Кто сохранил лица писателей для потомков?
Будущие классики русской и мировой литературы встретились в Петербурге. И не просто встретились - сфотографировались вместе. Сохранить снимок для истории удалось благодаря редчайшей технологии, использовавшейся в Экспедиции заготовления государственных бумаг.
В 1880 году 5,5 тысяч подписчиков популярного в то время ежемесячного исторического журнала «Русская старина», который выходил с 1870 по 1918 год, увидели в одном из номеров издания коллективную фотографию писателей. Под фотографией было напечатано: «гр. Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. В марте 1856 года в Санкт-Петербурге. Приложение к «Русской Старине» 1880 г. том XXVII. Фотоглиптическая репродукция Г. Скамони напечатана в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг с фотографического снимка 1856 г., исполненного С.Л. Левицким. Дозволено цензурой. С-Петербург, 8 января 1880 г.».
Автор этого снимка Левицкий (Львов-Львицкий) Сергей Львович – один из первых фотографов России. В этом году исполняется 195 лет со дня рождения этого замечательного мастера фотоискусства. На профессиональном уровне Левицкий стал изучать фотографию, ее в то время называли светописью, с 1844 года в Париже, в 1849 году он вернулся в Санкт-Петербург. С первых же шагов Сергею Львовичу сопутствовал успех, через два года на Парижской выставке он получил золотую медаль. Эта награда стала первой в мире золотой медалью, выданной за фотографические работы. Так что фотографировал в 1856 году писателей уже опытный и известный фотограф.
Фотосъемка писателей происходила в фотостудии Левицкого в Санкт-Петербурге на Невском проспекте, 28 – напротив Казанского собора. Когда же была проведена фотосъемка, и что явилось поводом для ее проведения? Под фотографией указано, что это март 1856 года. Однако согласно записям в дневнике одного из участников фотосъемки, А.В. Дружинина, фотографировались писатели 15 февраля 1856 года. В его дневнике читаем: «Среда 1856, 15 февраля. Утром по плану Толстого сошлись у Левицкого я, Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров. Утро в павильоне фотографическом, под кровлей, имело нечто интересное. Просматривали портреты свои и чужие, смеялись, беседовали и убивали время. Общая группа долго не давалась, наконец, удалась по желанию».
Что же послужило поводом для того, чтобы литераторы из разных городов собрались вместе в Санкт-Петербурге? Собрала всех вместе совместная работа в журнале «Современник», одним из руководителей которого был Н.А. Некрасов. 14 февраля 1856 года у него был обед, на котором обсуждался план «составления журнальной компании, исключительного сотрудничества в «Современнике», - писал дочери Л.Н. Толстой. На следующий день «… по моему предложению все литераторы сделали фотографическую группу». Таким образом, и Толстой – инициатор фотографирования, и Дружинин независимо друг от друга указали один день съемки – 15 февраля 1856 года. Как вспоминал С.Л. Левицкий, Некрасов тоже должен был быть на фотографии, этого не произошло совершенно случайно.
В этот же день фотограф сделал не только групповой снимок, но и индивидуальные снимки писателей. Готовые фотографии участники съемки получили только в марте 1856 года (эта дата и указана под фотографией), фотографиями они обменялись и оставили на них свои автографы.
Левицкий, обладая незаурядным талантом и большим вкусом, сумел показать писателей с характерными для них особенностями поз и выражением лица. Помогло то, что благодаря своему двоюродному брату А.И.Герцену, Левицкий был хорошо знаком со многими писателями. В дальнейшем Левицкий создал «Галерею портретов русских литераторов», которая была передана в Императорскую Публичную библиотеку.
Но вернемся к коллективному снимку 1856 года. Фотография была сделана Левицким мокрым коллодионным способом. Этот способ предложил в 1851 году англичанин Фредерик Скотт Арчер вместо дагеротипии. Суть нового способа фотографирования состояла в получении фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках с коллодионной эмульсией. Чтобы получить такой фотоматериал, на стеклянную, специально подготовленную пластинку наносили раствор йодистого калия в коллодии и обрабатывали раствором азотнокислого серебра, вследствие чего получался слой йодистого серебра, распределенного в коллодии. Таким образом, пластинка становилась светочувствительной, в дальнейшем она экспонировалась и проявлялась. Мокрый коллодионный способ носил такое название потому, что все процессы со стеклянной пластинкой – подготовка ее, съемка, проявление и закрепление должны были производиться в течение 12-18 минут, пока она оставалась мокрой. Замедление процесса фотографирования приводило к высыханию пластинки, и тогда она становилась не годной к употреблению.
Снимок литераторов Левицкий выполнил на такой пластинке и хранил в своей коллекции. Со временем снимок под действием света потерял свой первоначальный вид, изображения на нем стало трудно разобрать. Через 24 года после съемки Левицкий передал авторский снимок в журнал «Русская Старина», но о качественной печати для журнала не могло быть и речи. Планировалось, что печатать снимок для журнала будет Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал ФГУП «Гознак») – одно из старейших бумажно-полиграфических предприятий в дореволюционной России. Только оно одно в России печатало банкноты, облигации, векселя и других ценные бумаги, хорошо защищенные от подделки.
Для того чтобы напечатать качественный снимок для «Русской Старины», была проведена большая подготовительная работа. Занимался этой работой Георгий Николаевич Скамони. Он приехал в Россию из Германии из города Вюрцбурга по приглашению Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг в 1863 году, принял русское подданство и с тех пор постоянно жил в России. Он возглавил на этом предприятии фотографическое отделение, основным назначением которого была разработка новых способов защиты государственных бумаг от подделки, в исследовании фальшивых банкнот и других ценных бумаг. В 1872 году он получил от Академии наук Ломоносовскую премию за работы в области гелиогравюры.
Для изготовления печатной формы Скамони сначала изготовил уменьшенный негатив, через который пропустил световые лучи на стекло, покрытое светочувствительным слоем, содержащим желатин. Копию он перенес на медную пластину, покрытую специальным слоем. В результате проявления копии на пластине получился желатиновый рельеф различной толщины в соответствии с насыщенностью тонов изображения. При обработке раствором хлорного железа на пластине образовались углубленные печатающие элементы. С использованием печатной формы, изготовленной Скамони, Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг отпечатала фотоглиптические репродукции снимка С.Л. Левицкого для журнала «Русская Старина». Необходимо отметить, что данный способ печати использовался в России только на этом предприятии, объяснялось это тем, что способ был не только очень дорогим и трудоемким, но и продолжительным по времени.
Фотоглиптическая репродукция снимка в то время удивила всех качеством исполнения. В отличие от фотографического снимка, который со временем тускнел и выцветал, эта репродукция не старела, то есть она не подвергалась отрицательному воздействию световых лучей. Это доказало время и сейчас, когда прошло более 130 лет после печатания снимка, он прекрасно сохранился, до сих пор на нем можно рассмотреть мельчайшие детали. Так благодаря фотографу С.Л. Левицкому, Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг и журналу «Русская Старина» мы можем видеть портреты молодых писателей, которым в скором времени суждено будет стать классиками русской литературы, а имена четырех из них узнает весь мир.
Среди шести писателей, запечатленных на снимке, по крайней мере четверо получили мировую известность. Но были ли они настолько знамениты в 1856 году?
Начнем с самого старшего по возрасту – с Ивана Александровича Гончарова (1812 – 1891). Ему 44 года, он убежденный холостяк. Ф.М. Достоевский так охарактеризовал его: «Джентльмен … с душой чиновника, без идей и с глазами вареной рыбы, которого Бог будто на смех одарил блестящим талантом». Гончаров недавно вернулся из кругосветного плавания на фрегате «Паллада», где служил секретарем адмирала Е.В. Путятина. Крымская война, начавшаяся в 1853 году, прервала плавание, но Гончаров успел побывать в Англии, Японии, «набил целый портфель путевыми заметками». Свои очерки публиковал в разных изданиях, а позже выпустил отдельной книгой. В 1847 году он уже напечатал роман «Обыкновенная история». Для того чтобы спасти писателя «от канцеляризма, в котором он погибает», литератор и цензор А.В. Никитенко устроил И.А. Гончарова в Петербургский цензурный комитет. Здесь он стал «самым исполнительным и робким чиновником», много позже его назовут лучшим цензором русской литературы. Именно в 1856 году Гончаров в качестве цензора подписал к печати «Повести и рассказы» Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883).
Роман «Обломов», принесший Гончарову большой успех, на этот момент был у него еще в набросках, напечатана была в журнале «Современник» только одна глава – «Сон Обломова». В окончательной редакции роман опубликовали лишь через три года после того, как был сделан снимок. Успех романа, как писал автор, «превзошел мои ожидания». Прекрасно отзовутся о романе и те, кто помещен с Гончаровым на фотографии. Так, Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) написал: «Обломов» – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его еще раз».
Когда российский предприниматель, меценат и коллекционер Сергей Михайлович Третьяков (1834-1892), создавая свою художественную галерею, заказал в 1870 году портрет Гончарова художнику Крамскому, писатель сначала наотрез отказался позировать: «… я не сознаю за собой такой важной заслуги в литературе, чтобы она заслуживала портрета, хотя и счастлив простодушно от всякого знака внимания, оказанного моему дарованию (умеренному)… Во всей литературной плеяде от Белинского, Тургенева, графов Льва и Алексея Толстых, Островского, Писемского, Григоровича, Некрасова – может быть – и я имею некоторую долю значения, но взятый отдельно и в оригинале и на портрете я буду представлять неважную фигуру…». На той фотографии, о которой мы рассказываем, Гончаров как раз и находится в окружении многих из тех, кого он указал! Только через четыре года Третьякову удалось уговорить Гончарова на создание портрета.
Второй по старшинству – 38 лет – Иван Сергеевич Тургенев. С 1854 по 1860 год Тургенев сотрудничал с журналом «Современник» как критик, рецензент и писатель. В 1856 году был опубликован его первый роман «Рудин», а позже из-под пера Тургенева выйдут еще пять романов: «Дворянское гнездо», « Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
Встреча И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого произошла в середине 50-ых годов XIX века. Вернувшись из Севастополя, Толстой остановился у Тургенева и, как жаловался тот Фету, «пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты во всю ночь: а затем до двух часов спит как убитый. Старался удерживать его, но теперь махнул рукой». Иван Сергеевич был очень мягким человеком. Его друг Дмитрий Васильевич Григорович (1822 – 1899) отмечал: «Недостаток воли в характере Тургенева и его мягкость вошли почти в поговорку между литераторами; несравненно меньше упоминалось о доброте его сердца; оно между тем, отмечает, можно сказать, каждый шаг его жизни. Я не помню, чтобы встречал когда-нибудь человека с большей терпимостью, более склонного скоро забывать направленный против него неделикатный поступок». Писал Григорович и бескорыстии своего друга: «Если бы возможно было составить список деньгам, которые Тургенев роздал при своей жизни всем, кто к нему обращался, сложилась сумма больше той, какую он сам прожил». Через несколько лет, в 1861 году, между Тургеневым и Толстым произошла ссора, чуть не завершившаяся дуэлью. Незадолго до смерти Тургенев отправил Толстому прощальное письмо, в котором назвал его «великим писателем Русской земли».
Дмитрий Васильевич Григорович был и литератором, и художником, и беллетристом. Свою литературную деятельность он начал с переводов французских драм, водевилей и повестей. Французский язык Григорович знал великолепно, его мать была француженкой, которая приехала и жила в России. В числе первых литературных трудов были оригинальные рассказы «Театральная карета», «Собачка», очерк «Петербургские шарманщики» в знаменитом сборнике «Физиология Петербурга», издававшемся Н.А. Некрасовым.
Знаменитым Григорович стал после написания повести «Деревня», напечатанной в 1846 году в «Отечественных записках». Григорович первым в отечественной литературе сделал крестьянина в его настоящем виде героем произведений, однако история отдала первенство в разработке этой темы его другу – И.С. Тургеневу и его «Запискам охотника».
По воспоминаниям современников Д.В. Григорович долгое время считался светским львом в столице, одевался только у французских портных, не пропускал ни одного бала. Он был гурманом, эстетом до мозга костей, «каждый дюйм джентльмен», по его собственному выражению. Григорович – великодушный, красивый и благородный аристократ в лучшем смысле этого слова, был еще и чрезвычайно интересным собеседником. Когда он рассказывал самую простую историю, пустячок, его можно было заслушаться, «он увлекал слушателей и сам увлекался своим рассказом, давая простор фантазии, ради которой жертвовал правдой». К 1856 году читатели уже смогли прочитать и оценить повести Григоровича: «Антон Горемыка», «Неудавшаяся жизнь», «Проселочные дороги» и «Переселенцы».
Александру Николаевичу Островскому должно было 31 марта 1856 года исполниться 33 года. Из шести литераторов только он единственно европейски образованный человек, знающий греческий, латинский, английский, итальянский, испанский, французский и немецкий языки. В 1847 году Островский опубликовал в «Московском городском листке» свой первый литературный опыт под названием «Несостоятельный должник», ставший основой его первой комедии «Свои люди – сочтемся!». Комедию запретила цензура, а самого автора как политически неблагонадежного отдали под надзор полиции. В январе следующего года Островского уволили со службы в Коммерческом суде вскоре после личного указания царя Николая I.
И.А. Гончаров будет хлопотать по поводу издания этой пьесы Островского и в августе 1858 года Гончаров напишет: «Сомнения нет, что комедия в измененном виде пройдет, но мне хотелось бы, чтобы она прошла в прежнем виде; я буду настаивать на этом…». Хлопоты станут успешными.
Островский к этому времени еще не создал хрестоматийных произведений о тяжелой участи русской женщины: «Гроза» и «Бесприданница», «Без вины виноватые» и многих других классических комедий – все это появится позже. Гончаров, подводя итоги творческого пути Островского, очень точно подметил: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
На фотографии есть литератор, которого знают немногие – это Александр Васильевич Дружинин (1824 – 1864). Он был критиком и беллетристом, прекрасно знал иностранную литературу, особенно английскую, перевел на русский язык некоторые трагедии Шекспира. В 1847 году появилась в печати его повесть «Полинька Сакс». С 1856 по 1860 год Дружинин работал редактором журнала «Библиотека для чтения», он – основатель «Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым». К сожалению, А.С. Дружинин прожил всего тридцать девять лет.
Самый молодой на снимке Лев Николаевич Толстой. Ему 28 лет. Он в 1851 году уехал на Кавказ, где принимал участие в военных операциях против горцев, за храбрость был представлен к Георгиевскому кресту, но уступил его солдату – награда обеспечивала тому пожизненную пенсию. В 1852 году он отправил рукопись «Детство», подписанную лишь инициалами «Л.Н» в журнал «Современник». Позже появятся «Отрочество», «Юность» и «Молодость». Толстой был участником обороны Севастополя – до 15 мая 1855 года командовал артиллерийской батареей в самом опасном месте Севастополя – на четвертом бастионе. При этом проявил мужество, получил орден св. Анны и медали. Цикл очерков «Севастопольские рассказы» поразили современников и принесли славу молодому писателю. Напечатаны они были в 1855 году – за год до того, как литераторы собрались для того, чтобы сфотографироваться. О том, как в дальнейшем сложилась судьба у «властителя» дум – Л.Н. Толстого, рассказывать нет необходимости, об этом все хорошо знают.
Фотоглиптическую репродукцию снимка в журнале «Русская Старина» в 1880 году смогли увидеть все изображенные на снимке, за исключением А.В. Дружинина.
8 июня 2014