Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В Израиле нашли мозаику из древнейшего дома престарелых

Все новости ›

Мозаика, обнаруженная в одном из городов Десятиградия, датируется концом IV – началом V века н.э.

Во время раскопок древнего города Гиппос (Израиль) археологи обнаружили мозаику, которая осталась от дома престарелых. Её датировка – конец IV – начало V века н.э.; теперь это самое раннее свидетельство существования подобных заведений, зафиксированное археологически. Исследователи описали мозаику в Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik (первый автор – Грегор Штааб (Gregor Staab) из Кёльнского университета).

Центральная часть мозаики. Фото: Michael Eisenberg / Israel National News. 
Мозаика целиком и окружающие (более поздние) постройки. Фото: Staab G. et al. / Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik.
https://www.researchgate.net/publication
План Гиппоса. Место находки обозначено цифрой 18. Чертёж: Staab G. et al. / Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik.
 Вид на место находки. Фото: Michael Eisenberg / Israel National News.

Город Гиппос (другое название – Сусита) находится на восточном берегу Галилейского моря. Её основали во II веке до н.э., когда Селевкиды  отвоевали эти земли у Птолемеев. Селевкиды рассматривали Гиппос и несколько соседних городов как противовес Хасмонейскому  и Набатейскому  царствам: это были центры греческой культуры в районе с преимущественно семитским населением. От самого раннего периода в Гиппосе сохранился теменос – священный участок, на котором располагались храмы.

В 63 году до н.э. регион был завоёван римлянами, они тоже считали Гиппос и соседние греческие города противовесом местным жителям. Завоеватели объединили эти центры в союз Декаполис (Десятиградие), который хотя и подчинялся римскому наместнику провинции Сирия, пользовался большой автономией. Планы завоевателей удались: Десятиградие стало процветающим регионом, с богатой эллинской культурой. Гиппос в этот период процветает: к нему относится большинство архитектурных сооружений, которые открыли археологи. Среди них – форум (главная площадь) и главная улица, да крупных храма, базилика (общественное здание), театр и одеон (для музыкальных состязаний), монументальные ворота, термы (бани).

К IV веку н.э. большинство жителей Гиппоса, видимо, стали христианами, поскольку здесь была кафедра епископа. В городе находилось по крайней мере семь церквей. Пять из них в той или иной степени раскрыты археологами.

После арабского завоевания горожане остаются христианами, но Гиппос теряет своё административное значение, и превращается в сельское поселение. Центр города в это время заполнили винодельни, мукомольни, крупные пекарни и прессы для оливкового масла. В 749 году Гиппос был разрушен катастрофическим землетрясением, после которого уже не восстановился.

Мозаику, которую связывают с домом престарелых, нашли в центре города – в ста метрах от форума. Она украшала пол здания, сохранившийся фрагмент имеет размеры 6,2× 0,8 метра. К сожалению, само здание не сохранилось из-за более поздних перестроек: кроме мозаики, от него остался только порог.

Почти в центре мозаики находится медальон с крестом, надписью и символами «альфа» и «омега». С обеих сторон от медальона древний художник изобразил нильских гусей, птиц, гранаты, цитрусовое и кипарисовое деревья, чашу, амфору и виноград. Надпись состоит из трёх строк, она выложена из сине-серых тессер в верхней половине креста, с греческого её можно перевести как «Мир старцам».

Пожелание мира и адресат в дательном падеже соответствуют еврейской традиции приветствия, именно оно, по мнению археологов, говорит, что здание было предназначено для пожилых людей. Мозаика как бы «вкладывала» в уста каждого приветствие старцам. Формула «Альфа и Омега» – обозначение бога в «Откровении»: первая и последняя буква греческого алфавита символизировали его как начало и конец всего сущего. Вероятно, у некоторых посетителей здания формула вызывала мысли о конечности человеческой жизни, но художник вряд ли вкладывал такой смысл изначально – «Альфа и Омега» очень распространены в христианских контекстах.

О том, что здание могло быть именно домом престарелых, говорит и сама христианская символика: первые такие заведения на Ближнем Востоке были связаны с этой религией и церковью. Письменные источники говорят, что среди первых патронов домов престарелых была императрица Елена (около 250–330 гг. н.э.). По этим же источникам, часто такие заведения основывали бездетные христиане, которые последние годы жизни находились на попечении общины и завещали использовать свои дома в таком качестве.

По материалам Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik


16 сентября 2025

Автор: Егор Антонов (ИВИ РАН)

Статьи по теме:


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки