Что можно увидеть на небе во вторую декаду августа

Все новости ›

Середина самого звёздного месяца года подарит нам незабываемые картины неба. По-прежнему ярок огненный Марс. А новолуние позволит наблюдать за блистательными Персеидами — главным украшением второй половины лета.

В этот раз посмотрим, что происходит на севере. Наше время — полночь. Выбираем 19 августа и начинаем спускаться, отдавая предпочтение северному меридиану и тому, что происходит вокруг него.

Звёздное небо Москвы 19 августа 2018 г. в 0 часов 0 минут, околозенитные области. Лебедь, Ящерица и Лира, Цефей, Дракон и Кассиопея.
19 августа 2018 г., 0 часов 0 минут, северная сторона. Малая и Большая Медведицы, Дракон, Жираф и Рысь.
17 августа, 20.30, юго-запад — запад. Луна и Юпитер в гостях у звёздных Весов. Венера в Деве, а Церера во Льве на подходе к Деве. Волопас, Волосы Вероники, Змея и Змееносец.
17 августа 1 ч ночи, юго-восток. Уран в Овне, а Нептун в Водолее. Кит, Рыбы, Южная Рыба и Пегас.
20 августа 22 ч, юг — юго-запад. Марс в Козероге, Сатурн и Плутон в Стрельце, Луна и Веста в Змееносце, Орёл, Щит и Змея.
Частное солнечное затмение 11 августа 2018 г. Карта прохождения

Точка зенита расположилась на границе Лебедя и Цефея. Южный меридиан указывает на созвездие Лебедя. Широко расправил Лебедь свои крылья. Мощная, сильная, благородная птица. Из ярких звезд к зениту ближе всего Денеб, самая яркая звезда Лебедя. Восточнее петляет Ящерица. На западе извивается Дракон.

А мы пойдём на север, где расположился на небесной сфере Цефей, и куда указывает остриё его пятиугольника. Направлено остриё вниз, на нашу родную Землю. Кажется, что полетит пятиугольник Цефея к земной поверхности и воткнётся в неё, словно кинжал: Эррай, Альфирк и Альдерамин. Рассеянное скопление NGC 7160 оказалось внутри цефеевого четырехугольника, а погруженное в туманность скопление IC 1396 за его пределами, почти в зените. Между ними можно отыскать Гранатовую звезду.

С запада нас сопровождает изгиб драконьего тела: Альтаис, Тыл и Алакахан. С другой стороны изгибается тело Кассиопеи: Кафад, Шедар, Ахирд, Нави и Рукбах. Рядом с Рукбахом расположилось рассеянное скопление М 103. Линия Шедар-Каф указывает на рассеянное скопление М 52.

Осторожно спускаемся вниз, и из Цефея переходим в Малую Медведицу. Протискиваясь между Йилдуном и Полярной, проходим мимо северного полюса мира и оказываемся в хвосте созвездия Жирафа. Жираф большой, только не видно в его владениях ни ярких звёзд, ни объектов дальнего космоса. Еще ниже кончиком своего хвоста, Гиаусар или Нодус Секундус, машет нам уже Дракон. Западнее расположилась звезда Тубан, но это уже другая дорога...

Мы же продолжаем движение вниз по меридиану и переходим во владения Большой Медведицы. Перед нами галактики М 81 и М 82.

Две галактики, одна из них спиральная.
Но какая? Ты попробуй дать ответ!
На неё укажет пусть звезда Полярная.
А пространства разум мудрый даст совет...

Осторожно перешагиваем через голову Большой Медведицы. Постараемся её не задеть. К западу светит звезда Дубхе, а с другой стороны – Мусцида. Переднюю лапу Большой Медведицы венчает звезда Талита. Раскрыла Медведица лапу, как будто что-то просит. Ниже и западнее заднюю лапу большой Медведицы венчают звёзды Танийя Бореалис и Танийя Аустралис.

Проходим, словно по лезвию бритвы, вдоль границы Большой Медведицы и Рыси и оседлаем большую кошку. Вот мы и подошли к самому горизонту. Рядом выглядывает из-за горизонта Малый Лев. Из владений Рыси подмигивает звезда Аль Сциаукат, а на границе Малого Льва и Большой Медведицы светится звезда Преципуа. Приплыли.

Теперь о планетах. Веста, Сатурн и Плутон появляются задолго до восхода Солнца. Яркий оранжевый Марс восходит немного погодя. Южная сторона в сторону юго-запада. Выстроились они в ряд, 7° над горизонтом обещать можно, а, возможно, и все 10°. Выше им не подняться. Видны они достаточно хорошо. Практически на одной высоте. Марс чуть пониже, но ему ещё есть куда подниматься. Сатурн и Плутон — перемещаются по Стрельцу, Марс — по Козерогу. От Марса до Сатурна по азимуту 30°. Веста перешла границу Стрельца и Змееносца.

В районе, где в 20 ч на московском небе заходит Солнце, следует искать Венеру. Юго-запад — запад, созвездие Девы. Видимость её уже не такая шикарная и заметить её всё труднее. В распоряжении Венеры уже меньше часа. Но увидеть небесную красотку можно. Три градуса над горизонтом, не больше. С заходом Венеры восходит Марс. Над домами и деревьями. Вполне доступно жителю мегаполиса.

В это время, в этом часе,
В изумительной манере
Приближается Юпитер
К убывающей Венере.

Сорок градусов между ними. Дождались! Но у Юпитера 10° над горизонтом. По-прежнему Юпитер верен созвездию Весов, южная сторона. Но после 22-х часов он уже заходит. Его место занимает Марс. Настоящий небесный спектакль. Интересно поймать в широкоугольный объектив всех троих: Юпитер, Сатурн и Марс. Но помните, через час после полуночи исчезает Сатурн. Через два часа — Марс. Но как он вкусно ярок!

Для визуальных наблюдений Марса в эпоху великого противостояния необходимо запастись телескопом, допускающим минимум 150-кратное увеличение. Наблюдать лучше в те ночи, когда земная атмосфера наиболее спокойна, а изображения Марса не размываются токами воздуха и не дрожат. Наведя телескоп на Марс, мы увидим, что бóльшая часть поверхности планеты занята оранжевыми «материками», которые придают Марсу красноватый цвет, выделяющий его среди других планет. Несколько меньшую часть поверхности Марса занимают тёмные зеленоватые «моря».

Разгорелся оранжевым светом
Апельсинчик зеленоглазый.

Церера стремится в Деву к Венере из звёздного Льва. Она подходит г границе двух созвездий правее и чуть выше Венеры. А было время, когда обе небесные красотки обитали во Льве.

Уже можно начинать говорить о видимости «невидимых» планет, Урана и Нептуна. С точки зрения продолжительности видимости у Нептуна дело обстоит даже немного лучше, чем у Урана. Планеты смещаются в первую половину ночи. Ночная видимость. Нептун гуляет по Водолею, а Уран по созвездию Овна. У Нептуна дела идут лучше. Обитает бог морей совсем близко, на градус правее, от носика Водолея, загадочной красной звезды φ Aqr.

Моменты захода и восхода небесных светил на московском небе 15 августа в часах и минутах, выглядят так. Время московское (UT+3), точность пять минут.

Восход Весты 17.20

Заход Плутона 1.55
Заход Марса 2.00
Восход Меркурия 4.30
Восход Солнца 5.10

Луна, наш единственный естественный спутник, перемещается справа налево по зодиакальным созвездиям, встречая по дороге планеты и яркие звёзды. Последняя четверть осталась в первой декаде. Луна смещается на утреннее небо, неумолимо убывая с каждым днём, растворяется в фазе новолуния, а затем вновь возвращается на вечернее небо. Искать растущую Луну рекомендуется исключительно в вечернее время. 18 августа в 10.47 ожидается первая четверть. Восход Луны на московском небе намечен на 12 часов 29 минут, заход в 23.04. Кульминирует Луна в 18.34 на высоте 18°.

12 августа в 5.17 по московскому времени Луна (фаза 1%, совсем тоненькая) должна пройти в 1,0° севернее Регула (1,36m), самой главной звезды из созвездия Льва, правой нижней вершины «львиной» трапеции. Время для наблюдения Льва сейчас не самое лучшее. 17 августа, в 12 часов 37 минут по московскому времени ожидается встреча Луны с Юпитером (−2,01m). Гигант подойдёт к Селене с юга на 3,9°. Фаза Луны к тому времени достигнет 41%. Дело будет происходить в звёздных Весах, там постоянная пока что резиденция Юпитера. Полностью лицезреть сближение помешает дневное светило

Новолуние — лучшее время для наблюдения дальнего космоса и метеоров. Никакой засветки окружающего чёрного фона, если не считать городских фонарей. Новолуние намечено на 11 августа, 12 часов 57 минут по московскому времени. Луна в этот день восходит в 4.27, заходит в 20.27 по московскому времени.

Продолжают свою действовать δ-Аквариды. От слова «аква» — вода. Радиант потока расположен в Водолее. Активность будет продолжаться до 19 августа. Пока позволяют Луна и городские фонари, можно смело браться за подсчёт пролетающих мимо небесных камней.

Очередь за блистательными Персеидами — главным украшением второй половины лета! Поток активен с 17 июля по 24 августа, максимум 12 августа. Количество метеоров в час около 50, но бывают вспышки активности. Метеоры белые и жёлтые. Среди них много ярких, оставляющих следы и рассыпающихся. Максимум в этом году располагается вблизи новолуния.

О чём ещё можно мечтать любителю небесных камней? Разве что о кометах... Обратите внимание на комету С/2017 S3 Panstarrs, открытую американскими астрономами в 2017 году. В августе комета должна достигнуть максимального блеска, и её, при благоприятных обстоятельствах, можно увидеть невооруженным глазом. Но что-то пока не видно...

Ожидается солнечное затмение. Но затмение частное для любой точки земного шара. Сходящийся конус лунной тени полностью на земной шар не попадает. Информацию о затмении можно получить в седьмом номере нашего журнала.

Не забывайте открывать Науку и жизнь!

Удачных наблюдений!