Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Остров практик

Все новости ›

На биологических станциях студенты не только учатся собирать животных и растений и отличать одни виды от других – здесь также стараются изучать жизнь и её формы в их природной целостности, что особенно важно в наш молекулярный век.

Полевая станция — это место, где мы можем прочесть книгу жизни на том языке, на котором она была написана.
Джеймс Кирчнер, университет Беркли

Представьте, что вы полдня сидите в холодной морской воде, а другую половину дня вас то поджаривает на солнце, то поливает дождем, то норовит кто-нибудь съесть. И сбежать отсюда вы не можете, потому что вы – моллюск и намертво прикреплены к камню. А камень лежит на морской литорали – участке берега, который уходит под воду во время прилива и осушается во время отлива.

Студенты идут на гребных лодках к месту обитания ламинарии вблизи о. Средний.
Знаменитые беломорские мидии – обитатели литорали.
«Когда вы рисуете – вы это изучаете».
Здание Биологической станции при Соловецком монастыре. Фото C.M. Прокудин-Горский, 1910 г.
Теперь имя А.А. Заварзина носит флагман университетского флота.
Вид на бухту Наговица, на берегах которой расположилась биостанция СПбГУ.
В глубине острова Средний прячутся несколько пресноводных озер.
Усоногие раки балянусы (они же «морские желуди») примостились под фукусом, который иначе называют «морским дубом».
Травяная лягушка.
Северное разнотравье.
Луда (так на севере называют безлесые острова) Седловатая позволяет представить себе, как выглядит тундра.
«Выросло всё, что могло вырасти в этом месте, а мы на это смотрим и делаем выводы».
Студенты МФТИна занятии по биохимии.
Профессор Андрей Игоревич Гранович рассказывает о зоопланктоне.
Разбор результатов драгировки - метода сбора донных обитателей при помощи драги.
Всех, кого поймали, важно в целости и сохранности довезти до лаборатории.
До свидания, Белое море!

Разнообразие жизненных форм, которые умудряются приспособиться к таким условиям, поражает воображение. Моллюски, кольчатые черви, мшанки, губки, ракообразные, масса одноклеточных организмов, водорослей и цветковых растений – здесь можно найти представителей едва ли не всех типов живых организмов. Ориентироваться в их разнообразии учатся студенты биологического факультета СПбГУ, которые проходят полевую практику на острове Средний в Кандалакшском заливе Белого моря. Возможно, кому-то кажется, что ловля водорослей, сбор губок и червей, накалывание бабочек на булавки, чтение следов зверей и пр., и пр. – это даже не прошлый, а позапрошлый век биологии, ведь современная наука давно перешла на клеточный и молекулярный уровень. Но на самом деле в биологическом макромире задач и загадок ничуть не меньше, чем в микромире, среди клеток и молекул.

Знаменитые беломорские мидии – обитатели литорали.
В перерыве между занятиями со студентами-первокурсниками мы разговариваем с заведующим кафедрой зоологии беспозвоночных, профессором СПбГУ Андреем Игоревичем Грановичем. С утра был выход в море, после обеда ребята будут разбирать, определять и зарисовывать свой улов. Зачем рисовать все эти крохотные членики, конечности и усики, ведь сейчас все можно сфотографировать? Этот вопрос мучает меня еще со времен моего студенчества. «Можете провести такой опыт: возьмите рисунок, посмотрите на него в течение 10 минут и попробуйте воспроизвести. А теперь сделайте набросок своей рукой. Когда вы смотрите на что-то – вы смотрите, а когда вы рисуете – вы это изучаете. И это качественно разные вещи, – объясняет Андрей Игоревич. – В зарубежных университетах зарисовывание сейчас не очень распространено. Мы же хотим заложить у ребят базу, чтобы они не просто посмотрели на все это разнообразие, а изучили его». И я начинаю понимать, почему многие из тех растений и животных, что я когда-то зарисовывала неумелой рукой в альбом, до сих пор сохранились в памяти.




«Когда вы рисуете – вы это изучаете».
 
В мире сейчас действует более 900 полевых биологических станций. Значительная часть из них расположена на морском берегу. Есть множество причин, и не только научных, чтобы изучать именно биологию моря. Как минимум половина населения планеты напрямую зависит от Мирового океана и его ресурсов, но при том из всех морских организмов нам известны едва ли 10% видов. Море даёт нам энергию, еду, лекарства; оно скрывает в себе несметные сокровища. Но чтобы их отыскать, нужно хотя бы выйти к нему на берег.

Необходимость в полевых биологических станциях, где можно было бы не только вести исследовательскую работу, но и заниматься образованием, академическое сообщество осознало во второй половине XIX века. Одним из первых пропагандистов полевых станций был русский естествоиспытатель и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай, а его друг и коллега, немецкий эволюционист и естествоиспытатель Антон Дорн, стал основателем первой научной биологической станции в Неаполе. Здесь, на берегу Средиземного моря, побывало немало выдающихся отечественных биологов, а саму станцию, на которую для занятий морской биологией съезжались исследователи со всего мира, можно назвать прообразом современных центров коллективного пользования.

На берегах Белого моря наука появилась во второй половине XIX века, и пришла она сюда, как ни удивительно, по инициативе монахов Соловецкого монастыря, которые хотели сохранить ценные породы промысловых рыб, зверей и птиц – ведь от них напрямую зависела жизнь и монастыря, и тех людей, что веками жили в его окрестностях. Для биологов такое сотрудничество стало прекрасной возможностью изучить местную флору и фауну.



Здание Биологической станции при Соловецком монастыре. Фото C.M. Прокудин-Горский, 1910 г.


Хотя соловецкая станция просуществовала недолго, во многом благодаря ей стало понятно, что Белое море – невероятно ценный научный и образовательный ресурс. В 1938 году здесь появляется биостанция МГУ (см. статью «70 ЛЕТ У ПОЛЯРНОГО КРУГА. ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ БЕЛОМОРСКОЙ БИОСТАНЦИИ»). Спустя почти 20 лет, в 1957 году на мысе Картеш открывается Беломорская станция Зоологического института РАН. История Морской биологической станции СПбГУ на острове Среднем началась в 1975 году, когда университет получил территорию бывшего Керетского лесозавода. За несколько лет до этого заведующий кафедрой гистологии Ленинградского государственного университета профессор Алексей Алексеевич Заварзин начал поиски места, где можно было бы устроить стационар для ученых, преподавателей и студентов.

Теперь имя А.А. Заварзина носит флагман университетского флота.


И вот по счастливой случайности биологи получили в свое распоряжение остров и находящиеся на нем постройки. Остров Средний оказался идеальным местом для биостанции. Расположенный в середине Керетского архипелага, он укрыт от ветров – даже когда море беспокойное, в бухте, где находится причал, тихо. На острове нет змей и диких животных крупнее зайца, не считая лосей, заходящих иногда по зиме с материка. На острове и рядом с ним можно найти любые биотопы – от тундры до широколиственного леса. А морская фауна представлена настолько хорошо, насколько это только может быть – от кишечнополостных до морских млекопитающих.

«Конечно, про каждое место можно сказать, что оно уникальное. Белое море не то что бы роскошное, как какое-нибудь южное, но, тем не менее, настоящее, – говорит профессор Гранович. – Природа здесь практически не нарушена. Неподалеку от берега есть глубины более ста метров, что позволяет изучать даже глубоководную фауну, не говоря уже о различных типах литорали, лесов и так далее. Все вместе делает остров и его окрестности прекрасным местом для образования будущих биологов, которые могут своими глазами увидеть тут самые разные биотопы».

В глубине острова Средний прячутся несколько пресноводных озер.

Вместе с преподавателями и студентами мы выходим в море. Удивительно, как за месяц бледные городские студенты-«ботаники» превратились в настоящих естествоиспытателей, освоили разные методы сбора материала, научились работать в команде над совместными проектами. Но если смысл в полевой зоологии и ботанике довольно ясен, то почему, к примеру, здесь проходит практика по генетике? Тем более еще до того, как студенты начнут ее изучать в рамках образовательной программы.

«Идея практики в том, чтобы, не вдаваясь особо в молекулярные механизмы, показать, насколько разными бывают представители одного и того же вида. Здесь учатся планировать наблюдения, проводить и обрабатывать их результаты так, чтобы они чётко отвечали на поставленный вопрос. Ища изменчивость в природе, мы работаем с уже готовым материалом. Тут не экспериментатор в лаборатории задаёт условия, а сама среда: где-то более влажно и тепло, где-то почва кислее, или солёность воды выше, и в итоге выросло всё, что могло вырасти в этом месте, а мы на это смотрим и делаем выводы, – рассказывает м.н.с. кафедры генетики СПбГУ Виктория Гинанова, которая провела здесь со студентами неделю. – На Белом море природное разнообразие гораздо выше, чем в средней полосе. А остров – это наглядная географическая обособленность. Вдвойне интересно сравнивать вроде бы одни и те же объекты и видеть, что на разных островах они реально разные. Плюс можно работать с морскими объектами, они красивые и необычные, с безумными циклами размножения и своей уникальной биологией. Ведь хочется показать студентам, что вообще бывает в природе, как по-разному реализуется одна и та же задача».


 «Выросло всё, что могло вырасти в этом месте, а мы на это смотрим и делаем выводы».

Второй год подряд остров Средний принимает московских гостей – студентов-физиков из МФТИ, которые проходят здесь практику по биологии, включающую восемь различных дисциплин. Возникает естественный вопрос: зачем так далеко забрались физики, да еще и притащили с собой кучу дорогого оборудования? За ответом я иду в лагерь физиков. «В МФТИ биология представлена специфически и интегрирована в физику. Я считаю, что физики должны знать биологическую матчасть, по крайней мере, те, кто работает с биологами и биологическими объектами – специалисты по физике белка, биоинформатике. Они довольно смутно представляют себе биологические объекты, у них нет устойчивого навыка думать о биологическом объекте как о продукте эволюции. Кроме того, у физиков, работающих в биологии, как правило, нет представления о систематике и биоразнообразии, – рассказывает руководитель практики к.б.н. Мария Летарова, выпускница биологического факультета СПбГУ. – Остров Средний очень удачно расположен: почти в любую погоду можно выйти в море, полно литоралей, где можно показать студентам самые разные типы биоценозов.


Студенты МФТИна занятии по биохимии.
 
С тех пор, как остров Средний перешел в ведение университета, прошло много лет, и не раз станция была под угрозой закрытия. Но жизнь здесь, как и наука, продолжается. Чтобы остров Средний достойно представлял российское высшее образование в области естественных наук, нужно не так уж и много – особенно, если сравнивать с тем, сколько средств уходит сейчас на привлечение зарубежных специалистов, оборудование и модернизацию университетов. Главное уже есть – потрясающие люди, которые готовы вкладывать свои силы и многолетний опыт в научную и образовательную работу. А ещё они прекрасно понимают, куда движется наука и почему именно сейчас важно вернуться из лабораторий в природу. Биология в последние десятилетия качнулась в сторону редукционизма, пытаясь найти ответы на все вопросы в ДНК или белках. Но на самом деле, научившись разбирать любой живой организм практически на атомы, мы снова обращаемся к целостному подходу.


Профессор Андрей Игоревич Гранович рассказывает о зоопланктоне.

«Мы начали читать ДНК, выделять отдельные белки и так далее. Одно время был даже такой девиз: «нет гена – нет проблемы». Потом перешли к чтению целых геномов, протеомов, сейчас на повестке дня метаболомы, начали собирать из отдельных частей системы. Мы оперируем таким объемом информации, что нам опять стал интересен целый организм, – объясняет профессор Гранович. – Классические направления, такие как зоология и ботаника, всегда отличались целостностью. Сейчас в западных университетах исчезают факультеты зоологии и ботаники, вместо них появляются кафедры интегративной биологии. Одна из первых таких кафедр появилась в Беркли, и потом это пошло по всему миру. Я лишь недавно сам понял, что у нас на кафедре мы и занимаемся как раз интегративной биологией. Это просто логика развития науки, никуда от этого не уйдешь. Вот и МФТИ, – профессор показывает в сторону лагеря физиков, – ярчайший пример того, что идет возврат к целостности. Докопавшись до молекул, мы хотим понять, как все то, что мы там нашли, применимо к целым системам».


Разбор результатов драгировки  - метода сбора донных обитателей при помощи драги.

В интегративной биологии объекты рассматривается как целостные системы, которые, в свою очередь, есть часть другой, более крупной структуры (подобно тому, как, например, целостная система под названием «организм» входит в другую – «биоценоз»). Кроме того, интегративность позволяет биологической науке наладить контакт с другими естественными и гуманитарными дисциплинами; в итоге все вместе они формируют мировоззрение людей, наглядно показывая, насколько всё в нашем мире взаимосвязано. Вот так, стоя по колено в воде на литорали Белого моря, начинаешь понимать, какое отношение пескожилы и балянусы имеют к принципам устойчивого развития.

До свидания, Белое море!


Моя командировка на остров Средний закончилась. Я сажусь на корабль до станции Чупа и с завистью смотрю на студентов, которые на другом судне отправляются в так называемую «кругосветку» – поход вокруг всего Керетского архипелага с остановками для сбора материала. Завидую я им не только оттого, что очень не хочется уезжать, но и потому, что у них впереди невообразимое число открытий, которые им предстоит сделать в науке.

5 октября 2016

Автор: Юлия Смирнова

Статьи по теме:

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки