ЦАГИ готовится отметить 100-летний юбилей
Сегодня в Центральном аэрогидродинамическом институте самолеты и космические корабли не строят, их испытывают. На аэродинамику, гидродинамику, прочность, аэроакустику и другие параметры. Но без этих испытаний ни одно отечественное КБ не сможет сконструировать, а авиастроительное предприятие выпустить в полет ни один летательный аппарат. И не только отечественное.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского - это не просто крупнейший научно-исследовательский центр, это история нашего государства с его достижениями в авиации, космонавтике, гидроэнергетике, обороне, это история знаменитых ученых нашей страны (журнал «Наука и жизнь» № 11/2008,«Они учат летать самолеты»).
Основатель ЦАГИ - «отец русской авиации» профессор Н.Е. Жуковский, с 1921 по1931 год институтом руководил выдающийся механик, академик С.А. Чаплыгин, здесь работали известные конструкторы А.Н. Туполев и Б.С. Стечкин. В музее института собраны экспонаты столетней истории, материалы о знаменитых ученых, конструкторах, изобретателях. Наследство своих знаменитых учителей их ученики смогли сохранить и приумножить.
В декабре 2018 года ЦАГИ отметит 100-летний юбилей. По этому поводу в Жуковский пригласили журналистов, для которых была устроена интереснейшая экскурсия по научному центру. Гостям показали несколько пилотажных стендов, залы статических и ресурсных испытаний самолетов, знаменитые аэродинамические трубы. Интересно то, что в аэродинамических трубах испытывают на прочность не только летательные аппараты (самолеты, вертолеты, ракеты), но и скоростные поезда, автомобили, мосты, высотные здания, ветросиловые установки и другие объекты.
Например, аэродинамическая дозвуковая труба Т-101 - это огромный испытательный ангар размером с Большой театр. Для своего времени (первый пуск состоялся в 1939 году) это было уникальное сооружение, и по сей день Т-101 - самая большая в Европе. Изначально здесь испытывались не только модели, но и настоящие самолеты: ТУ-154, ТУ-144, ТУ-204, SSJ100, некоторые вертолеты. Скорость воздушного потока при испытаниях может достигать 60 м/с, до сих пор труба работает исправно и вместе с современными методами математического моделирования дает бесценные сведения для авиаконструкторов и инженеров.
Вторая аэродинамическая труба - трансзвуковая Т-128 тоже грандиозное технологическое сооружение, она позволяет исследовать аэродинамические характеристики крупных летательных объектов на их моделях. В испытаниях обеспечивается скорость воздушного потока до 600 м/с, а автоматическое управление процессами в установке создает условия, максимально приближенные к полетным, в том числе и в космосе.
Залы статистических и ресурсных испытаний отвечают за прочность материалов и конструкций самолета не только при выпуске их с конвейера, но и во время эксплуатации, а проверенные десятилетиями алгоритмы исследований гарантируют пилотам и пассажирам надежность конструкции.
Пилотажные стенды журналисты не только осмотрели, но и смогли попрактиковаться на них в роли пилотов. Старейший пилотажный стенд ПСПК-102 с подвижной кабиной используется для изучения характеристик полета неманевренных самолетов. На нем проводятся исследования режимов ручного и автоматического управления, динамики полета, влияния перегрузок, способов повышения безопасности полета.
ПС-МС - пилотажный стенд магистрального самолета. Он был создан для проведения проектных работ по созданию магистрального самолета ХХI века (МС-21). В настоящее время здесь отрабатываются алгоритмы управления самолетом, которые смогут обеспечить очередной, более высокий, уровень безопасности полета и комфорта пассажиров.
На стенде «Комплекс ПС-10М» идет подготовка летчиков-испытателей маневренных самолетов перед выполнением сложных воздушных трюков, отрабатывается управляемость перед посадкой на авианесущие корабли. Система визуализации на стенде настолько реалистична, что человеку с плохим вестибулярным аппаратом и болезненным художественным воображением находиться здесь противопоказано. У многих экскурсантов не виртуально кружилась голова.
После окончания экскурсии журналистов ждала пресс-конференция с участием руководителей института. Первым слово взял генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Леонидович Чернышев. Поприветствовав, он пригласил всех собравшихся на празднование 100-летнего юбилея в декабре этого года, упомянув, что ожидаются делегации из 26 стран. Руководитель института подчеркнул, что в области научных исследований (аэродинамика, прочность, динамика полета, гидродинамика, акустика) научный центр сохранил полную конкурентноспособность, имеет рекордное количество совместных проектов не только с отечественными, но и с зарубежными авиаконцернами (Боинг, Эрбас, Эмбраэр).
Сергей Леонидович рассказал также, что в институте часто решаются задачи, не связанные напрямую с авиацией. Во времена создания ДнепроГЭСа изучались вопросы гидродинамики, профилировки каналов. Правильное вентилирование жилых кварталов, система вентиляция метро, высотные здания, монумент на Поклонной горе, памятник «Родина-мать»- все вопросы аэродинамики этих объектов тоже решались в институте. Модели строящихся мостов должны «продуваться» в аэродинамических трубах. Не проходил испытаний волгоградский «пляшущий» мост - начались проблемы.
Трудно привести какой-либо пример, связанный с отечественной авиацией, где не оставил бы след ЦАГИ, причем след основательный. Все, что летает - военное, гражданское, на любой высоте, в атмосфере, из космоса входит в плотные слои атмосферы или стартует из-под воды - все проходит проверку на экспериментальной базе института. Сегодня сотрудники института гордятся своим вкладом в создание самолета МС-21. Этот самолет с полностью композитным крылом имеет беспрецедентную аэродинамику, новый уровень комфорта и безопасности пассажиров.
На вопрос о развитии сверхзвуковой и гиперзвуковой авиации отвечал «главный аэродинамик страны», заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ" Сергей Владимирович Ляпунов. Он отметил, что в этом году исполнится 50 лет с первого полета сверхзвукового самолета ТУ-144. Это был романтический период в истории нашей авиации, слова «Быстрее, выше, сильнее» были самыми важными. Затем наступил коммерческий период, который приостановил развитие гражданского направления. В настоящее время есть предпосылки и ожидается новый рывок в развитии сверхзвуковых самолетов, преимущественно для деловой авиации. Время трансатлантических перелетов в этом случае может сократиться с 15-17 до 3-4 часов.
О новых перспективных материалах в авиастроении и интеллектуальных системах управления самолетом, которые гарантируют надежность конструкции и повышают безопасность полета рассказал заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ», начальник комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Чеславович Зиченков. Одна из новых разработок института - ударочувствительное покрытие, которое позволяет проводить экспресс-диагностику состояния самолета.
Начальник комплекса управления научными проектами, заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» Игорь Евгеньевич Ковалев говорил о большой зависимости авиационной отрасли от науки. Он заметил,что собственную авиацию может себе позволить только великая страна и призвал беречь российских ученых, интеллект нашей страны.
Фото Вячеслава Матайбаева
3 мая 2018