Дни космической науки прошли почти в эйфории
Накануне пятидесятого космического года российские ученые и конструкторы полны поистине космических планов.
Два дня продолжалось празднование начала нового космического года в Институте космических исследований РАН (ИКИ РАН). Традиционно новый космический год начинается в день запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября. Руководители амбициозных космических проектов – от изучения далеких галактик и темной материи до исследования климата Марса и энергичных частиц Солнца – рассказали собравшимся ученым и журналистам о достигнутых успехах и планах будущих исследований.
Нынешний 2006 год – первый год новой Федеральной космической программы, рассчитанной на 10 лет. Как отметил директор ИКИ РАН академик Лев Зеленый, «это, наверное, первая конференция, когда мы не жалуемся на отсутствие денег, самая большая проблема сегодня – отсутствие кадров и разрушение инженерных школ».
Руководитель проекта «Коронас-Фотон» директор Института астрофизики МИФИ Юрий Котов подчеркнул, что сегодня в космосе нет ни одного научного отечественного спутника, есть только российская научная аппаратура, установленная на иноземных космических аппаратах (КА). Первым научным запуском 2007 года, по-видимому, станет запуск КА для наблюдений Солнца «Коронас-Фотон». В числе его основных задач изучение связи солнечной активности с физико-химическими процессами в верхней атмосфере Земли, в частности с изменением климата. Полученные данные позволят ответить на вопрос, действительно ли деятельность человека ответственна за глобальное потепление климата. Как сообщил Юрий Котов 80% аппаратуры, установленной на «Коронас-Фотон», была изготовлена в России. В проекте также участвуют Украина, Индия и Польша. Одновременно с нашим спутником в рамках программы КОРОНАС будут летать американский и японский космические аппараты. С ними будет идти постоянный обмен информацией.
Ключевые проблемы, которые призвана изучать астрофизическая лаборатория «Радиоастрон» в рамках большой международной программы – поиск жизни во Вселенной, исследование сверхплотных быстровращающихся звезд, поиск кандидатов в «кротовые норы» – неких астрономических объектов, «связывающих» различные Вселенные, которых, согласно современным представлениям, – великое множество. Руководитель проекта директор астрокосмического центра МИФИ академик Николай Кардашев сообщил, что запуск "Радиоастрона" планируется в конце 2007-середине 2008 года, который будет осуществлен на украинской ракете-носителе "Зенит" с космодрома Байконур.
Астрообсерватория будет оснащена мощным научно-информационным комплексом и раскрывающейся в космосе 12-метровой параболической антенной. Разрешающая способность этого радиоинтерферометра – стотысячные доли угловой секунды. Орбита, на которой будет работать "Радиоастрон", – 350 тысяч километров, это означает, что фактически он представляет собой радиотелескоп размером с расстояние от Земли до Луны.
Прибор «Памела», установленный на выведенный на орбиту в июне 2006 года КА «Ресурс-ДК1», измеряет потоки заряженных частиц в широком диапазоне энергий. Этот российско-итальянский прецизионный магнитный спектрометр позволяет регистрировать и измерять знак и величину электрического заряда, скорость, импульс, энергию и массу космической частицы, а также направление и время ее прихода.
Как сообщил руководитель проекта директор института космофизики МИФИ Аркадий Гальпер, после трехмесячных летных испытаний спектрометра участники проекта приступили к анализу получаемой научной информации. Основная цель проекта РИМ-ПАМЕЛА – определение темной материи, занимающей, согласно современным представлениям, 95% Вселенной.
- Мы сели на хвост темной материи!, -- эмоционально сообщил Аркадий Гальпер.
В ходе трехлетнего эксперимента ученые надеются найти новые доказательства ее существования и подтвердить или опровергнуть одну из гипотез, согласно которой природа темной материи связана с природой неизвестных ранее частиц, родившихся на ранних стадиях зарождения Вселенной. Эти частицы обладают огромной массой, во много раз превышающей массу протона, не имеют заряда и слабо взаимодействуют. Обнаружить эти частицы можно, как пояснил академик, анализируя потоки известных частиц. Гипотетические, неизвестные пока частицы, условно названы «нейтралино».
- При их столкновении друг с другом и последующей аннигиляции образуются известные нам частицы. В них-то и надо искать следы взаимодействия темной материи. В ежедневно поступающей с «Памелы» информации объемом 12 гигабайт надо выделить искомое, которое составляет порядка 10-4 от общего объема данных», - пояснил Аркадий Гальпер.
Директор ИКИ РАН академик Лев Зеленый отметил, что в планетном направлении одним из главных остается проект «Фобос-Грунт», направленный на изучение спутника Марса. Запуск КА на марсианский спутник Фобос планируется на 2009 год, сейчас уже проходит испытания в НПО им. Лавочкина устройство для забора грунта. Особый интерес к крошечному Фобосу связан с тем, что, как предполагают ученые, он, как и другой марсианский спутник, а также кометы и астероиды, состоят из исходного первичного материала протопланетного облака, из которого образовались все тела Солнечной системы, в том числе и Земля. Небольшие размеры марсианских спутников исключают их внутренний разогрев и тектоническую активность, поэтому, как полагают, они, в отличие от планет, за время своего существования не претерпели изменений под влиянием различных факторов. Образцы грунта с Фобоса будут доставляться на Землю для тщательного анализа в ГЕОХИ РАН им. В.И. Вернадского. На Фобосе до 2012 года останется станция, которая будет заниматься мониторингом климата самого Марса и исследованием околомарсианского космического пространства.
Заместитель директора ИКИ РАН профессор Олег Кораблев пояснил, что сейчас на Марсе и в его окрестностях работают 6 космических аппаратов – 4 спутника и 2 марсохода.
- «Сбор урожая» идет полным ходом, - сказал Олег Кораблев, - Пока самый главный, прорывной результат – вывод о том, что период раннего, теплого Марса был очень короток, всего 650 млн. лет из 4,65 млрд. лет его существования. Этого недостаточно для формирования развитой жизни, но примитивные ее формы возможны. Три независимые исследовательские группы детектировали на Марсе метан, формирование которого без участия живых организмов весьма проблематично.
Лев Зеленый также отметил, что на Марсе обнаружены полярные сияния, что подтверждает наличие на нем магнитного поля, споры о существовании которого велись до сих пор.
Главный специалист РКК «Энергия» им. С.П. Королева Леонид Горшков отметил, что главная проблема будущего пилотируемого полета на Марс – его безопасность.
- Вероятность благополучного возвращения человека должна быть не меньше, чем вероятность возвращения с околоземной орбиты, - пояснил он.
Сейчас уже решена одна из важных задач будущего полета – защита космонавтов от радиации. Для этого баки с топливом общей массой 250 тонн будут располагаться вокруг жилого отсека, выполняя роль защитных экранов.
Первый беспосадочный пилотируемый полет на Марс, по мнению Леонида Горшкова, возможен не ранее, чем через 9 лет. Предполагается использование электрореактивных двигателей, которые будут построены по многомодульному принципу, причем каждый модуль будет совершенно автономным, что «делает их неуязвимыми к отказу».
- Сегодня уже все необходимые технологии для полета есть, но требуют отработки, - сказал Леонид Горшков.
Участники конференции рассказали также об открытии, сделанном российскими астрофизиками, выяснившими причину рентгеновского свечения Млечного пути, что по значимости, как утверждается, сравнимо с открытием Галилея, сделанным 400 лет назад.
По словам Льва Зеленого, разрешена загадка потери воды атмосферами Венеры и Марса, на Марсе обнаружены очень тонкие облака, которые состоят из кристалликов углекислотного льда, а ядрами конденсации служат пылевые частицы размером в десятые доли микрона.
В планах российских ученых также запуск в 2010 году внеатмосферной обсерватории «Спектр-УФТ», который будет способен наблюдать космические тела с излучением, в 20 раз более слабым, чем наблюдаемые самым мощным на сегодняшний день американским телескопом «Хаббл», который прекратит свою работу через 2 года.
Продолжится изучение Луны (проект «Луна-Глоб»), изучение невидимых полярных областей Солнца (проект «Интергелиозонд»), исследование космической плазмы (проект «Резонанс»), наблюдение удаленных областей нашей Галактики (проект ИНТЕГРАЛ) и др.
6 октября 2006