Могильник на Оке показал, как мурома растворилась в Древней Руси
Одну из культур поволжских финнов полностью ассимилировали ко второй половине XI века.
Раскопки 2025 года на Втором Звягинском могильнике в Нижегородской области позволили проследить, как менялась культура муромы на протяжении четырёх столетий – в VIII–XI веках. Это первый некрополь на правом берегу Оки, который дал такую возможность.
Мурома – финно-угорское племя, которое упоминается в Повести временных лет среди народов, которые платили дань Руси. Муромские селища и могильники известны на обоих берегах нижнего течения Оки, на участке около 100 километров вдоль неё. Поселения располагались в местах, удобных для земледелия и скотоводства, последнему способствовали заливные луга в пойме Оки. Могильники муромы бескурганные, известны погребения и по обряду трупоположения, и кремации, а также погребения коней.
Культура была близка другим финно-угорским народам Поочья и Поволжья, особенно к мордве. Яркое отличие муромы – костюм, который состоял из множества предметов из медных сплавов: гривны, спиральные браслеты, перстни, шумящие подвески и застёжки с привесками в форме трапеции и утиных лапок. Женский головной убор отличался дугообразным жгутом из бронзовой проволоки на плотной основе. Ещё одно выразительное отличие женского костюма – проволочные височные кольца, концы которых соединялись с помощью крючка и щитка с отверстием.
Большую роль в жизни муромы сыграл путь по Волге на Восток (Ока – её приток), по которому, в частности, скандинавы торговали с Волжской Булгарией. Но по их землям проходил и путь, соединявший бассейны Волги и Дона. Так, среди находок в погребениях и поселениях муромы есть «импорты» из Кавказа, Причерноморья и Скандинавии.
С X века мурома попадает в сферу влияния Руси. Во второй половине X века на территории племени появляется древнерусский город, который назвали по его имени. Ко второй половине XI века мурома полностью растворилась в восточнославянской культуре.
Экспедиция Института археологии РАН и Нижегородского музея-заповедника исследует Второй Звягинский могильник с 2023 года. К сожалению, этот археологический памятник активно разрушают грабители. В 2025 году археологи открыли 65 погребений, из них к настоящему моменту расчистили 50.
Могилы периода расцвета муромской культуры – VIII–IX веков – находятся в северной части памятника. В раскоп попали два ряда крупных погребений – до 4 метров длиной и шириной около 1,5 метра. В могильную яму устанавливали камеру из необработанных берёзовых плах, внутрь помещали деревянную конструкцию с телом. Сверху погребение тоже перекрывали плахами. На этом участке была и могила, в которой похоронили женщину в традиционном муромском костюме: в головном уборе со сложной конструкцией из жгутов, налобных венчиков и височных колец. В области её груди лежала ажурная нагрудная бляха, на поясе – ажурная пряжка. У погребённой также сохранились боковой ремень и наспинная подвеска. На ногах удалось зафиксировать оборы (завязки), украшения щиколотки и носка.
Выделяется и мужское погребение этого же времени. У мужчины был топор-кельт, пешня и два ножа. От пояса осталась бронзовая гарнитура: пряжка, накладки с позолотой. У мужчины из соседнего погребения на ремне была крупная пряжка с изображениями животных, накладки с вырезным орнаментом, наконечник ремня, украшенный пальметтами. Похожие поясные наборы раньше находили в Прикамье.
На «центральном» участке могильника находились погребения первой половины X века. Его изучали в 2023 и 2024 годах. Там открыли 26 захоронений: с поясными наборами, сумками, бусами, шиферными пряслицами и арабскими дирхемами (1, 2).
В южной части некрополя располагаются самые поздние могилы. И если погребальный обряд очень похож на более ранний – погребальными конструкциями и крупными могильными ямами (здесь они шире, до 2 метров), то погребальный инвентарь – предметы, что клали вместе с усопшими, – сильно отличается.
Так, полностью меняется женский костюм. От головных уборов остаются только височные кольца муромского типа. Но в двух погребениях эти кольца были на руках, как браслеты, то есть первоначальная функция этих украшений была утрачена. Остальной женский убор почти полностью древнерусский: височные кольца перстневидные и бусинные, железные дротовые гривны, плетённые браслеты с завязанными концами и конькоголовые, ожерелья. В трёх могилах нашли ожерелья с монетовидными привесками, которые сделаны из тончайшего серебряного листа с тиснённым орнаментом. Такие подвески подражают скани и зерни скандинавских украшений, которые раньше находили в Гнёздовских кладах и во Владимирских курганах. В двух ожерельях были серебряные арабские дирхемы и западноевропейские денарии.
Мужские погребения стали аскетичнее: в большинстве лежали только ножи, кресала с кремешком, оселки и лировидные пряжки. Кроме того, обнаружили три боевых топора. У одного было необычно длинное лезвие и щекавицы-отростки. В другом захоронении лежал топорик с вырезным обухом и оттянутым вниз лезвием. Такое оружие часто встречается в древнерусских курганных могильниках XI–XII веков. В одной из могил нашли также навесной цилиндрический замок и ключ. Для муромских могильников это редкая находка, но замки и ключи встречаются в Гнездовских, Владимирских и других дружинных некрополях. Их связывают со скандинавскими традициями.
Такое смешение традиций мешает сказать однозначно, кому принадлежат погребения в южной части Второго Звягинского могильника. Их могли оставить представители муромы, которые восприняли древнерусскую культуру, или наоборот – представители древнерусского населения, которые заимствовали часть традиций местного финского населения. Так или иначе, этот некрополь – пока что самая восточная точка, где в XI веке зафиксированы элементы древнерусской культуры.
По материалам сайта ИА РАН
27 июля 2025
Статьи по теме:
- УТКА, КОНЬ-ОЛЕНЬ - ШЕЛЕСТЯЩИЕ ОБЕРЕГИ
- МУРОМ - "СЕЙ ГРАД ПРОСЛАВЛЕН БЫСТЬ"
- В Новгороде нашли птичку-оберег, «знаки препинания» и бирку от мешка с данью
#мурома #муромская культура #могильник #раскоп #подвеска-коник