Не то самолет, не то дирижабль
В России разработан уникальный летательный аппарат с аэростатической разгрузкой.
Макетный образец безаэродромного самолета с аэростатической разгрузкой (БАРС) представило на Нижнетагильской выставке вооружений ОАО "Тюменьэкотранс". Принципиальное отличие новинки от других летательных аппаратов состоит в том, что она сочетает в себе качества самолета, вертолета, судна на воздушной подушке и дирижабля.
Аппарат содержит емкость, наполненную подъемным газом – гелием, которая производит аэростатическую разгрузку, как в аэростатах.
"Если перевозится, к примеру, 100 тонн груза, то в горизонтальном полете вес полезной нагрузки фактически снижается до 30 т, что на треть уменьшает энергетические затраты аппарата", – пояснили разработчики.
Горючее расходуется в основном только на отрыв от земли. У аппарата есть режим вертикального взлета, в том числе с воды, но наиболее оптимальным вариантом является взлет с разбега длиною 60-100 м. Садиться БАРС может вертикально, в том числе на воду и болото, и имеет колесно-лыжную опору, что позволяет осуществлять посадку по самолетному типу.
Аппарат с полной загрузкой устойчиво планирует даже при отказе всех трех двигателей. Его крейсерская скорость 200 км/ч, высота полета – до 3-4 тыс. м (оптимально – 500 м). По расчетам разработчиков, стоимость перевозки пассажиров и грузов на подобном летательном аппарате грузоподъемностью 100 и более тонн в 8-10 раз дешевле, чем самолетом, и сравнима с железной дорогой.
Аппараты БАРС малого класса могут использоваться для срочной перевозки людей и грузов в труднодоступные места в любое время года и при любой погоде, для патрулирования и обслуживания протяженных объектов (госграница, ЛЭП, трубопроводы), для аэрофотосъемки, геолого- и сейсморазведки, а также для воздушного туризма.
17 июля 2006