монастырь существовал как минимум до этого времени.
При этом на оборонительной стене рядом с монастырём тоже есть надпись. Ранее, как уже говорилось, считали, что она датируется 1503 годом, но новое прочтение изменило год на 994 или 995-й. Недавние раскопки показали, что стена ещё древнее – 550–565 годов постройки, а надпись конца IX века, похоже, оставили не во время строительства, а во время реконструкции укреплений. Таким образом, выяснилось, что это не оборонительную стену построили поверх монастыря, а обитель возвели рядом с разрушенной оборонительной линией. При этом и стена, и монастырь в действительности древнее, чем это считалось ранее.
Надпись о строительстве монастырского храма, помимо прочего, теперь является самым ранним сохранившимся письменным свидетельством, в котором встречается название «Мангуп».
13 июня 2025
Статьи по теме: