Китай, великий и могучий
Спираль бытия вновь сближает нас с самым мощным и огромным из непосредственных соседей — Китаем. Что представляет сегодня собой китайская цивилизация? Что принесёт это сближение и сотрудничество в ближайшей и отдалённой перспективе?
Первые попытки России установить контакты с этой страной оказались беспрецедентно долгими. Серия бесплодных российских посольских экспедиций, начавшаяся в 1608 году, продолжалась почти до конца века. И только в 1689 году посольство увенчалось первым успехом, когда с Китаем, находившимся в то время под властью манчжурской династии Цин, был подписан межгосударственный, Нерчинский договор о границах и порядке торговли. С той поры на протяжении двух столетий отношения наши развивались ни шатко, ни валко: сказывалась колоссальная удалённость друг от друга столиц, разделённых к тому же дикими, малонаселёнными территориями.
Технический прогресс, однако, сблизил страны и породил взаимные интересы: экономические, политические и военные. На рубеже XIX и XX веков строится КВЖД — Китайская Восточная железная дорога, соединяющая через территорию Китая Читу с Владивостоком и с Порт-Артуром, превратившимся в базу российского военного флота. Возникают и фантастически быстро разрастаются русские города Харбин и Далянь (Дальний). Дальше была Октябрьская революция, охлаждение отношений вплоть до их полного разрыва в 1927 году, краткий «роман» с партией Гоминьдан и её основателем Чан Кайши, активная помощь Мао Цзедуну в борьбе с японскими оккупантами, а также за установление в стране власти китайской компартии в противостоянии теперь уже с Гоминьданом, максимальное сближение двух стран до уровня знаменитого лозунга «нерушимой дружбы на десять тысяч лет», затем новый резкий спад после ХХ съезда КПСС в 1956 году, кровавые вооружённые столкновения в 1969-м на границе возле острова Даманский и в Казахстане, и медленное-медленное движение друг к другу в попытках восстановить утерянное.
В 1989 году это движение достигло уровня возобновления межпартийных связей между КПСС и КПК. После распада СССР отношения между Россией и Китаем, мощно шагавшем по пути экономических реформ, перешли в совершенно иную фазу, в которой идеологической составляющей места практически не осталось. Последние события в мире вынуждают нашу страну повернуться лицом на Восток, в поисках более тесного экономического сотрудничества с могучим партнёром. Но что же представляет сегодня собой китайская цивилизация? Насколько прошедшие века, научно-технический прогресс, политические, экономические и иные перемены повлияли на традиционный уклад жизни китайцев, на их менталитет, и сейчас представляющий немалую загадку для европейцев, несмотря на сотни лет тщательного изучения?
Не претендуя на попытку найти ответы в полном объёме, остановимся лишь на традициях семейных отношений в Китае, игравших колоссальную роль в государстве и обществе на протяжении сотен и тысяч лет, и не утративших своего значения и поныне.
«Вырастить сыновей и обеспечить свою старость»
«Ян цзы фан лао» – так звучит по-китайски этот базовый постулат организации жизни китайской семьи и общины. Родители полностью отвечают за благополучие своих детей с тем, чтобы дети в своё время полностью обеспечили их старость. Вплоть до 1980 года Китай оставался единственным в мире государством (по крайней мере среди достаточно развитых), где в принципе не существовало системы пенсионного обеспечения.
Гуманистическое и вполне естественное сегодня представление о том, что государство (власть) обязано заботиться о своих престарелых гражданах или подданных, первым в истории взялся реализовывать Гай Юлий Цезарь, назначив пособие по старости ушедшим на покой ветеранам победоносных римских легионов. В разных формах такие пособия назначались чиновникам, прочему служилому люду, военным инвалидам и в европейских странах, начиная с XVII—XVIII вв., в том числе и в России с петровских времён. Первую настоящую систему государственного пенсионного обеспечения создал канцлер Германии Отто фон Бисмарк в 1889 году.
В Китае подобных мыслей никогда ни у кого не возникало в силу абсолютно иного общественного устройства, традиций и правовых норм. На охране спокойной, обеспеченной или, по меньшей мере, безбедной старости, самой жизни стариков незыблемым бастионом стояли китайские законы. Китайское право — одно из древнейших в мире, одно из наиболее изощрённых и единственное, просуществовавшее фактически в первозданном виде до начала ХХ века. Оно сформировалось и было систематизировано во второй половине I тысячелетия до н.э. – почти 2500 лет назад. За это время, естественно, подвергалось дополнениям, изменениям, совершенствованию, но основополагающие нормы неизменно сохранялись во всех кодексах всех сменявших, а зачастую свергавших друг друга династий (включая Чингисхана и его потомков). Для тех, кто с лёгкостью разрушает памятники недавних политических кумиров, отменяет сегодня законы, принятые только вчера, подобное выглядит поразительно, подозрительно и непонятно. Однако, это действительно так. Китайцы, вообще, нация, никогда не отбрасывающая и не забывающая ничего из того, что было создано, написано и сделано. Эта особенность национального менталитета чрезвычайно важна для понимания жизни даже современного китайского общества и государства. И ни в одном кодексе за всю историю мирового права не существовало настолько скрупулёзного и объёмного подхода к вопросу обеспечения и защиты прав старшего (по-нашему – пенсионного) поколения, а также всего круга семейных взаимоотношений.
Самыми тяжкими преступлениями в Китае считались «десять зол» («ши э»), направленные «против Неба», то есть против основ мироустройства, существующего космического порядка. Совершившим такие деяния преступникам не полагалась амнистия –довольно обычная и часто практикуемая форма изъявления милосердия центральной и местной властью в Китае. Понятно, что первыми номерами шли злодеяния против императора и государства — заговор и мятеж, бунт и измена. Но уже на четвёртом месте значилось «неподчинение и непокорство» («э ни») – преступления против кровных родственников: убийство или насилие в отношении деда, бабки, родителей, дядей, старших братьев и сестёр и вообще всех старших членов семьи.
А на седьмой позиции в десятке «особо тяжких» стояло выражение сыновней непочтительности к родителям («бу сяо»). Преступником становился тот, кто в чём-то обвинял бабушку, дедушку или родителей, ругался в их адрес. Пытался поделить общее имущество при их жизни и просто плохо их содержал. И не дай бог, кстати, ради завладения имуществом ложно объявить, что кто-то из твоих стариков скончался! Наказание будет неотвратимым и жестоким.
27 февраля 2015
Статьи по теме: