В опухолях мозга нашли бактерий
В глиомных опухолях можно обнаружить явные признаки бактерий, которые похожи на микробы кишечника и рта.
На самом деле, бактерий в злокачественных опухолях находят далеко не впервые. Так, в 2020 г. в Nature была опубликована статья, в которой говорилось, что бактерии не просто сопутствуют самым разным опухолям, но что их даже можно использовать в диагностике рака, потому что есть якобы довольно специфичная связь между конкретными бактериальными группами и определёнными опухолями. Правда, нужно сразу сказать, что ту статью в прошлом году отозвали, то есть результаты объявлялись недействительными. Причины тому были разные, вплоть до того, что среди обнаруженных в человеческих опухолях бактерий оказались такие, которые в человеке вообще вряд ли способны жить.
В другой статье, опубликованной в 2020 г. в Science, тоже говорилось о бактериях в опухолях, причём тут их обнаруживали не по молекулярно-генетическим следам, а напрямую, то есть бактериальные клетки искали в клетках опухолевых. Есть данные, что бактерии живут не только в «стационарных» злокачественных клетках, но и в метастазных, которым они помогают обосноваться на новом месте. Тем не менее, насчёт раковых бактерий существуют определённые сомнения. Скажем, не всегда понятно, случайно они попали в опухоль или нет, и в случае некоторых видов опухолей эти сомнения бывают особенно сильны.
В недавней статье в Nature Medicine сотрудники Онкологического центра Андерсона Техасского университета пишут о бактериях в мозговых глиомных опухолях и их метастазных клетках. Мозг сильнее прочих органов защищён от всего подозрительного и опасного, в первую очередь от микроорганизмов. Хотя у мозга есть инфекционные заболевания, проникнуть в него вирусам и тем более бактериям очень непросто. И если, например, в случае кишечных опухолей мало кто сомневается, что в них могут жить разнообразные микробы, то к бактериям мозговых опухолей возникают вопросы. И вот сейчас исследователи решили проверить наличие бактерий в глиомах с помощью целого спектра методов. Искали и сами бактериальные клетки, и их молекулярно-генетические следы, опухолевые ткани сравнивали со здоровыми, а опухолевые клетки – с другими видами клеток, которые обнаруживаются внутри опухолей. Всё это проделывали почти на двух с половиной сотнях образцов человеческого мозга, взятых у пациентов с глиомами и у пациентов с тяжёлой эпилепсией, которую лечат оперативным вмешательством.
Исследователям не удалось извлечь из них бактерии, которые можно было бы культивировать в лабораторных условиях, но молекулярно-генетические признаки явно выдавали их присутствие. Это были не только ДНК- или РНК-признаки (генетические последовательности, которые принадлежали бактериям и никому больше), но и остатки бактериального липополисахарида, образующего клеточную стенку бактерий. В образцах мозга без опухолей признаки бактерий тоже имели место, но в целом злокачественные мозговые ткани обгоняли здоровые по «бактериальной шкале». В опухолевых образцах бактериальные сигналы распределялись неравномерно, в соседствующих с опухолью клетках их было мало, и внутри опухоли можно было наблюдать зоны с большей и меньшей концентрацией бактерий.
Усиление бактериального сигнала сопровождалось в опухолевых клетках активацией антибактериальных защитных путей. В частности, в них становилось больше белков, распознающих характерные бактериальные молекулы, а метастазные клетки синтезировали молекулы, привлекающие иммунные клетки нейтрофилы. Активировались гены, которые включаются при клеточном стрессе, менялся обмен веществ, появлялись признаки воспаления. Но общего хронического воспаления, со специфическими иммунными сигналами и иммунными клетками, в опухолях не происходило. Что до самих бактерий, то те геномные сигналы, которые обнаружились в образцах мозга, в значительно мере перекрывались с геномными признаками кишечной и ротовой микрофлоры.
В целом можно сказать, что в мозговых опухолях бактерии действительно есть, что с большой вероятностью они имеют отношение к тем микробам, которые живут в пищеварительном тракте, и что опухолевые клетки испытывают в связи с ними определённое неудобство. Однако пока трудно судить о том, насколько сильно бактерии мешают опухолевым клеткам, и нет ли каких-нибудь скрытых плюсов, которые опухоли получают от бактерий. (Микробы могут как помогать раку, так и действовать против него.)
Всё это станет понятно в дальнейшем, например, когда мозговых опухолевых микробов всё-таки сумеют вырастить в лабораторных культурах. То, что их не получилось вырастить сейчас, можно объяснить методическими особенностями эксперимента и состоянием самих бактерий. Говорить об опухолевых бактериях можно, но только если иметь в виду, что опухоли бывают разные, и не для всех есть чёткий ответ, что в них делают бактерии и есть ли они там вообще.
19 ноября 2025
Статьи по теме:
