Что можно увидеть на небе в ноябре 2019

Все новости ›

Последний месяц осени – не самое лучшее время для астрономических наблюдений – погода не балует. Тем ценнее моменты, когда есть возможность всё же увидеть сокровища звёздного неба.

В ноябре наступают наилучшие условия для наблюдения за экзотическим для нашего неба созвездием Печь, которое можно увидеть на юге у самого горизонта. Оно не содержит ярких звёзд, но этот недостаток оказался главным достоинством созвездия, когда астрономы выбирали участок для проведения сверхдальних обзоров неба с помощью космического телескопа имени Хаббла. Чтобы разглядеть тусклые далёкие объекты им был нужен участок неба без близких ярких звёзд и с минимумом излучения Млечного пути и зодиакального света. Кроме того, он должен быть виден для земных телескопов ка северного, так и южного полушарий. Выбранная по этим критериям область в созвездии Печи имела вид квадрата со стороной 2,4 угловой минуты, что много меньше углового размера Луны (34').

Московское небо, южная сторона, 11 ноября полночь
Московское небо, юго-запад, 15 ноября 17:00
Прохождение Меркурия по диску Солнца 11.11.2019. Время - всемирное, для получения московского времени надо прибавить 3 часа (источник: F. Espenak http://www.eclipsewise.com/)

Первый обзор, получивший название «сверхглубокое поле Хаббла» (Hubble Ultra-Deep Field, HUDF) был сделан в 2003 году. Из-за того, что телескоп обращается вокруг Земли, он не может быть направлен в одно место длительное время. Типичное время фотографирования конкретной области составляет 1200 секунд, что недостаточно для получения изображений далёких объектов. Поэтому телескоп фотографирует область много раз, накапливая свет. Общая выдержка для получения HUDF составила около миллиона секунд (11,3 суток), что позволило зафиксировать объекты с яркостью до 29m. Оказалось, что выбранная область содержит примерно 10 000 галактик, самые дальние из которых расположены на расстоянии свыше 13 миллиардов лет и возникли всего через 400 миллионов лет после Большого взрыва. В 2012 году НАСА выпустила усовершенствованный обзор «экстремально глубокое поле Хаббла», данные для которого были получены с выдержкой около 23 суток. Он добавил ещё около 5500 галактик. В 2014 году к данным, полученным в ультрафиолетовом диапазоне, добавились данные инфракрасного. Наиболее «глубокую» версию инфракрасного изображения публиковал совсем недавно, 23 января 2019 года Институт астрофизики Канарских островов. Работы продолжаются.

В зените всю первую половину ноября полночью находится созвездие Персея, а после 19 ноября на самый верх переместится созвездие Жирафа. Ноябрь – хорошее время наблюдения всех значимых звёздных скоплений, которые расположились в дуге Млечного пути протянувшейся через зенит с запада на восток, от Лисички и Лебедя к Возничему через Персей.

Для наблюдения планет ноябрь – месяц более благоприятный, чем прошедший октябрь. Меркурий и Венера, до этого скрываемые Солнцем, снова будут доступны телескопам астрономов-любителей. В начале месяца их можно найти сразу после захода Солнца на юго-западе. 1 ноября расстояние между ними составит всего 3º. В этот же день Венера перейдёт в созвездие Скорпиона, но здесь она не задержится и 7 ноября проследует в созвездие Змееносца, а 23 ноября – в созвездие Стрельца. 9 ноября она пройдёт в 1,8º севернее Антареса (α Скорпиона, 1m), а 24 ноября – на 1,4º южнее Юпитера. Меркурий же повернёт назад, оставшись в Весах. Правда после стояния 20 ноября он снова развернётся, но уже далеко отстанет от Венеры.

Условия наблюдения Меркурия и Венеры улучшатся во второй половине ноября, когда Бог Торговли появится уже на утреннем небе. К концу месяца он будет виден уже около двух часов, а его высота над горизонтом достигнет 10º. Венера по-прежнему видна на вечернем небе, но уже более часа, и её высота над горизонтом тоже приблизится к 10º. Диаметр Меркурия сначала увеличивается от 8,9'' до 9,9'' (12 ноября), а затем к концу месяца снова убывает до 6,4''. Фаза же к 12 ноября быстро убывает практически до нуля, а с ней падает и блеск с 1,0m аж до 6,4m. К концу ноября ситуация выправится: –0,6m при фазе 0,66. Блеск Венеры в эти месяцы около 3,9m при немного растущем диаметре 10,8'' –11,7'', и убывающей фазе 0,94–0,89.

11 ноября 2019 года произойдёт прохождение Меркурия по диску Солнца. Оно начнется в 15 часов 35 минут по московскому времени и закончится уже после захода Солнца. К сожалению, большая часть прохождения в Москве недоступна для наблюдения. Чуть больше увидят жители России, которые проживают западнее Москвы, а вот восточнее Урала, это явление наблюдать не удастся совсем. Напомним, что непосредственно наблюдать Солнце в телескоп опасно для зрения. Изображение надо проецировать на экран или устанавливать перед объективом фильтр (тёмное стекло).

Марс будет виден утром в созвездии Девы низко над горизонтом на юге. Продолжительность наблюдений увеличивается к концу ноября, приближаясь к 3 часам, а высота над горизонтом к 15º. Блеск сохраняется примерно 1,8m, видимый диаметр 3,7'', фаза почти 1,0. 10 ноября он пройдёт в 2,8º севернее от Спики.

Юпитер можно наблюдать после захода Солнца в созвездии Змееносца, а с 16 ноября в созвездии Стрельца, низко над горизонтом на юго-западе. К концу месяца время наблюдений уменьшиться с двух до полутора часов. Высота над горизонтом не превышает 12º. Основные его характеристики почти постоянны: Блеск – около 1,8m, видимый диаметр 33'', фаза почти 1,0.

Сатурн по-прежнему располагается в созвездии Стрельца, на юго-востоке. Виден он 3 – 4 часа после захода Солнца также низко над горизонтом. Высота не более 13º. Блеск сохраняется примерно 0,6m, диаметр 16'', фаза почти 1,0.

Для наблюдения Урана ноябрь – месяц благоприятный. Если не помешает Луна и засветка от городского освещения, то планету с блеском 5,7m можно разглядеть невооружённым взглядом. Виден Уран в течение всего тёмного времени суток до раннего утра на востоке в созвездии Овна, почти посередине между звездами Шератан (β Овна, 2,6m) и Менкар (α Кита. 2,5m). Ночью его высота над горизонтом достигает 48º. Видимый диаметр примерно 3,6'', а фаза 1.

Нептун можно будет наблюдать в вечерние и ночные часы (к концу ноября до 2 ночи). Расположилась восьмая планета на юго-востоке, чуть южнее звезды φ Водолея (4,2m). Высота над горизонтом максимальна в районе полуночи и достигает 28º. Видимый диаметр и блеск остаются примерно постоянными 2,3'' и 7,8m.

Самым ярким астероидом в ноябре останется Веста (4), перемещающаяся по созвездию Кита, недалеко от его главной звезды – Менкар. Наблюдать её можно всю ночь до утра на северо-востоке. Высота над горизонтом достигает 46 º, а блеск в течение месяца меняется от 6,5m до 6,8m. Почти параллельным курсом, но по созвездию Рыб, следует астероид Метида (9, Метис), который можно наблюдать всю ночь. Его блеск будет меняться от 8,7m до 9,4m. Бывший астероид №1 Церера, нынче числящийся карликовой планетой, перемещается неподалёку от Юпитера по созвездию Змееносца, а с 7 ноября по созвездию Стрельца в направлении звезды Нунки (σ Стрельца, 2,05m). Блеск Цереры остаётся примерно 9,2m.

Таблица: Восходы и заходы Солнца и планет (округлено)

1 ноября            30 ноября

Объекты   Восход   Заход   Восход   Заход

Солнце         07:35     16:50      08:30      16:00

Меркурий      09:50    17:05      06:20      15:35

Венера          09:40    17:30      11:00       17:30

Марс              05:30    16:25      05:30      16:25

Юпитер          11:50    18:50      10:25      17:20

Сатурн           13:20    20:35      11:35      18:45

Уран               16:40    07:15      14:40      05:15

Нептун           15:30    02:25 13:35 02:20

Луна будет в фазе первой четверти 4 ноября, а 12 ноября наступит полнолуние. В фазу последней четверти Луна перейдёт 19 ноября, а 26 ноября наступит новолуние. 7 ноября Луна будет находиться в апогее (расстояние от Земли порядка 405100 км), а 23 ноября – в перигее (расстояние от Земли порядка 366700 км),

Таблица Прохождение Луны рядом с астрономическими объектами (Ю – южнее, С – севернее)

Дата    Объект    Проход

2.11     Сатурн    0.6º Ю (покрытие)

2.11     Плутон    0.3º Ю (покрытие)

7.11     Нептун    3.6º Ю

11.11    Уран       4.1º Ю

14.11    Альдебаран 2.9º С

17.11    Поллукс   5.4º Ю

20.11    Регул       3.5º С

24.11    Марс        4º С

28.11    Юпитер    0.8º С (покрытие)

28.11    Венера    1.9º С

29.11    Сатурн     0.9º Ю (покрытие)

30.11    Плутон     0.5º Ю (покрытие)

По-прежнему можно наблюдать метеорный поток Тауриды, связанный с кометой Энке. Он состоит из двух ветвей: Южных и Северных Таурид, радианты которых дрейфуют по созвездию Тельца параллельно на расстоянии 9º друг от друга. Южные Тауриды активны с 10 сентября по 20 ноября, но их максимум уже миновал в октябре. Северные Тауриды активны с весь ноябрь, их максимум наступит 12 ноября. ZHR обеих ветвей оценивается в 5–7.

Так же завершает свою активность метеорный поток Ориониды, радиант которого находится в созвездии Ориона. Максимум потока был в октябре, но его ещё можно наблюдать до 7 ноября. Этот поток создан кометой Галлея. Его ZHR = 25. Наблюдать его лучше в утренние часы. С 14 по 21 ноября с максимумом 17 ноября ожидается метеорный поток Леониды, знаменитый сильными метеорными дождями, достигавшим сотен тысяч метеоров в час. Самый знаменитый из них наблюдался в США в 1833 году. Его описывали как «бурю падающих звёзд». Последний заметный дождь был в 2001 году. В последние годы поток имел ZHR не более нескольких десятков, но, возможно, нам в этом году повезёт. Наблюдать его можно ночью и перед рассветом. Правда осложнить наблюдения может Луна, близкая к полнолунию.

15-25 ноября – возможна встреча с метеорным потоком Альфа – Моноцератиды с радиантом в созвездии Единорога. Его ZHR переменно (обычно около 5), но может повезти.

Чистого Вам неба и удачных наблюдений!

5 ноября 2019