«Читать — модно!»: эффективная мотивация или подмена понятий?
Лозунг «читать — модно!» все чаще звучит в рекламе книг, газет, журналов. На первый взгляд в таком методе популяризации чтения нет ничего плохого.
В последние годы лозунг «читать — модно!» стал все чаще встречаться в материалах различных литературных проектов и акций, а также рекламных продуктах, создаваемых книготорговыми организациями и библиотеками с целью привлечения потенциальных читателей и пользователей. Нередко звучит этот слоган и из уст деятелей культуры и политики.
На первый взгляд в таком методе популяризации чтения нет ничего плохого. Напротив, в ком-то (стремящемся быть модным) такого рода призывы вполне могут пробудить тягу к книгам. Только вот тенденция перевода чтения в разряд «модных занятий» чревата некоторой трансформацией у общества представлений о сути данного процесса. Притом трансформацией не в лучшую сторону, при которой чтение начинает рассматриваться в качестве некой самоцели – чтения ради чтения.
Налицо хоть и не умышленная, но, все же, явная подмена понятий. Понимать, что чтение – не цель, а именно средство – крайне важно! Важно понимать, что это один из главных способов качественного самопреобразования личности по целому ряду направлений – эстетическому, культурному, интеллектуальному и др. Понимание данного факта способно не только стимулировать потребность в чтении, но и влиять на его качество, обуславливая выбор литературы, делая его более осознанным и неслучайным.
Писать и читать человек научился достаточно давно. Вот уже более пяти тысячелетий мы пользуемся текстовыми документами. С развитием технологий появился ряд альтернативных способов работы с информацией: аудио- и видеодокументы, являясь более доступными для восприятия, составили ощутимую конкуренцию тексту. Однако данные обстоятельства отнюдь не умаляют актуальность чтения в современном мире. И все это благодаря тому, что чтение (с какого бы носителя оно не осуществлялось – бумажного или электронного) было и остается одним из эффективнейших средств развития человеческого мозга.
Научным доказательством этому служат результаты исследований в области психологии и нейрологии, проведенные Джоном Стейном, Станисласом Деэне, Робертом Уилсоном, Грегори Бернсом и другими учеными из разных стран. Впрочем, прийти к выводу о положительном влиянии чтения на развитие мозга можно и на основании самостоятельных наблюдений: абсолютное большинство выдающихся (в отношении умственных способностей) людей прошлого и настоящего – люди читающие. И это не случайно. Если мы коснемся теории чтения, то станет очевидным кардинальное отличие этого способа работы с информацией от всех других.
Так, например, в отличие от получения информации из видеоряда, дающего уже готовые образы, при чтении происходит последовательное восприятие системы письменных знаков, их преобразование в слова и предложения. В этом случае для получения образа мозгу необходимо расшифровать ряд символов, понять значение отдельных букв и слов, объединив их в более объемные и сложные информационные кластеры – фразы и предложения. Затем, удерживая их в кратковременной памяти, соотнести друг с другом и собрать единую информационную композицию – образ.
К сожалению, мало кто задумывается над тем, насколько сложную работу проделывает мозг во время чтения текста и насколько важен этот процесс для умственного развития человека на протяжении всей его жизни. Возможно, еще в школе следовало бы закладывать понимание о принципах воздействия чтения на мозг, формируя таким образом у детей осознанный, не постулированный интерес к чтению. В какой-то мере это могло бы предупредить ряд случаев «внезапного ухода от книг», нередко наблюдаемого в период так называемого переходного возраста и зачастую затягивающегося на всю жизнь.
Известно, насколько восприимчиво подростковое сознание к ярким образам. С помощью современных компьютерных технологий не составляет труда наглядно, доступно и красочно проиллюстрировать процессы, происходящие в мозге человека во время чтения. Так, например, можно показать школьникам существенную разницу в воздействии на мозг информации, извлекаемой из текста в сравнении с информацией, воспринимаемой из альтернативных источников, таких как аудио и видео (важно исключить при этом всякое противопоставление, а провести лишь сопоставление). Так, в сознании детей вместе с положительными эмоциями, полученными от прочтения любимых книг, надолго сохранилось бы ясное и обоснованное представление о пользе и значении чтения для человека на протяжении всей его жизни.
Быть может, тогда и не потребуется спустя время вновь привлекать внимание этих людей к чтению, ссылаясь на моду и прочие не совсем сопоставимые с данным занятием понятия.
11 августа 2016