Что можно увидеть на небе в первую декаду апреля

Все новости ›

Зимнее небо закатывается за горизонт, уступая место новым созвездиям. Добро пожаловать в мир весеннего звёздного неба! Новый месяц весны вместе с экзотическим небесным зверинцем приглашает нас в гости.

Наше время – полночь, момент перехода из одного дня в другой. Так проще не запутаться. 0 часов 0 минут по московскому времени 8 апреля.

8 апреля 2018 г. в 0 часов 0 минут (время московское), запад вблизи горизонта. Единорог, Близнецы, Рак со звёздным скоплением М 44 (NGC 2632) Ясли, Возничий и Орион; через созвездия проходит полоса Млечного Пути.
8 апреля 0 часов 0 минут; область зенита, западная сторона. Большая и Малая Медведицы, Гончие Псы, Волосы Вероники, Дракон, Лев, Малый Лев и Жираф.
7 апреля в 3.30, юг. Луна, Сатурн, Марс и Веста в Стрельце, шаровое скопление M 22; Юпитер в Весах, шаровое скопление NGC 5897; Змееносец со Змеёй, Щит, Скорпион.
10 апреля 20.30, запад. Вечерняя звезда Венера в Овне; Телец с Альдебараном, Гиадами и Плеядами; Треугольник, Кит, Персей и Андромеда.

Обратимся нынче на запад. Следом за Солнцем туда уходят зимние созвездия, друг за другом опускаясь в мир невидимости. Исчез Заяц, утекла река Эридан, с головой спрятался Орион. Нет ни Кита, ни Рыб, ни Овна. От горизонта будем взбираться по западному меридиану. Наша цель – зенит! Если направление выбрано правильно, на вершине звёздного царства нас должна встретить длиннохвостая Большая Медведица...

Рог Единорога-моноцероса окружает вереница рассеянных звёздных скоплений. NGC 2301 и NGC 2324. Тут же моргает звезда Пласкетта. Весело лает Малый Пёс с Проционом и Гомеисой. С другой стороны проплывают NGC 2236 и NGC 2251. Все скопления рассеянные. Освещает нам дорогу старик-Орион. Вместо фонаря в его руке рассеянное скопление NGC 2194. Уже не видно у Ориона ни пояса, ни плеч.

Задеваем угол Малого Пса и перебираемся в Близнецы. Взбираемся по краю Близнецов. Альхена, Тайат Постериор, Мекбуда и Васат, а Поллукс и Кастор остались в стороне. С другой стороны — рассеянное скопление NGC 2395. Чуть не наткнулись на скопление NGC 2420. Бушует Млечный Путь. Правда, летом в наших краях он виден гораздо лучше. Изобилует толща Млечного Пути рассеянными скоплениями, зато совсем нет шаровых. Не случайно это. Таково строение Галактики, и не только нашей.

Машет клешнями небесный Рак. Рассеянные скопления М44 и М 67 на месте. Звёзды Альтарф, Акубенс, Асселус Аустралис и Асселус Бореалис. На носу у Рака сидит Церера, самый большой астероид, астероид №1. Самая главная звезда Рака носит имя Акубенс, α Рака, Cnc (4,3m, A5). Эта белая звезда – переменная, подмигивает нам, а разделяет нас 174 световых года! Но знаменито созвездие Рака вовсе не этим, а рассеянным звёздным скоплением Ясли, оно же Улей или М 44 или NGC 2632.

На спине у Льва едет Малый Лев. На спину Малому Льву водрузилась Большая Медведица. Не надо вовсе её искать. Достаточно задрать голову. Предстала перед нами Большая Медведица во всей красе. С одной стороны — передние лапы со звездой Талита, с другой — задние. Задние лапы. Отмечены медвежьи когти звёздами Тания Аустралис и Тания Бореалис. Перебирая задними лапами, сделала лесная хищница стойку. На пятке у неё светится спиральная галактика NGC 3184. Передняя лапа указывает на Рысь. Катится по лапе этой спиральная галактика NGC 2841. От удовольствия Большая Медведица высунула язык. Да и не язык это, а эллиптическая галактика NGC 2768.

Чаша ковша: Мегрез δ (3,3m, A3), Фекда γ (2,4m, A0), Мерак β (2,3m, A1), Дубхе α (1,8m, F7). Ручка ковша: Алькаид η (1,9m, B3), Мицар ζ (2,2m, A2), Алиот ε (1,8m, A0). В ковше достаточно много белых звёзд спектрального класса A. В таких звёздах линии водорода достигают наибольшей интенсивности. Хорошо видны линии ионизованного кальция, наблюдаются слабые линии других металлов.
Теперь можно ухватиться за медвежью шерсть и забраться повыше. Выше Большой Медведицы ничего нет! Расположилась точка зенита между звёздами Алиот и Мегрез.

Можно получить интересные фотографии области зенита даже без использования штатива, достаточно прижать фотоаппарат к твёрдой горизонтальной поверхности и открыть затвор на 10 секунд.
Сопровождают Большую Медведицу с двух сторон Гончие Псы и Малая Медведица. За Гончими Псами развеваются Волосы Вероники. Между двух Медведиц петляет звёздный Дракон. А хвост Большой Медведицы указывает на красноватый Арктур, самую главную звезду созвездия Волопаса.

Над горизонтом высоко-высоко Северная Корона, Геркулес, Малая Медведица со своей Полярной звездой и Дракон. Голова Девы смотрит в сторону Волопаса. Над волосами Вероники вышли на прогулку Гончие Псы.

Планеты. Без них интерес к космическим далям был бы не таким острым. С какой стороны светит нам Венера? Утренняя звезда это или Вечерняя? Всё-таки вечерняя! Решилась перейти на вечернее небо, на светлые участки ещё не успевшего остыть небосвода. Пребывает Венера на вечернем небе в созвездии Овна. Между Рыбами и Тельцом. Два часа от захода Солнца до исчезновения Венеры в нашем распоряжении. И это ещё не предел!

Блеск, видимый диаметр и фаза Венеры к концу декады составят −3,9m, 11″и 0,93. 15° над горизонтом при вечернем появлении на ещё светловатом небе можно гарантировать. Западная сторона.

Условия вечерней видимости Венеры улучшаются, время захода отодвигается, раздвигаются границы. Устремляется Афродита на встречу с Зевсом, но пока об этом ещё говорить рано. Пройдёт совсем немного времени после захода Венеры, и с другой стороны небосвода появляется Юпитер. Сравнить их, «поставив рядом», пока нет возможности. Всему своё время!

Юпитер прячется в «домике» Весов. Между Южной клешнёй и Клешнёй Скорпиона, между Северной Клешнёй и звездой Брахиум из Скорпиона. Прямо в перекрестие четырёхугольника Весов. 17° над горизонтом у нас в кармане. Опустившись от гиганта на 5°, увидим в бинокль при ясном небе шаровое скопление NGC 5897. Не так много в Весах подобных достопримечательностей! А может, и нет их вовсе? Блеск и видимый диаметр Юпитера к концу нашей декады составят −2,4m и 43″. Южная сторона. К утру он успевает достичь кульминации и слегка опуститься. А под Брахиумом (γ Sco) на расстоянии тех же 8° на границе Волка и Центавра прячется астероид Эвномия. Но блеск его невелик. А высота над горизонтом и вовсе смешная.

А у Меркурия параметры видимости в то же время будут выглядеть так: 2,6m, 11″и 0,09. У Меркурия сейчас условия крайне неблагоприятные. 1 апреля прошло нижнее соединение. Это значит, что он тонет в солнечных лучах. А может, просто купается? И опускается на вечернем небе он раньше Солнца. Может, имеет смысл искать его на небе утреннем? Подумаем над этим в другой раз. А за одно подождём, когда блеск его станет отрицательным.

Марс подобрался к Сатурну совсем близко. Оба пребывают в созвездии Стрельца, над деревьями, где-то с четырёх до шести утра. Две цветные планеты, апельсиновая и лимонная. 45 градусов левее Юпитера, немного пониже. Юпитер яркий, его не спутать ни с чем. Только бы повезло с погодой...

1 апреля Марс должен находиться в 20′ от шарового скопления М 22 (5,1m, 24′). Класс концентрации скопления 7. В этот же день Марс можно встретить в 1° 20′ от Сатурна. Правее и немного пониже. Не прошло и двух лет, как две цветные планеты снова встретились! 3 апреля Арес проплывает под Кроносом на расстоянии 1° 30′. Попробуйте проверить! К концу нашей декады блеск, видимый диаметр и фаза Марса составит +0,1m, 9″, 0,88. У Сатурна блеск и видимый диаметр достигнет +0,5m и 17″. 10° над горизонтом при светлеющем небе. Под утро на юго-востоке.

В обществе Марса и Сатурна по Стрельцу путешествует астероид Веста (6,9m), астероид №4. 15° над горизонтом при начинающем светлеть небе. Считается самым ярким астероидом и единственным, видимый невооружённым глазом. По созвездию Волка у границы с Центавром гуляет Эвномия (10,1m), астероид №15. С блеском у него далеко не всё блестяще, и для наблюдений не очень удобен, особенно на светлом небе. Но взять на заметку космический камень не помешает. Может быть, лучшие времена для него ещё впереди? Церера (8,1m), астероид №1, волею космических чиновником занесённый в список карликовых планет, перемещается по созвездию Рака. Имеется даже небольшой видимый диаметр 1″.

Звёздное скопление Ясли составит подходящую компанию астероиду. Еще один ориентир ι Рака, Cnc (4,0m, G8). 10 апреля в 2° над этой звездой и прячется Церера. ι Рака – двойная звезда, её компоненты разделяют 35″, что сравнимо с диаметром Юпитера. Найти эту звезду можно так, поднявшись от М 44 на те же 2°, обнаружим звезду γ Сnc, Аселлус Бореалис(4,7m, A1), которую мы уже упоминали в начале нашего повествования. Поднявшись от γ Сnc на 8°, непременно обнаружим ι Cnc. Ещё 2° вверх, и Церера наша! Пробуйте!

Уран перемещается по Рыбам, Нептун по Водолею, но говорить про них пока преждевременно.

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. В сети первой декады марта попали две лунные фазы, полнолуние и последняя четверть. После полнолуния в марте Луна постепенно отодвигается на утреннее небо, идя на убыль. 7 апреля в 10.16 ожидается последняя четверть. Левая лунная половинка. В этот день Луна восходит в 6.34, а заходит — в 10.32.

Не обойдётся дело и без лунных встреч с планетами. Удобно принять селеноцентрическую систему отсчёта. Мы договариваемся, что Луна неподвижна и к ней приближаются космические тела. Движение относительно, а может служить отправной точкой для обнаружения планет.

3 апреля в 16 часов 46 минут по московскому времени в Весах на 3,3° с юга к Луне подойдёт Юпитер (−2,39m). Фаза Луны будет составлять 95%, почти полная Луна.
7 апреля, в 16.05 по московскому нашему времени на 3,1° с юга в Стрельце к Луне (фаза 47%) подходит бог времени Сатурн-Кронос (+0,47m). Следом за Сатурном в этот же день и в том же созвездии Стрельца к белолицей Селене (фаза Луны 45%) в 20.38 на 3,1° с юга приблизится огненный багряный Марс (+0,15m).

Продолжается активность метеорного потока Виргиниды, но максимум его остался в марте. Частицы потока падают на Землю с 25 января по 15 апреля. Название потока происходит от латинского обозначения созвездия Девы – Virgo. Условия наблюдений разнообразны, но поток достаточно слабый, около 4 метеоров в час.

И закончить свой обзор я хочу стихами Николая Алексеевича Заболоцкого:

Я не ищу гармонии в природе,
Разумной соразмерности начал,
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.

А может быть всё взаимосвязано? Начала, недра скал, небосвод и гармония…

Читайте журнал «Наука и жизнь»! Там можно заглянуть немного вперёд и почерпнуть интересную и полезную информацию. И не только о небесных телах.

Удачных наблюдений!