Когда за деревьями цифр леса фактов не видно
Что может рассказать статистика, как можно, даже не применяя сложные статистические методы, рассказать о развитии процессов. И как можно проверить, где ложь, а где статистика.
Сбор самых различных данных становится всё более и более актуальной задачей. Без статистики невозможно сделать достоверный прогноз, построить бизнес-план, не говоря уже о разработке социально-экономической политике государства. Но насколько сегодня в России умеют работать с данными, и кто будет заниматься этим завтра?
Об этом STRF.ru побеседовал с преподавателями РЭУ им. Г. В. Плеханова доцентом кафедры отраслевой и бизнес-статистики Еленой Егоровой (Е.Е.) и заведующим научно-исследовательской лабораторией «Инновационные аналитические разработки, повышение квалификации и профессиональная переподготовка сотрудников в сфере статистики» Павлом Смеловым (П.С.).Елена Егорова: «Российская статистика не отстаёт от мировых трендов»
Складывается впечатление, что за последние годы объём собираемой государственной статистики резко возрос. Обеспечена ли эта сфера квалифицированными специалистами?
Е.Е.: – Статистические данные всегда были востребованы государственными органами, а в последние годы и бизнесом. Статистика – это, в первую очередь, объективное отражение нашей жизни в форме цифр, и, конечно, новые вызовы, связанные с развитием общества и технологий, ставят перед статистикой новые задачи.
Вы справедливо отметили, что в последние годы Росстат нарастил объём наблюдаемых явлений и процессов, а, следовательно, и увеличился объем собираемой и обрабатываемой информации. Кроме того, благодаря развитию информационных технологий, Росстат сегодня публикует в электронной форме все больше и больше информации, которая собиралась и до этого, но в силу больших финансовых и материальных затрат не всегда публиковалась.
Но, ведь,
статистика – это не просто «циферка»! И самые современные компьютеры, и специализированные программы только помогают нам. А для получения результата обязательно нужен человек, аналитик, который может за цифрами увидеть процессы.
Что касается квалификации нашей статистической службы, она весьма высока. Это признаётся и на мировом уровне: многие специалисты Росстата состоят в международных комиссиях ООН по разным отраслям статистики. Но, на мой взгляд, при условии нашей территории и масштабах процессов, протекающих в России, численности статистиков не хватает, особенно в регионах.
За последние 10-15 лет произошли ли какие-либо изменения в требованиях, которые предъявляют специалистам по статистике?
Е.Е.: – В современной статистике много новых направлений: это появление Big Data, геостатистики, внедрение новых форм сбора данных. Фактически все они связаны с внедрением информационных технологий в процесс сбора и обобщения данных и расчетов показателей, и Российская статистика не отстаёт от мировых трендов. Так, в микропереписи 2015 года были использованы планшеты, компьютеры, в 2020 году буду организован канал сбора данных через интернет.
Большие данные - это отдельная вселенная. Сейчас в мировом сообществе активно обсуждаются вопросы их сбора и использования в официальной статистике. В России пока из официальных субъектов статистического учета большими данными занимается Банк России. Наши преподаватели участвуют в обсуждении этих трендов, будучи членами Международного статистического института и его организаций, а также других международных проектов. И, конечно, все полученные знания мы внедряем в учебный процесс.
Но тут есть свои сложности.
В ходе реформы высшего образования такое направление подготовки, как «статистика», исчезло из российской школы. Последних специалистов – статистиков вузы выпустили в 2015 году. По новым ФГОС обучение в области статистики возможно только на направлении «Экономика» по профилю «Статистика», если такое решение примет конкретный вуз. На сегодняшний день РЭУ им. Г.В.Плеханова – один из немногих российских вузов, где сохраняется трехуровневая подготовка специалистов (бакалавр – магистр – аспирант). При этом во всех ведущих вузах мира готовят таких специалистов.
П.С.: – Если взять историю, то статистика – это один из трёх предметов, который преподавался в царских гимназиях ещё в XIX веке. А ведь статистика – основа для понимания тенденций развития и прогнозирования экономики.
Павел_Смелов
Павел Смелов: «Статистика преподавалась ещё в царских гимназиях в XIX веке»
Чтобы работать с данными, человек должен знать статистические методы работы, логику, и, что немаловажно, предметную область. Это комплексная задача для преподавателя. В рамках экономического направления обучить полноценного статистика очень трудно, потому что ему некоторые обязательные экономические предметы не нужны. Хотелось бы дать специальность более профессионально.
Е.Е.: – Статистика может помогать в самых разных областях: в физике, в медицине (кстати, «медицинский статистик» – это единственный на сегодня профессиональный стандарт по статистике), рекламе, туризме, страховании. Для кого строить детские сады и школы, и сколько? Какой вид страхования может быть востребован? Как насыщать рынок продуктами, более дорогими или более дешевыми? И на эти вопросы специалисты могут ответить, если будут знать структуру общества по полу и возрасту, уровень доходов населения того или иного района и т.д.
По моему мнению, статистика, как базовая дисциплина, должна входить в учебные планы практически всех направлений, а у экономистов и у менеджеров в расширенном объеме.
Как Вы относитесь к известной фразе «существует ложь, наглая ложь и статистика»?
Е.Е.: – Фраза, стала очень популярной, и многие её используют, когда хотят поругать статистику. Но
статистика сама по себе не лжёт, лгут люди, которые пытаются играть с цифрами.
Если на ценнике написано «10 рублей», это 10 рублей. Дорого это или дёшево – это уже оценка, аналитика. К сожалению, многие люди часто выхватывают цифру из контекста и, не понимая, что она означает, начинают строить ложные выводы. Повторюсь, учить статистике необходимо, начиная со школы, чтобы все понимали, цифра сама по себе – просто цифра, а её интерпретация зависит от человека, специалиста-аналитика.
Как пример, наша область – образование. Проводимые реформы в сфере образования, ведут к сокращению вузов, студентов и преподавателей.
Одной из причин оптимизации числа вузов называют «демографическую яму». Но давайте посмотрим данные о рождаемости в России за последние 20 лет: 1995 – 1 363 806 чел., 2000 – 1 266 800 чел, 2001 – 1 311 604, 2005 – 1 457 376, 2010 – 1 788 948, 2014 – 1 942 683 человек, т.е. уровень рождаемость в России падал до 2000 года, а потом пошел рост. И уже в 2016-2017 годах в вузы начнут поступать те, кто родился уже после этой «ямы», а в дальнейшем, как минимум 10 лет, число выпускников школ, а значит и абитуриентов при всех прочих равных условиях, будет увеличиваться! Хочется также напомнить о том, что в последние годы довольно остро встал вопрос с нехваткой детских садиков, а ведь многие помнят, как их закрывали и отдавали помещения под магазины, клубы в начале 90-х, когда резко упала рождаемость.
Рождаемость Рождаемость. Источник: Росстат
Но демографическую яму сейчас больше упоминают в связи с ростом налоговой нагрузки за счёт того, что мало людей выходит на рынок труда.
Е.Е.: – Да, и давайте посмотрим на половозрастную пирамиду, которая очень наглядно все расскажет и покажет. На сайте Росстата пирамида интерактивна, можно посмотреть распределение населения 1980 года и прогнозное 2031 года.
Половозрастная_пирамида Половозрастная пирамида. Источник: Росстат
Те, кто родились в 1955 году и позже, т.е. в годы так называемой «компенсационной рождаемости» после войны и у матерей примерно 1935 года рождения, то есть, это довольно многочисленного довоенного поколения. Но вслед за ними идут дети «детей войны»: рожденных в начале-середине 60-х. В то же время видно, что на рынке труда ситуация очень даже неплохая – ближайшие 10 лет будет сохраняться преобладание молодого трудоспособного населения (20-40 лет).
П.С.: – Ещё один яркий пример с инфляцией. Когда говорят, что Росстат объявил, о годовой инфляции, скажем, в 8 %, начинается крик, что это неправда, что гречка на 20% подорожала, а хлеб на 30. Но показатель инфляции включает не один-два показателя, он суммарный по всем группам товаров и услуг, который и составил 8 %. В него входит показатель инфляции продуктовой корзины, показатель инфляции недвижимости, топлива, движимых товаров, товаров бытового потребления. И если инфляция по потребительской корзине 20%, то по недвижимости 1%, а может быть, и -1%. А если это всё свести, и получается общий показатель инфляции по стране в 8%. Поэтому речь идёт не о лжи, а о незнании и непонимании состава этой цифры.
Мы привели примеры того, что может рассказать статистика, как можно, даже не применяя сложные статистические методы, рассказать о развитии процессов. И как можно проверить, где ложь, а где статистика.
Е.Е.: – Статистики – это готовые аналитики, такие профессионалы сейчас очень востребованы, причём не только в госорганах, но и в банках, в бизнес-структурах, страховых компаниях, в рекламе, в сфере туризма. Некоторых просто пугает тот факт, что эта профессия связана с цифрами, довольно скучная и однообразная. На самом деле умение работать с цифрами, владеть аналитическими навыками очень помогает в работе, поднимает на более высокий уровень карьеры. Рассматривать любые процессы очень с подтверждающими фактами и выкладками очень интересно, но для этого, надо много знать и учиться.
30 апреля 2016