О больших данных и хакатонах
Зачем Яндекс пришёл на Большой Коллайдер, и как сделать интересный хакатон по Большим данным для подростков? Об этом рассказывают: Андрей Устюжанин – руководитель группы международных учебно-исследовательских проектов Яндекс, и Иван Бибилов – руководитель направления программирования в образовательном проекте GoTo.
Можно сказать, что Яндекс у большинства ассоциируется с поиском, пробками и погодой, а что он делает в проектах CERN?
А. На первый взгляд кажется что пробки, погода и поиск – это задачи, решаемые совершенно разными способами, но на самом деле в них гораздо больше общего, чем различий. В первую очередь, это анализ данных, предсказательные модели и автоматизация исследований. Физика сталкивается с задачами совершенно непохожими на эти, но решения оказываются в том же измерении – анализ данных, предсказательные модели и автоматизация.
Сначала это был пиар-проект, чтобы доказать себе и миру, что наши наработки работают в любой области. Мы это сделали. Сейчас это полноценное исследовательское направление Школы Анализа Данных, в рамках которого студенты защищают дипломные работы, пишут диссертации. Чтобы понять , насколько это всерьез – нашу группу приняли в состав коллаборации LHCb как полноправного члена. До этого все участники коллаборации были исключительно группами физиков.
В каких научных направлениях «Большие данные» сейчас востребованы больше всего?
А. Они необходимы там, где много данных. Сейчас это актуально для большинства направлений. Сравнивать направления друг с другом – дело неблагодарное. Есть направления, которые развиваются давно, но влияют на базовые принципы (физика). Есть молодые направления, вроде нейробиологии и вычислительной биологии, в которых многие открытия еще предстоит сделать.
Вообще, «Технологии больших данных» – это очень большой спектр: какие-то вещи вроде технологий Apache или Hadoop используются уже давно, а некоторые еще только-только начинаю развиваться, например, «глубокое обучение».
В последнее время набирает популярность такой формат мероприятий для школьников, студентов или молодых специалистов, как Хакатоны. Чем он отличается, скажем, от классических олимпиад или конкурсов?
А. Хакатон в первую очередь отличается своей интенсивностью, интерактивностью и открытостью – он совмещают в себе возможность прикоснуться к чему-то новому и познакомиться с единомышленниками и даже потенциальными работодателями или клиентами. Мне кажется, это замечательный формат. Организаторы, в свою очередь, кроме дополнительного внимания со стороны потенциальных сотрудников и клиентов, могут получить неожиданный и свежий взгляд на поставленную задачу. Хакатон – это прежде всего новая форма общения.
Классическая форма образования, когда обучающиеся получают знания от лектора и из учебников – что ждёт её в будущем, когда в нашей жизни становится всё больше информационных технологий?
А. Старая схема никуда не денется. По моему непрофессиональному мнению, она просто станет одним из возможных вариантов, многим из которых еще предстоит доказать свою жизнеспособность. Можно провести аналогию с работой в компаниях – раньше не было удаленной работы, а сейчас в каких-то областях она – почти мейнстрим.
Какие цели и задачи ставите вы перед образовательным проектом GoTo Hack?
И. Одна из главных наших целей – это популяризовать исследовательские проекты среди школьников и студентов. Анализ данных – одна из уникальных областей, где наука, бизнес и общество сливаются воедино. И это отличный повод увлекать и занимать неокрепшие умы. Конечно, среди целей также пробовать новые форматы для нашего проекта и устраивать «тусовки» интересных людей.
Крупные компании всё больше обращают внимание на поддержку школьных и студенческих проектов. Означает ли это, что «легкоизвлекаемые» интеллектуальные ресурсы закончились и фирмам нужно начинать готовить будущих сотрудников уже со школьной скамьи?
И. «Легкоизвлекаемых» интеллектуальных ресурсов не существует, кто-то в них все равно вкладывается, просто обычно этот «кто-то»– государство и энтузиасты. Любая компания, когда проходит через некоторый порог сотрудников, начинает понимать, что «тусовка» – это как угли: если их много, они начитают разгораться друг от друга, а если мало – всё гаснет. Поэтому сначала компании начинают обращать внимание на студентов, а потом и на школьников – это вполне естественный процесс. Достаточно посмотреть, сколько разных школ существует сейчас в крупных IT-компаниях. Ситуация в IT и робототехнике усугубляется ещё и тем, что в прикладных областях технологии очень быстро меняются, а программы в школах и университетах не поспевают за этим процессом.
Поддерживает ли государство ваш проект GoTo Hack или вы «идёте против течения»?
И. Государство помогает, например, нас поддерживает «РВК» (ОАО Российская венчурная компания – прим.) – государственный институт развития. И кстати, мы не плывем против течения, у нас довольно много самых разных партнеров – это и университеты, и компании, и СМИ. У каждого есть свои интересы и способы их достижения, мы просто выбрали сферу образования и пытаемся заниматься в ней интересными и передовыми вещами.
Конечно, мы не во всем вписываемся в концепцию текущего образования в России, например, реализовав отличный проект в области нейротехнологий или будучи успешным в биоинформатике, школьнику пока невозможно поступить в университет без экзаменов.
Он также должен не забывать о классических олимпиадах и ЕГЭ и, порой, даже бросать свою интересную деятельность ради поступления, да и родители не всегда понимают и поощряют подобные увлечения. Но мы надеемся, что сможем внести свой посильный вклад и изменить ситуацию к лучшему в масштабе региона и страны.
Те, кто приходит на хакатоны по Big Data и IT – кто они, какие проекты хотят реализовать?
И. Как правило, это школьники и студенты, которым абстрактно нравится заниматься какой-то сферой, и им радостно поработать над задачами в командах таких же подростков. Как правило, самостоятельно генерировать идеи им сложно, и приходится вместе чуть расширять их горизонты тем, над которыми можно поработать и получить интересные результаты. Иногда побочным эффектом становится смена школьником и студентов любимых областей науки и техники.
Разный уровень участников хакатонов, когда есть и слабые, и сильные и «середнячки» – как сделать мероприятие интересным и полезным для всех?
И. Это делается очень просто. Хакатон – творческое мероприятие, а не олимпиада или контрольная. Именно выбор правильной темы для каждой команды может быть гарантией того, что всем будет интересно. Кроме того, при командной работе важно не только программирование, но и настрой, ритм работы, генерация идей, поддержка друг друга. Каждый выносит из мероприятия какой-то свой опыт.
Когда у нас появился свободный доступ к интернету, мы стали массово переносить в сеть свою жизнь: появилась удалённая работа, форумы и соцсети для общения. Однако сейчас можно заметить обратный процесс – для многих становится принципиально важным личное участие. Мы пока не умеем правильно пользоваться виртуальные ресурсами или же из творчества всё-таки невозможно «вырвать» живое общение?
И. Для некоторых процессов технологии присутствия и вовлеченности еще не развились настолько, чтобы можно было эффективно трудится вместе. Этот эффект известен большинству фрилансеров, когда идеи «зачем мне офис, дома удобней, и я делаю всё когда захочу» сменяются мыслью, что неплохо бы иногда запираться в одной комнате и продуктивно работать некоторое время, например, пару дней, и сделать то, что обычно не удается и за пару месяцев. Кстати, на этом же феномене основан эффект хакатонов. Личное внимание и общение всё ещё очень важно.
Лет десять назад вокруг «удалённой работы» был настоящий ажиотаж – все о ней писали и говорили, сейчас же пришло некоторое спокойное отношение к этой очередной «серебряной пуле». Где-то достаточно звонка, а где-то надо неделю общаться, кричать друг на друга, снова общаться – и все это для того, чтобы что-то получилось.
С 20 по 22 февраля в Москве пройдут хакатон и открытый лекторий образовательного проекта GoTo.
Образовательный проект GoTo запускает серию хакатонов по перспективным технологическим направлениям. Ближайший хакатон будет посвящен актуальной теме – Big Data. Помимо самого соревнования организаторы приглашают на серию открытых лекций ведущих экспертов области. Принять участие в соревнованиях смогут старшеклассники и студенты младших курсов. Участники хакатона вместе с экспертами по анализу данных и социологами смогут на основе открытых данных получат возможность исследовать поколение своих ровесников.
Открытые лекции смогут посетить все желающие вне зависимости от возраста. Участие будет интересно тем, кто хочет больше узнать об анализе данных применительно к широкому кругу областей: от ЦЕРН, биологии и социологии до рекламы, от простых исследований до Deep Learning и искусственного интеллекта.
Подробнее о мероприятии
19 февраля 2016