Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«Вокальные банкноты»

Все новости ›

История музыки знает множество великих исполнителей, но на банкноты попали лишь пять – и все женщины.

Свой рассказ мы начнем с чешских денег. Десять лет тому назад, в 2007 году, в Чехии появилась новая банкнота достоинством 2000 крон (что на тот момент равнялось примерно 100 долларам). Чешский Центробанк решил выпустить ее, хотя в то время все уже готовились перейти на евро.

Чешская банкнота достоинством 2000 крон (лицевая сторона).
Шведская банкнота достоинством 50 крон (лицевая сторона).
Шведская банкнота достоинством 500 крон (лицевая сторона).
Австралийская банкнота достоинством 100 долларов (лицевая сторона).
Норвежская банкнота достоинством 100 крон (лицевая сторона).

По сравнению с предыдущими двумя тысячами крон новая банкнота была хорошо защищена от подделок: при ее изготовлении использовали металлическую блестящую краску, меняющую цвет под разными углами, некоторые детали дизайна проявлялись только в ультрафиолетовом свете, и т. д. На лицевой же стороне новой купюры, как и у ее предшественницы 1993 года выпуска, красовался портрет чешской оперной певицы – драматического сопрано Эмы Дестиновой (1878–1930). (На обороте купюры ей составила компанию муза Эвтерпа с музыкальными инструментами.)

Настоящее имя Дестиновой было Эмилия Павлина Киттлова, а для сценического псевдонима она взяла часть фамилии своего педагога – Марии фон Дрегер Лёве-Дестин. Эмилию прекрасно знали не только в Чехии, но и за рубежом: она успешно выступала в Придворной опере Берлина, в Королевском театре Ковент-Гарден, в нью-йоркской Метрополитен-опера. Большим почитателем ее таланта был император Вильгельм II.

Вернувшись в Чехию с началом Первой мировой войны, Дестинова вела концертную деятельность (одним из ее партнеров был знаменитый Энрико Карузо) и пела в пражском Национальном театре, где запомнилась ролями Кармен, Недды из «Паяцев», Лизы из «Пиковой дамы».

Вторая банкнотная певица – шведское сопрано Дженни (Йенни) Линд (полное имя – Йоханна Мария Линд, 1820 –1887), и увидеть ее портрет можно, как легко догадаться, на шведских деньгах, на купюре в пятьдесят шведских крон 2004 года выпуска; справа от нее изображен план Королевского оперного театра в Стокгольме, слева – ноты оперы Беллини «Норма».

Пение Линд отличалось замечательной красотой и легкостью, ей рукоплескала вся Европа и Соединенные Штаты Америки. Певица зарабатывала миллионы, но себе оставляла мало, щедро жертвуя на благотворительность и культуру. При том она ненавидела все, что было связано с театром: беспокойную гастрольную жизнь, интриги и др., и ушла с большой сцены, несмотря на оглушительный успех, в 29 лет, посвятив себя исполнению ораторий и песен.

Ни до нее, ни после ее ухода со сцены история не знала такой необычной примадонны! О том, насколько она была известна, говорит тот факт, что в Китае, где изготавливали кукол с лицами с самых знаменитых и красивых женщин Европы, делали куклы в том числе и с внешностью Дженни Линд.

Среди известных поклонников певицы (помимо ее мужа Отто Гольдшмита, композитора и пианиста) были Мендельсон и Шопен, и знаменитый писатель-сказочник Ганс Кристиан Андерсен. «Её окружал какой-то ореол девственности и душевной чистоты, и она как будто освещала самоё сцену… В театре будто стон стоял, более сильного воодушевления, бурного восторга я не видал…», – так написал Андерсен о встрече с Дженни Линд в «Сказке моей жизни».

Писатель увидел ее, когда ему было 40 лет, а ей 26 лет, – и влюбился. Он посвящал ей стихи и, конечно, сказки – Дженни Линд посвящены «Снежная королева» и «Соловей», и после «Соловья» певицу так и стали звать – «шведским соловьем». Она знала про чувства Андерсена к ней, но отношения их оставались исключительно дружескими, она даже обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя».

Пятьдесят крон с Дженни Линд вышли из обращения три года назад – последним сроком, когда их можно было обменять на новые банкноты, было 28 февраля 2014 года. Но спустя два года на смену Линд пришла другая выдающаяся певица: 3 октября 2016 года вышли в свет банкноты в 500 крон с портретом Биргит Нильсон (1918–2005). Она – одна из самых выдающихся певиц второй половины XX века, прославившаяся, среди прочего, исполнением вагнеровского репертуара.

Портрет Биргит Нильсон на банкноте гравировали по фотографии, выполненной Мекелем Ридбергом; справа от ее портрета мы видим Брунгильду – героиню оперы Вагнера «Валькирия»: именно партия Брунгильды, исполненная в 1954 году, принесла певице подлинную славу.

Ее карьера длилась долго, почти 40 лет, и в последний раз она выступила перед публикой в 1982 году. Нильсон организовала фонд поддержки молодых талантливых шведских певцов, этот же фонд впоследствии учредил еще и «Премию Биргит Нильсон» – за выдающиеся заслуги в оперном искусстве. Премия размером один миллион долларов вручается раз в 2–3 года; первым ее обладателем стал Пласидо Доминго, который был партнером Нильсон по сцене и которого выбрала она сама.

Из Швеции – в Австралию: здесь решили увековечить на банкноте певицу Нелли Мельба (1861–1931, настоящее ее имя – Хелен Портер Митчел). Если Эма Дестинова взяла себе псевдоним в честь своего педагога, то Нелли Мельба – в знак любви к своей родине: ей показалось, что «Мельба» будет созвучно с названием ее родного города Мельбурна. Справедливости ради нужно сказать, что сценический псевдоним будущая знаменитость взяла по совету своей преподавательницы – Матильды Маркези.

Нелли, старшая из восьмерых детей, родилась в музыкальной семье: мать играла на фортепьяно и арфе, а отец – на скрипке, кроме того, у отца был еще и хороший голос. На оперной сцене одной из самых ее знаменитых ролей была Лючия в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур», но международную известность она получила, исполнив партию Джильды в опере Верди «Риголетто».

Австралийцы поместили её портрет на лицевую сторону стодолларовой пластиковой купюры, выпущенной в обращение 15 мая 1996 года. Справа от портрета изображено внутреннее пространство театра, в котором в 1902 году проходил концерт Нелли Мельба. Помимо этого дизайнер Брюс Стюарт добавил на банкноту ростовой портрет певицы в сценическом костюме и тут же поместил ее автограф. На правой стороне банкноты мы видим виньетку в виде лирохвоста – одного из национальных символов Австралии.

Нелли Мельба вообще очень почитают на родине – ее имя носят Мельбурнская консерватория и один из пригородов Канберры, в одном из университетов в Мельбурне есть зал «Мельба». А кулинарам и гурманам всего мира хорошо знаком еще и «Персик Мельба». Это блюдо впервые приготовил французский шеф-повар Огюст Эскофье в ресторане лондонского отеля Савой. Отель располагался недалеко от Ковен Гарден, и Нелли Мельба часто жила в нем, приезжая на гастроли.

Однажды певица пригласила шеф-повара на оперу Вагнера «Лоэнгрин», в которой она пела партию Эльзы. В ответ Эскофье решил отблагодарить Мельбу, приготовив что-то совсем необычное. Вот так он вспоминал позднее: «В качестве напоминания о сказочном лебеде из первого акта я составил десерт из персика и ванильного мороженого, покрытый слоем сахарной пудры, сервированный в серебряном кубке и украшенный вырезанным изо льда лебединым хвостом. Эффект это произвело ошеломляющий, и мадам Мельба была восхищена моим творением».

Последней певицей в нашем рассказе будет норвежка Кирстен Флагстад (1895–1962). Как и Нелли Мельба, Кирстен Флагстад родилась в музыкальной семье: отец – дирижер, мать – известная пианистка и концертмейстер в Национальном театре. Неудивительно, что дочь училась игре на фортепьяно у своей матери и уже в шесть лет пела песни Шуберта! Творческая деятельность выдающейся певицы продолжалась более сорока лет. И, как и Биргит Нильсон, она была признана одной из лучших исполнительниц партий в музыкальных драмах Вагнера.

О ней говорили, что «голосу ее были подвластны самые тонкие движения души, любые психологические нюансы, эмоциональные состояния: восторженная созерцательность и трепет страсти, драматический подъем и поэтическая окрыленность. Слушая Флагстад, аудитория приобщалась к самым сокровенным истокам вагнеровской лирики. Основой, «сердцевиной» ее трактовок вагнеровских героинь были удивительная простота, душевная открытость, внутренняя озаренность – Флагстад являлась, несомненно, одним из величайших интерпретаторов-лириков за всю историю вагнеровского исполнительства».

Стоит добавить, что и известность пришла к певице с вагнеровской партией – когда она в 1932 году впервые исполнила партию Изольды в опере «Тристан и Изольда». В наши дни проходит фестиваль имени Кирстен Флагстад, в 1985 году в родном городе певицы, Хамаре, открыт музей, посвященный ей.

Флагстад довольно долго, с 1995 года, была «лицом» банкноты достоинством 100 норвежских крон. На оборотной ее стороне, словно на билете, изображен план зрительного зала Оперного театра Осло. Однако сейчас Центральный банк Норвегии готовит к выпуску очередную серию банкнот, на которых впервые в истории страны не будет портретов известных норвежцев – дизайн новых банкнот выдержан в морском стиле; впрочем, норвежская культура, как известно, очень и очень тесно связана с морем.

5 марта 2017

Автор: Ольга Воробьева

Статьи по теме:

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки