У подножья каменной Волчицы
В окрестностях Сочи, на курорте «Роза Хутор», в конце октября 2018 года открылся Музей археологии.
На мысу, где в реку Мзымта впадал бурный безымянный горный поток, в средние века стояла крепость. Её защищала не только вода, но и ещё одна река – каменная. Навал из огромных камней, шириной около 200 метров, был серьёзным препятствием. Единственный проход через эту каменную реку выходил к скале необычной формы. Скала эта очень похожа на волчицу, которая легла и приподняла голову. Голова зверя направлена строго на юг, туда, где в полдень находится солнце.
Рядом с камнем археологи нашли бронзовые котёл и миску. Эти предметы на Кавказе считались символами дома, использовались в ритуалах. Вероятно, здесь их положили не случайно, а под защиту Волчицы – героини древних кавказских легенд. Рядом находились навалы из камней. Как предполагает археолог Максим Меньшиков, много лет посвятивший раскопкам в окрестностях «Роза Хутор», это остатки воздушных погребений. На тропе, ведущей в крепость, нашли наконечник стрелы X–XIII веков, а сама крепость появилась в VIII–IX веках.
Несколько лет назад Максим Меньшиков сказал мне, что скала Волчица и археологический комплекс, исследованный на Роза Хутор, – это такие памятники, которые археологу могут достаться только один раз в жизни. Спрашиваю, не изменилось ли его мнение после раскопок в Крыму (Максим участвует в археологических работах вдоль трассы «Таврида»). «Ты знаешь, мне везёт на памятники, которые копаешь один раз в жизни, – улыбается археолог. – Комплекс, конечно, потрясающий. Но, учитывая, насколько мало пока изучена территория вокруг курорта, я не удивлюсь, если найду ещё что-нибудь не менее интересное».
Местность в окрестностях Роза Хутор действительно пока остаётся terra incognita для археологов. Одна из причин – густая, непроходимая чаща, как говорит Максим, «почти джунгли». «Какие джунгли? Сосны ведь вокруг!», – перебиваю Максима и показываю на редкие деревья (мы спускаемся по канатной дороге). «Это тут, а на другой высоте по-другому, – отвечает. – Не поверишь, но самое страшное – это малина. Здесь её очень много, просто заросли, приходится буквально прорубать дорогу. Но зато, как только на рощу черники напарываешься, – всё, все работы встают. Каждый себе по дереву выбирает (здесь это действительно деревья). Сидишь, объедаешь дерево».
Ещё одна сложность – рельеф. «Если нет возможности подняться на фуникулёре на гору, продолжает Максим, – то ты будешь идти часа четыре-пять, даже больше – пять-шесть. И у тебя будет только одна возможность спуститься вниз, только по одному узкому маршруту. Опять же из-за леса. Не дай бог, ошибёшься и выйдешь на отрог, который заканчивается обрывом. Придётся снова подниматься наверх».
Прежде чем начать раскопки, археологи месяц рубили лес. «Ходишь в этих кустах, тут какая-то кладка, там какая-то конструкция. Ничего не понятно. И только потом, после расчистки, это выстраивается в какую-то систему».
Как это часто бывает, археологи всерьёз взялись за изучение долины перед стройкой. Читатель, конечно, знает, что часть соревнований сочинской Олимпиады проходила на курорте «Роза Хутор». Одноимённая компания не только сохранила Волчицу, профинансировала раскопки перед строительством, но и решила устроить вокруг скалы археологический парк. Анна Дугар-Жабон, директор по развитию инфраструктурных проектов «Роза Хутор», сообщила, что парк собираются открыть в 2020 году.
Пока же на курорте «Роза Хутор» открылся Музей археологии, наверное, первый в России, созданный крупной частной компанией. Он находится в самом центре курорта. Музей состоит из нескольких залов, посвящённым различным эпохам – от каменного века до Нового времени. Кроме того, поскольку местная геология сильно повлияла на историю долины, часть экспозиции отведена ей. В этом смысле музей, наверное, можно назвать краеведческим, но он ничуть не похож на пыльные, замшелые институции, которые разбросаны по всей стране с советских времён.
Основу экспозиции составляют копии находок, которые обнаружили перед строительством курорта. «У нас нет статуса государственного музея, поэтому хранить подлинные находки мы не можем. Но точность копий составляет 100%», – утверждает Анна.
Одна из самых интересных находок – арбалетный крюк XV века, который неизвестно как оказался в горах («Наука и жизнь» уже писала об этой находке). Другая – рубило. Оно, несомненно, было сделано в каменном веке, но нашли его в средневековом святилище. «Вероятно, человек, который в средние века нашёл рубило, принёс его в качестве подношения. Такое отношение людей к орудиям каменного века известно вплоть до Нового времени. В русских городах находят каменные наконечники стрел, которые оправлены серебром – их носили в качестве талисмана. Называли такие орудия громовыми или перуновыми стрелами», – говорит Максим Меньшиков.
Интересны браслеты, которые нашли в могиле раннего железного века. Скорее всего, их носила какая-то девочка. С браслетами соседствует бронзовая фибула-застёжка III–V вв. до н. э., посланница из Римской империи. Рядом – привет из Древнего Египта: фаянсовая бусина.
Все находки, конечно, нет смысла перечислять. Но музей держится не только на них. Там сделали то, что называется модными словами «дополненная реальность». Посетитель может скачать специальное приложение и навести смартфон на маркеры (они есть почти на каждой этикетке). Дальше возможны варианты: посетитель увидит или трёхмерную реконструкцию предмета, или получит дополнительную информацию, или увидит, как «оживают» картины, развешанные тут и там. Словом, поход в музей превращается в модную игру в прятки.
Картины для музея создала художница Ольга Молочаева, постаравшись передать и дух эпохи, и характер персонажей (а они в каждом зале свои). Тут и готичный эстонец (хутор основал эстонский переселенец по фамилии Рооза), и улыбчивый генуэзский арбалетчик, и горец, отсчитывающий медяки за дочь, проданную в рабство.
Важно, что музей курорта «Роза Хутор» – это не только хорошо сделанный проект. Он – один из первых на пути, который пока не то чтобы сильно проторен. «Для компании “Роза Хутор” это был первый музейный опыт, – говорит Даниил Соловьёв, исполнительный директор «Мастерской KIVESTA», работавшей над созданием музея. – Это ведь не стройка. Но сейчас многие компании начинают заниматься гуманитарной составляющей своей деятельности. Возьмём хотя бы «Энерготранспроект» [компания открыла археологическую выставку в московском Музее архитектуры – Ред.], возьмём ту же самую «Роза Хутор», и таких примеров можно привести много. Это очень хорошо, и мы находимся в начале этого пути».
Примечание о возможном конфликте интересов. Материал написан при поддержке компании «Роза Хутор». Максим Меньшиков – научный сотрудник Института археологии РАН и главный специалист-археолог «Столичного археологического бюро». Автор настоящей статьи является действующим сотрудником Института и в прошлом работал в «Столичном археологическом бюро».
Благодарю Максима Меньшикова, Даниила Соловьева, Анну Дугар-Жабон и Светлану Гришину за содействие в подготовке материала.
13 ноября 2018
Статьи по теме: