Портреты на банкнотах: все помнят их прерванный полет!
Четверо героических лётчиков – австралиец, француз и двое литовцев – оказались увековечены портретами на банкнотах. Кто они и почему удостоились такой чести?
Австралийский доллар – официальная валюта Австралийского Союза, в который, помимо 6 штатов самой Австралии, также входят остров Рождества, Кокосовые острова и остров Норфолк, а также независимые тихоокеанские островные государства Карибати, Науру и Тувалу. По сравнению с другими ведущими мировыми валютами, он появился совсем недавно, в 1966 году, заменив собой австралийский фунт. Тогдашний глава Резервного банка Австралии доктор Кумс сделал все возможное, чтобы банкноты были изготовлены на высоком техническом уровне. Для разработки образцов новых купюр пригласили лучших художников, которые предложили необычное для того времени цветовое решение: ярко-зеленые, золотисто-оранжевые и красные тона и этнические мотивы в художественных композициях. Много спорили о том, как назвать новые деньги: предложенное премьер-министром Робертом Мензисом название «роял» (the royal) не получило поддержки населения, и валюту назвали долларом.
На лицевой стороне 20-долларовой банкноты из первого выпуска (1966-1972 гг.), которая была в обращении до 1994 года, поместили портрет сэра Чарльза Эдварда Кингсфорда-Смита (1897-1935) – австралийского летчика, одного из пионеров австралийской авиации. В 1928 году он стал первым, кто пересёк Тихий океан на самолёте, а годом раньше он облетел за рекордное время вокруг Австралии. Среди его достижений есть одиночный полёт из Австралии в Англию, проделанный за семь дней, и полет через Атлантический океан. Почти все свои подвиги Кингсфорд-Смит совершил на самолете «Южный крест», который он продал в 1935 году австралийскому правительству. Сейчас «Южный крест» выставлен в мемориале Кингсфорда-Смита возле международного терминала в аэропорту Брисбена.
В ноябре 1935 года Кингсфорд-Смит и второй пилот Пентибридж отправились из Англии в Австралию, намереваясь установить рекорд скорости. Рано утром 8 ноября их самолет пропал в Андаманском море неподалеку от бирманского побережья. Поиски ни к чему не привели. Лишь в мае 1937 года бирманские рыбаки нашли часть стойки шасси самолета на острове к юго-востоку от Рангуна.
Небольшие государства, которые не имеют собственного банкнотного производства, заказывают банкноты в других странах – в Великобритании, или во Франции, или в Германии, или в США, или в России. Так поступила и Литва: её лит был введён в обращение в октябре 1922 года, и тогда банкноты печатались в Англии, Чехословакии и Германии. После присоединения Литвы к СССР лит заменили советским рублем. В 1991 году, когда Литва стала независимой, появились литы нового образца, которые быстро обесценились. В качестве платежного средства тогда стали использовать временные деньги – «общие талоны», или, как их ещё называли, вагнорки, по имени премьер-министра Литвы Гедиминаса Вагнорюса. Однако 25 июня 1993 года лит снова вернулся из небытия.
На лицевой стороне 10-литовой банкноты изображён двойной портрет летчиков – Стяпонаса Дариуса (1896-1933) и Стасиса Гиренаса (1893-1933). Двойные портреты явление редкое на банкнотах, об одном таком портрете – братьев Гримм – мы уже писали. Оба лётчика погибли вместе, совершая перелет от Нью-Йорка до Каунаса (Ковно), тогда столицы Литвы. Маршрут разбили на 3 этапа: первый – от Нью-Йорка до Ньюфаундленда, на втором этапе они должны были пролететь над Северной Атлантикой, и последний этап – из Ирландии в Каунас, второй и третий по расчётам оказывались самыми сложными. Общая протяженность маршрута составляла 7186 км. Летчики вылетели из Нью-Йорка 15 июля 1933 года на специально переоборудованном самолете, названном «Литуаника» («Lituanika» - «дух Литвы»). Изображение «Литуаники» на фоне контуров Северной Америки дизайнер Гедрюс Йонайтис разместил на оборотной стороне банкноты.
После удачного перелета над северной частью Атлантического океана, занявшего 37 часов 11 минут, самолет потерпел крушение над территорией Германии, не долетев до Каунаса всего 650 километров – менее десятой части пути. Место катастрофы ныне находится на территории Польши у деревни Пшчельник под Мыслибужем. Тем не менее, полёт стал вторым в мире по дальности полета и четвертым – по времени, проведённом пилотами в воздухе. Хотя у мужественных летчиков не было навигационных приборов, и летели они в неблагоприятную погоду, их перелет стал одним из самых точных в истории авиации того времени.
Что мы знаем о национальных героях Литвы? Стяпонас Дарюс (имя при рождении Стяпонас Юцявичус-Даршюс) – военный летчик, спортсмен (занимался баскетболом, хоккеем, бейсболом, боксом, легкой атлетикой), участник Олимпийских игр в Париже в 1924 году, на банкноте его портрет слева. В 1907 году вместе с родителями эмигрировал в США, в 1920 году вернулся на родину, в 1924 году после окончания курсов стал военным летчиком. Стасис Гиренас (имя при рождении Стасис Гирскис), как и Дарюс, эмигрировал в США, на банкноте его портрет изображен справа. Фамилию сменил по совету Стяпонаса Дарюса перед полетом в Литву.
Подвигу литовских летчиков посвятил свое стихотворение «Имени смелых» К. Бальмонт:
«Дарюс, Гиренас, два лишь слова,
И Литуаника, их три.
Но сколько сердца здесь живого,
И сколько боли здесь… Смотри!
Воздушный конь раскинул крылья,
Чтоб Океан перелететь.
Но тщетны мощные усилья.
…………………………….
И если – безогляден – смелый,
Был Роком сорванный полет,
Нам указуя, все пределы,
Он к безпредельности зовет!»
На банкнотах достоинством 10 лит, напечатанных в 1991, 1993, 1997, 2001 и 2007 году, портрет летчиков остался практически таким же. Однако следует отметить, что при выпуске 1993 года на обороте купюры контуры Северной Америки и Европы заметно изменились. Банкноты достоинством 10 лит 2007 года, бывшие в обращении до появления евро 1 января 2015 года, отпечатали в Германии компанией Giesecke & Devrient GmbH.
Четвёртого лётчика, чей портрет попал на банкноты, наверняка знают все – это Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944) – французский писатель, поэт и профессиональный пилот. Последний раз он поднялся в воздух 31 июля 1944 года, отправившись с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет, из которого уже не вернулся. Его портрет стал украшением 50-франковой банкноты, которая вышла в обращение 20 ноября 1993 года.
Долгое время о его гибели ничего не было известно. Только в 1998 году в море близ Марселя рыбак обнаружил браслет с именами Сент-Экзюпери и его жены и адресом издательства, в котором печатались его книги. Через два года ныряльщик Люк Ванрель обнаружил на 70-метровой глубине обломки самолета, возможно, принадлежавшие известному писателю и летчику. В 2003 году подняли фрагменты самолета, на одном из которых сохранился серийный номер, позволивший установить, что это именно тот самолет, которым управлял Сент-Экзюпери. Однако исследование остатков самолета не дало ответа на вопрос о том, как именно погиб летчик.
При работе над банкнотой французско-швейцарский дизайнер Роджер Пфунд на лицевую сторону поместил портрет Сент-Экзюпери на фоне карты мира с нанесённым на неё лётным маршрутом. В верхней части банкноты мы видим силуэт самолета, и ещё один силуэт, но другого самолета изображен на оборотной стороне банкноты. На каких только моделях не приходилось летать пилоту в его жизни! Среди них был даже АНТ-20 «Максим Горький», на котором Сент-Экзюпери летал в 1935 году во время командировки в СССР в качестве корреспондента. За всю карьеру летчика он потерпел 15 аварий! Одна из самых крупных произошла, когда он попытался поставить рекорд при перелете Париж–Сайгон на собственном самолете С.630 «Симун», но потерпел крушение в Ливийской пустыне. Тогда Сент-Экзюпери вместе с механиком Прево, умиравших от жажды, спасли бедуины. Этот эпизод стал одной из сюжетных линий его книги «Планета людей». Другая серьезная авария случилась в Гватемале в 1938 году, когда он совершал перелет Нью-Йорк–Огненная Земля, после нее летчик долгое время восстанавливал здоровье.
Дизайн банкноты напоминает и о самом известном произведении писателя – аллегорической повести «Маленький принц», впервые опубликованной в Нью-Йорке 6 апреля 1943 года (в русском переводе ее можно было прочитать только в 1959 году в журнале «Москва»). Примечательно, что рисунки к ней автор выполнил сам, и они не менее знамениты, чем сама книга: это не столько обычные иллюстрации, сколько органическая часть произведения в целом, сам автор и герои книги все время их обсуждают. На банкноту попали изображение маленького принца – он есть и на лицевой, и на оборотной стороне – и шутливый рисунок писателя – «Удав, переваривающий слона».
Спустя некоторое время после первого выпуска денег с портретом Сент-Экзюпери в Банк Франции пришло возмущённое письмо, автор которого указывал на опечатку в фамилии писателя и летчика. Директор банка Ален Тиро публично признал наличие опечатки и сообщил, что ее обнаружили слишком поздно, когда уже напечатали 200 тыс. банкнот. В следующем их выпуске опечатку уже исправили.
Биографии четырех летчиков во многом похожи: они родились примерно в одни и те же годы (в период с 1893 по 1900 год), трое из них – в многодетных семьях: Гиренас стал 16-ым, Чарльз Кингсфорд-Смит – 7-ым ребенком в семье, а у родителей Сент-Экзюпери, кроме него, было еще четверо детей. Все четверо ушли добровольцами на войну, первые трое воевали на фронтах Первой мировой войны, а Сент-Экзюпери – во Второй мировой, имели военные награды. Кингсфорда-Смита во время одного из боевых вылетов ранили в ногу, после чего ему ампутировали несколько пальцев на ноге, и ему пришлось уйти из военной авиации. Сент-Экзюпери друзья пытались убедить, что он принесет больше пользы своей стране, будучи писателем и журналистом, а не военным летчиком, но напрасно. Израненный в авиакатастрофах, признанный негодным для военной службы в авиации, Сент-Экзюпери отправился в боевую часть. «Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это», – писал он.
Так получилось, что в определенный момент все авиаторы покинули родину и оказались на какое-то время в США, однако их любовь и преданность отечеству и полётам оставалась неизменной. Все пилоты погибли за штурвалом самолета молодыми: Стяпонас Дариус – в 37 лет, Чарльз Кингсфорд-Смит и Стасис Гиренас – в 38 лет, Сент-Экзюпери – в 44 года. У каждого обстоятельства гибели не вполне ясны, двое же из них, Кингсфорд-Смит и Сент-Экзюпери, погибли над морем.
В 1953 году международный аэропорт города Сиднея назвали в честь Кингсфорда-Смита, имя Сент-Экзюпери носит Лионский аэропорт. Портреты трех пилотов увековечены не только на бумажных, но и на металлических денежных знаках. На монетах 10 литов, выпущенных в 1993 году к 60-летию полета Дариуса и Гиренаса, а в честь столетия со дня рождения Чарльза Кингсфорда-Смита в 1997 году выпустили памятные монеты номиналом в 1 австралийский доллар; ещё позже, в 2010 году, Королевский монетный двор Австралии отчеканил памятную монету «Сэр Чарльз Кингсфорд-Смит».
22 августа 2015
Статьи по теме: