Встряхнуться никогда не вредно
Новые модифицированные топлива сулят нам не только блага, но новые проблемы.
Извечная проблема коррозии металлов, наносящей ежегодно непоправимый ущерб миллионам тонн металлических изделий и конструкций, который лишает их эксплуатационных свойств, похоже, станет еще более острой с появлением новых видов топлив.
Ученые из университета Техаса (США) исследовали коррозию низкоуглеродистой стали в новых эмульгированных дизельных топливах, специально разработанных для снижения выбросов оксидов азота. Низкоуглеродистая сталь – традиционно используемый материал для топливных хранилищ и баков. В ходе эксперимента стальные листы погружали в сосуды, содержащие два вида эмульгированного дизельного топлива комнатной температуры, и для сравнения – в «обычное» дизельной топливо. Кроме того, при более высокой температуре (50 оС) были испытаны стальные пружины как типичные образцы деформированных стальных компонент конструкции автомобиля, которые при эксплуатации часто выходят из строя из-за коррозии.
Спустя три недели эксперимента никаких признаков коррозии у испытуемых образцов не наблюдалось. По истечении месяца исследователи получили свидетельства коррозии листового металла в эмульгированном топливе в противоположность контрольным образцам (помещенным в «обычное» топливо), которые не проявляли признаков этого разрушительного процесса. Аналогичные результаты были получены и для пружины, однако скорость ее коррозии оказалась заметно выше из-за повышенной температуры коррозионной среды.
Наибольшие скорости коррозии оказались в использованном («старом») топливе, успевшим разложиться на отдельные фракции. Исследователи сделали предположение, что это может быть связано с неравномерной аэрацией (доступом кислорода воздуха) разных фракций топлива, обладающих разными физико-химическими свойствами.
Таким образом, как считают ученые, в топливных баках при длительной эксплуатации следует ожидать коррозионные проблемы из-за разделения топлива на фракции. Что же касается топливных хранилищ, то для них, похоже, эта проблема уже решена, поскольку содержащееся в них топливо периодически встряхивают, т.е. перемешивают, не давая ему разделиться на отдельные слои.
12 июля 2006