Очень русское образование
Несмотря на 20%-ное сокращение научных сотрудников Российской академии наук выпуск исследователей в области естественных наук будет увеличен.
Об этом сообщил президент Союза ректоров России ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик Виктор Садовничий во время круглого стола в РИА-Новости.
-Мы будем готовить специалистов в естественно-научной сфере, иначе Россия потеряет свое лицо. Надо любой ценой поддержать РАН и университеты, которые борются за право готовить ученых», - сказал он.
Виктор Садовничий подчеркнул, что МГУ «прирастает приемом» именно на естественно-научные факультеты, конкурс на которые постоянно растет. Да и самих естественных факультетов в МГУ становится все больше.
При этом он сообщил, что «большой бизнес» начал активно вкладывать деньги в образование. Например, в МГУ созданы так называемые «корпоративные университеты» – по сути, пять новых факультетов, на которых готовят специалистов по заказу крупных работодателей и за их же деньги.
Директор Центра образовательной политики Государственного университета Высшая Школа Экономики Татьяна Клячко привела данные, согласно которым вложения частного бизнеса в образование уже превысили бюджетные. Однако работодатели, как показал двухлетний мониторинг, в целом недовольны качеством образования выпускников вузов, которые, прежде всего, имеют низкие коммуникативные способности и плохое знание русского языка при общей недостаточной профессиональной подготовке.
При этом, как считает Татьяна Клячко, «мы перешли от массового высшего образования ко всеобщему» и в качестве аргумента сообщила, что сегодня насчитывается 7 млн. студентов вузов. В то время как за последние пять лет число студентов выросло в 3 раза, преподавательский корпус увеличился лишь на 20%, что не может не сказываться на качестве образования.
Разработанный Правительством РФ национальный проект «Образование», по мнению участников круглого стола, собственно таковым не является, а представляет собой отдельные, не связанные между собой проекты без объединяющей идеи. При этом скудные средства, предусмотренные этим проектом, очевидно, не позволяют решить серьезные проблемы образования. Например, как сообщил первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию и науке Олег Смолин, в 2005 году число бюджетных мест в вузах было сокращено на 4,2%, а в 2006 – уже на 10,2%. Центральные вузы страны ежегодно недофинансируются на 25-30%, а региональные – на 40-50%.
- О каком качестве образования может идти речь! - риторически воскликнул он.
Говоря о вхождении России в Болонский процесс, участники круглого стола практически единодушно признали это положительным моментом в развитии российского образования, прежде всего, с точки зрения его интеграции в европейскую образовательную систему, влекущей за собой и повышение его качества. Виктор Садовничий признал, что вхождение в Болонский процесс – дело непростое не только для России, но и для европейских стран. Особенно тяжело оно дается, как отметил ректор МГУ, Германии. Здесь стоит вспомнить, что наша система образования построена по образу и подобию именно немецкой образовательной системы.
В завершение Виктор Садовничий добавил: «Я специально изучил более 50 попыток проведения реформы образования в России «сверху», и могу отметить, что ни одна из них не удалась».
5 сентября 2006