Что можно увидеть на небе во вторую декаду декабря

Все новости ›

Добро пожаловать в экзотический небесный зверинец, музей открытого неба! Неподвижные звёзды, блуждающие планеты, стремительные метеоры. Мы поможем разобраться в их хитросплетениях.

Созвездия смещаются на фоне земных ориентиров с каждым часом и каждым днём. Для определённости  выберем точку внутри нашей декады — 17 декабря, 0 часов 0 минут. Смотрим.

Московское небо 12 декабря 2017 г. 0 ч, юг. Орион с Ригелем, Бетельгейзе и туманностью М 42. Единорог, Большой Пёс, Заяц и Эридан.
12 декабря 2017 г., 0 ч, область зенита. Жираф, Кассиопея, Персей, Возничий с Капеллой и Рысь.
14 декабря 2017, 8.40, юго-восток. Луна с Марсом в Деве, Юпитер с Вестой и Эвномией в Весах. Венера с Меркурием в Змееносце.
17 декабря 2017, 21 ч, юго-запад. Уран в Рыбах, Нептун в Водолее.

На месте, где в поверхность холодной земли врезается южный меридиан, из-под горизонта смотрит на нас прилетевший от Ноева ковчега пугливый гость – Голубь. Не правится ему наша земля? Конечно, на юге лучше. Во всяком случае, с точки зрения звёздного крылатого вестника.

В нашей ситуации остаётся альтернатива: поехать на юг и тем самым раздвинуть область видимости (чем южнее, тем более экзотические открываются виды, и небесные в том числе), или подниматься по меридиану вверх. Зачем нам сомнительная экзотика? Лезем вверх!

На спине у Голубя сидит ушастый Заяц, по латыни сокращённо Lep (от Lepus). Повёрнутая набок трапеция с достаточно примечательными звёздами в вершинах. Что он там делает? Как туда забрался? Ответы – вне нашей компетенции. Всё что мы можем, это отличить Зайца от Голубя, Волка или Медведицы. Звёздный Заяц в наших краях должен быть виден достаточно отчётливо. Но прискакивает зверь только морозными зимними ночами. В другое время ждать его бесполезно.

Точно на южной тропе натыкаемся на две голубые заячьих звезды спектрального класса B. Перед нами — μ (3,3m, B9) и κ (каппа)  (4,4m, B7) Зайца. Не обожгитесь — звёзды горячие! Горячее только звезды класса О.  Каппа Зайца у нас двойная. Две компоненты разделены двумя секундами дуги. Точнее, 2,2 ″. Можете проверить разрешающую способность вашего оптического инструмента.

На ушах у Зайца стоит, опёршись дубиной о рогатого Тельца, небесный охотник Орион. На пути сразу встречаем небесную драгоценность — голубую звезду такого же B класса – Ригель, β Ориона (0,18m, B8). Самая яркая звезда созвездия, между прочим, хоть и названа второй буквой греческого алфавита. Далеко до неё, 772,9 световых лет, а звезда тем не менее яркая. Значит, перед нами не обычная звезда, а гигант, а то и сверхгигант.

Интересное описание зимнего звёздного неба можно найти в повести Василя Быкова «Обелиск»: «Крупно и ярко горело в стороне от дороги созвездие Большой Медведицы, над нею мерцал ковшик Малой с Полярной в хвосте, а впереди, как раз в том направлении, куда уходила дорога, тоненько и остро поблёскивала звёздочка Ригеля, словно серебряный штемпель на узелке звёздного конвертика Ориона. И мне подумалось, как всё же выспренни и неестественны в своей высокопарной красивости древние мифы, хотя бы вот об этом красавце Орионе, возлюбленном богини Эос, которого из ревности убила Артемида, как будто не было в их мифической жизни других, более важных бед и более важных забот. Тем не менее эта красивая выдумка древних подкупает и очаровывает человечество куда больше, чем самые захватывающие факты его реальной истории».

В переводе с арабского Ригель означает ”нога”. Цвет её голубовато-белый, температура поверхности — 13000 K. Звезда светит в 64000 раз интенсивнее нашего Солнца. Ригель не только очень горяч, но и ещё огромен. Превосходя Солнце  по диаметру в 40 раз, Ригель с полным основанием считается сверхгигантом. Ригель — тройная звезда. В любительский телескоп на расстоянии 9″ от Ригеля можно увидеть белую горячую звёздочку 7m – спутник Ригеля. Судя по спектру, он в свою очередь, является тесной парой звёзд, совершающих оборот вокруг общего центра масс за 10 дней.

Отсюда берёт начало небесная река Эридан. Поднимаясь ввысь вместе с сернистыми испарениями небесной реки, нельзя не заметить белую его звезду по имени Курса, β Эридана (2,8m, A3), в 3° правее и выше Ригеля. Белые звёзды у нас обозначаются буквой A. Звезда гораздо ближе Ригеля, но в блеске всё равно ему уступает. Значит, Ригель действительно достоин уважения. И отдельного внимания. Но мы летим дальше. Точнее, взбираемся вверх. Орион предпочитает держаться в стороне.

Проползая мимо Тельца, попадаем в вытянутый пятиугольник Возничего. Можно было бы назвать его знаком качества, но кто-то его, как нарочно, растянул, исказив привычные нам идеальные формы геометрических фигур. Главная достопримечательность созвездия — звезда Капелла, небесная Козочка, α Возничего, Aur (0,08m, M1). Козочка — это Капелла в переводе с латыни. Буква M означает, что звезда красная. 3000 K температура поверхности, холоднее не бывает. А может, она жёлтая, а не красная? Во всяком случае, на учебных картах звёздного неба она окрашена в жёлтый цвет. И на настоящем небе краснота её не бросается в глаза, как у Бетельгейзе, Марса, Антареса или Арктура.

Звезда яркая, нулевой звёздной величины, таких на небе немного. Арктур, Вега... Всё что ли? Сириус не в счёт, он отрицательный. Капелла яркая не потому что сверхгигант, а потому что близко от нас, всего 42,2 световых года. Совсем немного, можно попробовать долететь. Кто-то посчитал, что на межзвёздную экспедицию в современных условиях требуется всего 9900 миллиардов тех самых долларов. Смешная сумма...

Возничий с Козочкой на плечах забрался достаточно высоко. Настолько высоко, что туда попала точка зенита. Не достался зенит даже прожорливому Жирафу. Но что-то вокруг не видно больше вокруг ни ярких звёзд, ни туманностей, ни галактик. А мы пойдём на север?

Снова привычная дорога на Полярную звезду. Геркулес не  спешит выбираться наружу. На пути — достаточно известное шаровое скопление Геркулеса M 92, оно же NGC 341. О нём упоминает в своём научно-фантастическом романе «В зените» Георгий Гуревич. 6,5m, 11,2′ диаметр. До объекта 7,80 кпс или 25400 световых лет. По сравнению с попадавшими на дороге одиночными звёздами что-то далековато... Скопление приближается к нам со скоростью 121 км/с. Но не бойтесь — не упадёт!
А на плече у Геркулеса обращает на себя внимание звезда π. Да-да, именно пи, но к 3,14 её обозначение не имеет ни малейшего отношения. Просто  π Геркулеса, Her (3,2m, K3). Оранжевая звезда. Уже не жёлтая, но ещё не красная. Просто апельсин.

На запад! Там уже нас ждут! Машет своим хвостом  нижняя Рыба. Та, что протянулась под квадратом Пегаса. Здесь можно обратить внимание на оранжевую звезду θ Рыб, Psc (4,3m, K1). 160 световых лет до неё, точнее 158,8. Не далеко и не близко.
Срезая уголок квадрата Пегаса, попадаем в Андромеду. Можно немножко потоптаться. Перед нами — звезда Мирах, β Андромеды, And (2,1m, M0). Средняя из трёх звёзд дуги, отмечающей на небе положение прикованной к скале красотки. С другой стороны – звезда η («эта»). Она находится как раз посередине между ближайшими спиральными галактиками M31 и M33. Вместе с нашей Галактикой они составляют основу Местной группы. Но до галактик этих ещё надо дотянуться, а в 5′ притаилась галактика NGC 404. (10,1m, 4,4′  × 4,2′, E0). Галактика, эллиптическая, об этом говорит буква E, почти шарообразная, а об этом говорит ноль. Но форма не совсем идеальная.

Впереди — созвездие Персея и точка зенита между Жирафом и Возничим. В Рыси на пути попалась спиральная галактика  NGC 2691 с туго закрученными ветвями (1,6′  × 1,1′, Sa). Мы и не заметили, как к нам подкрался огромный трапециевидный Лев. Если благополучно через него переберёмся, можно будет остановиться на отдых.

Не все звёзды видны одинаково хорошо. Лев — созвездие весеннее, с наблюдением можно повременить. В правом верхнем углу львиного туловища светится оранжевая звезда Альгеба, γ Льва, Leo (2,0m, K0). Созвездие Льва содержит в себе множество интересных спиральных галактик, даже входящих в каталог Мессье. Много интересных галактик прячется под брюхом звёздного зверя. Как их оттуда извлечь? Отложим разговор об этом до следующего раза...

В прошлом году здесь гуляли яркие планеты. Куда они подевались? Юпитер, Марс, где вы? Меркурий, Венера, ау! Ближе всех ко Льву находится Марс. Пока он пребывает в созвездии Девы — следующем зодиакальном созвездии.

Продолжаем идти влево вниз, и попадаем во владения Девы. Ее очертания узнаваемы, но при хорошем тёмном небе в отсутствии засветки. Самая яркая звезда — Спика – Колос. От Спики вырисовывается фигура ромбика. Но сейчас она лежит  низко над горизонтом, и прорисовывается не  столь хорошо. Давайте познакомимся с Девой поближе. Наверху экзотической фигуры расположилась красная звезда Аува δ Девы, Vir (3,4m, M3), ещё выше над ней жёлтая «виноградница-винодельница» Виндемиатрикс (ε Девы, 2,9m, G8). Голубоватая Спика (α Vir, 1,0m, B1) отмечает нижнюю вершину ромбика Девы. Боковые вершины «девичьей фигуры» — слева белая  Хезе (ζ Vir, 3,4m, A3) и справа светло-жёлтая γ Vir (3,4m, F0).

Куда утекло то золотое время, когда Дева служила приютом сразу четырёх планет? Остался один Марс. Но будет ли он задерживаться? Его ждёт могучий Юпитер, совсем недавно перешедший из Девы в соседнее созвездие Весы. Жаль, что созвездие это не так высоко расположено в наших краях над горизонтом.

Видимость Марса утренняя и достаточно хорошая, если судить по времени восхода и максимальной высоте над горизонтом, которую ещё может позволить наше Солнце. Но блеск далеко не самый лучший. По крайней мере, на светлеющем небе Красная планета достаточно далеко. Видимый диаметр — как у Урана. Что там можно увидеть? Разве что протяжённый диск и характерную ржавую окраску. В блеске Марс уступает только Спике. Все остальные девичьи сокровища не составят ему конкуренции. Планета есть планета, тем более наш внешний сосед. Расположился Марс посередине между Спикой и Юпитером.
Юпитер с двух сторон окружён астероидами Веста и Эвномия. Получился сильно вытянутый равнобедренный треугольник – красивая конфигурация.

За Юпитером очень низко над горизонтом следует Венера. Обосновалась богиня любви в созвездии Змееноссца. Выбираться не спешит: ждут её в тринадцатом зодиакальном созвездии Сатурн и Меркурий. Но Сатурн находится по другую сторону Солнца. В таких экстремальных условиях вряд ли можно что-то увидеть кроме Венеры. Поэтому рядом с венериными адъютантами в нашей таблице стоит прочерк. Вроде как не видны. Но 13 декабря ожидается нижнее соединение Меркурия, а 15 декабря он проходит в 2,2 °  от Венеры. Кто кого дразнит?

Гиганты наши среднего размера медленно перемещаются по своим созвездиям. Уран — по Рыбам. Движение пока попятное, но постепенно замедляющееся. Нептун — по Водолею. Не спешат отпускать от себя наших стихийных богов, неба и моря, случайно оказавшиеся рядом поблизости такие нужные путеводные их звёзды–ориентиры: омикрон Рыб, Торкуларис Септентрионалис (ο Psc, 4,3m, K0) и лямбда Водолея, Хидор (λ Aqr, 3,7m, M2). Они облегчают поиск и наблюдение. Уран отходит от своего омикрона на 4° вправо. Нептун в 40′ проходит под лямбдой.

Следует отметить также, что условия видимости невидимых наших планет постепенно ухудшаются, что связано, в первую очередь, с сокращением продолжительности их видимости. И вот уже Нептун заходит в районе полуночи. А теперь и раньше. Впору говорить уже о вечерней видимости. Не минует эта участь и Уран. Но пока он поднимается достаточно высоко. Положение спасает также значительная продолжительность тёмного времени суток.

Есть ещё Плутон. Вслед за Венерой и Сатурном бог подземного царства отправляется в область невидимости. А что ему ещё остаётся?

Информация об условиях видимости планет собрана в таблице 1. За основу берётся московское время и небо. Под высотой над горизонтом понимается максимально возможная высота при условии, что  Солнца нет. При вечерней видимости объект проступает с началом тёмного времени после захода Солнца и постепенно опускается за горизонт. При утренней видимости планета восходит перед восходом Солнца при начинающем светлеть небе. При ночной видимости светило восходит с заходом Солнца и заходит при его восходе. При вечерней видимости нас интересуют время захода и высота над горизонтом сразу после захода дневного светила.  При утренней видимости используются высота перед восходом Солнца и время восхода планеты. При ночной видимости используется высота в верхней кульминации. т. е. при пересечении  южного меридиана.

Таблица 1. Условия видимости  планет 17 декабря 2017 г. Восход Солнца в Москве в 9 часов 05 минут, заход - в 15.51.

2017-12-10_21-54-51.png

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты  и яркие звёзды. Моменты сближения планет с Луной мы собрали  в таблице 2. Вы позволите Плутон считать, по старой памяти, планетой?  Или хотя бы появляться, время от времени, в планетном обществе? Не поторопился ли Международный астрономический союз с лишением планетного статуса девятой планеты, бога подземного царства и охранителя границ Солнечной системы?

Таблица 2. Сближение планет с Луной.

2017-12-10_21-55-49.png

На этот раз в сети нашей декады попала новолуние — момент полного исчезновения Луны с небосвода. Страшного в этом ничего нет, просто Луна поворачивается к нам своей неосвещённой стороной. Приходится новолуние на 18 декабря. Фаза, наиболее благоприятная для наблюдения метеоров и объектов дальнего космоса.

Между тем нашу декаду не обойдут стороной два метеорные потоки. Сначала полетят геминиды. Их активность приходится на период с 7 по 17 декабря. Новолуние в этот промежуток не попадает, а жаль. Максимум потока 14 декабря. Гемини (Gemini) — это у нас Близнецы.

Следом будут сыпать Урсиды. От слова Урса (Ursa) — Медведица. Не успеет отгромыхать один поток, и сразу начинается другой. Активность Урсид продолжается с 17 по 26 декабря, а максимум попадает на самый конец этого периода. Это временнáя территория уже следующей, третьей декады последнего зимнего месяца 2017 года.

Следите за нашими выпусками и читайте «Науку и жизнь»!
Удачных наблюдений!