Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Могильник на Оке показал, как мурома растворилась в Древней Руси

Все новости ›

Одну из культур поволжских финнов полностью ассимилировали ко второй половине XI века.

Раскопки 2025 года на Втором Звягинском могильнике в Нижегородской области позволили проследить, как менялась культура муромы на протяжении четырёх столетий – в VIII–XI веках. Это первый некрополь на правом берегу Оки, который дал такую возможность.

Пряжка с изображениями животных. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Женский головной убор из раннего погребения. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Реконструкция муромского женского головного убора (по Л. А. Голубевой). Рисунок: БРЭ. Т. 21. М, 2013.
Вверху: поясной набор из мужского погребения в процессе расчистки. Внизу: пряжка с изображениями животных и наконечник пояса с пальметтами. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Вверху: браслеты в процессе расчистки. Внизу: ажурная привеска-лунница и монетовидная привеска из поздних женских захоронений. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Вверху: ожерелье из бус, монетовидных привесок и дирхемов в процессе расчистки. Внизу: подвеска-дирхем и денарий. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Шумящая подвеска-коник. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Топоры. Фото: пресс-служба ИА РАН.
Раскоп 2025 года. Фото: пресс-служба ИА РАН.

Мурома – финно-угорское племя, которое упоминается в Повести временных лет среди народов, которые платили дань Руси. Муромские селища и могильники известны на обоих берегах нижнего течения Оки, на участке около 100 километров вдоль неё. Поселения располагались в местах, удобных для земледелия и скотоводства, последнему способствовали заливные луга в пойме Оки. Могильники муромы бескурганные, известны погребения и по обряду трупоположения, и кремации, а также погребения коней.

Культура была близка другим финно-угорским народам Поочья и Поволжья, особенно к мордве. Яркое отличие муромы – костюм, который состоял из множества предметов из медных сплавов: гривны, спиральные браслеты, перстни, шумящие подвески и застёжки с привесками в форме трапеции и утиных лапок. Женский головной убор отличался дугообразным жгутом из бронзовой проволоки на плотной основе. Ещё одно выразительное отличие женского костюма – проволочные височные кольца, концы которых соединялись с помощью крючка и щитка с отверстием.

Большую роль в жизни муромы сыграл путь по Волге на Восток (Ока – её приток), по которому, в частности, скандинавы торговали с Волжской Булгарией. Но по их землям проходил и путь, соединявший бассейны Волги и Дона. Так, среди находок в погребениях и поселениях муромы есть «импорты» из Кавказа, Причерноморья и Скандинавии.

С X века мурома попадает в сферу влияния Руси. Во второй половине X века на территории племени появляется древнерусский город, который назвали по его имени. Ко второй половине XI века мурома полностью растворилась в восточнославянской культуре.

Экспедиция Института археологии РАН и Нижегородского музея-заповедника исследует Второй Звягинский могильник с 2023 года. К сожалению, этот археологический памятник активно разрушают грабители. В 2025 году археологи открыли 65 погребений, из них к настоящему моменту расчистили 50.

Могилы периода расцвета муромской культуры – VIII–IX веков – находятся в северной части памятника. В раскоп попали два ряда крупных погребений – до 4 метров длиной и шириной около 1,5 метра. В могильную яму устанавливали камеру из необработанных берёзовых плах, внутрь помещали деревянную конструкцию с телом. Сверху погребение тоже перекрывали плахами. На этом участке была и могила, в которой похоронили женщину в традиционном муромском костюме: в головном уборе со сложной конструкцией из жгутов, налобных венчиков и височных колец. В области её груди лежала ажурная нагрудная бляха, на поясе – ажурная пряжка. У погребённой также сохранились боковой ремень и наспинная подвеска. На ногах удалось зафиксировать оборы (завязки), украшения щиколотки и носка.

Выделяется и мужское погребение этого же времени. У мужчины был топор-кельт, пешня и два ножа. От пояса осталась бронзовая гарнитура: пряжка, накладки с позолотой. У мужчины из соседнего погребения на ремне была крупная пряжка с изображениями животных, накладки с вырезным орнаментом, наконечник ремня, украшенный пальметтами. Похожие поясные наборы раньше находили в Прикамье.

На «центральном» участке могильника находились погребения первой половины X века. Его изучали в 2023 и 2024 годах. Там открыли 26 захоронений: с поясными наборами, сумками, бусами, шиферными пряслицами и арабскими дирхемами (1, 2).

В южной части некрополя располагаются самые поздние могилы. И если погребальный обряд очень похож на более ранний – погребальными конструкциями и крупными могильными ямами (здесь они шире, до 2 метров), то погребальный инвентарь – предметы, что клали вместе с усопшими, – сильно отличается.

Так, полностью меняется женский костюм. От головных уборов остаются только височные кольца муромского типа. Но в двух погребениях эти кольца были на руках, как браслеты, то есть первоначальная функция этих украшений была утрачена. Остальной женский убор почти полностью древнерусский: височные кольца перстневидные и бусинные, железные дротовые гривны, плетённые браслеты с завязанными концами и конькоголовые, ожерелья. В трёх могилах нашли ожерелья с монетовидными привесками, которые сделаны из тончайшего серебряного листа с тиснённым орнаментом. Такие подвески подражают скани и зерни скандинавских украшений, которые раньше находили в Гнёздовских кладах и во Владимирских курганах. В двух ожерельях были серебряные арабские дирхемы и западноевропейские денарии.

Мужские погребения стали аскетичнее: в большинстве лежали только ножи, кресала с кремешком, оселки и лировидные пряжки. Кроме того, обнаружили три боевых топора. У одного было необычно длинное лезвие и щекавицы-отростки. В другом захоронении лежал топорик с вырезным обухом и оттянутым вниз лезвием. Такое оружие часто встречается в древнерусских курганных могильниках XI–XII веков. В одной из могил нашли также навесной цилиндрический замок и ключ. Для муромских могильников это редкая находка, но замки и ключи встречаются в Гнездовских, Владимирских и других дружинных некрополях. Их связывают со скандинавскими традициями.

Такое смешение традиций мешает сказать однозначно, кому принадлежат погребения в южной части Второго Звягинского могильника. Их могли оставить представители муромы, которые восприняли древнерусскую культуру, или наоборот – представители древнерусского населения, которые заимствовали часть традиций местного финского населения. Так или иначе, этот некрополь – пока что самая восточная точка, где в XI веке зафиксированы элементы древнерусской культуры.

По материалам сайта ИА РАН


27 июля 2025

Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)

Статьи по теме:


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки