Багульник, одурманивающий и исцеляющий

Все новости ›

Багульник болотный ядовит в буквальном смысле сверху донизу, но, возможно, благодаря этому он стал одним из известнейших лекарственных растений.

«Где-то багульник на сопках цветёт, кедры вонзаются в небо… » – это слова из популярной когда-то и полюбившейся многим песни. Но задумывается ли кто о путанице в названиях растений, которая тут случилась? На самом деле в песне речь идёт о рододендроне даурском (Rhododendron dauricum L.), который в Сибири и на Дальнем Востоке в народе называют багульником. Название «багульник» там так прочно срослось с ним, что зачастую можно встретить словосочетания: «Рододендрон даурский, или багульник розовый… сибирский… дальневосточный» и т. п. Но толковый словарь С. И. Ожегова ясно отличает настоящий багульник от ненастоящего: «1) Вечнозеленый кустарник семейства вересковых с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах. 2) Народное название кустарникового растения с нежными сиренево-розовыми цветками – одного из видов рододендрона».

Багульник болотный. (Фото: Nicholas Hunter / Flickr.com

Путаницы добавляет ещё и то, что в западной литературе некоторые авторы все виды рода Багульник с 1990-х годов включают в род Рододендрон, но в русскоязычной непереводной литературе такой взгляд до настоящего времени не поддерживается. По данным сайта «Группы филогении покрытосеменных растений», в современной классификации род Багульник остается самостоятельным и включает 8 видов, 4 из которых распространены на территории России. Наиболее широко распространенным в природе представителем рода Багульник является багульник болотный, о котором и пойдёт речь в нашем материале.

Багульник болотный (Ledum palustre L.) относится к семейству Вересковые (Ericaceae). Это сильноветвистый вечнозеленый кустарник высотой от 50 до 120 см, с приподнимающимися побегами, покрытыми густым «ржавым» войлочным опущением. Диаметр куста во взрослом состоянии около 1 метра. Листья ланцетные, темные, блестящие, с запахом. Края листьев сильно завернуты вниз. Цветки (до 1,5 см в диаметре) белые, реже розоватые, остро пахнущие, в многоцветковых зонтиках. Плод-коробочка раскрывается пятью створками. Семена созревают в середине августе. Корни поверхностные.

Багульник – растение ядовитое, и ядовит он весь целиком. Листья и ветви его (а особенно цветки, пыльца и семена) издают резкий, специфический одурманивающий запах, который в больших количествах оказывает неблагоприятное воздействие на человека в виде развивающегося головокружения, головной боли, тошноты. Это объясняется содержанием в растении эфирного масла сложного состава. В старые времена сельские кабатчики нередко настаивали багульник в самогоне, чтобы одурманить клиента и выудить у него побольше денег.

Багульник болотный. Фото О. Митрофанов.jpg

Багульник болотный. (Фото: Олег Митрофанов)

Багульник – влаголюбивое, морозоустойчивое, светолюбивое растение, но, может произрастать и в полутени, растёт медленно. Как все вересковые, багульник болотный – микоризное растение, чьи грибы-симбионты нуждаются в кислой почве («микориза» – это хрупкие симбиотические чехлы из грибных гифов, покрывающие кончики корней).

Родина багульника болотного – Арктика, Восточно-Европейская равнина, Западная и Восточная Сибирь, Западная, Северная, Южная Европа, Северная Монголия, Северо-Восточный Китай, Корея, Северная Америка. Область распространения – арктическая, северная зона и северные районы умеренной зоны Евразии и Северной Америки. На территории России вид имеет очень большой ареал, охватывающий тундровую и лесную зоны европейской части, Сибири и Дальнего Востока. Произрастает багульник болотный в тундре и лесотундре на торфяниках, на верховых болотах, в подлеске сырых хвойных лесов, вдоль горных речек и ручьев, в высокогорьях, группами, небольшими зарослями, среди кедрового стланика. Несмотря на обширный голарктический ареал багульника болотного, более всего он «любит» Сибирь. Во многих областях Европейской части России багульник болотный внесен в Красные книги (Воронежской, Липецкой, Пензенской, Тульской, Ульяновской областей, Москвы, а также республик Башкортостан и Татарстан).

Происхождение латинского названия растения Lеdum имеет несколько версий: по одной версии название рода заимствовано Линнеем у Диоскорида, который называл именем «ledon» другой растительный род – Ладанник, выделяющий ароматическую смолу – ладан, похожий по запаху на выделяемые багульником эфирные масла. По другой версии название пошло от латинского слова «laedere», что значит «вредить, мучить», из-за сильного удушающего запаха, вызывающего головокружение. Русское название растения происходит от старославянского «багулить», то есть отравлять (все части растения, как мы помним, ядовиты). Видовое название palustris, то есть «болотный», связано с местом его произрастания. При том у багульника есть множество народных названий: багун, багула, багунняк, боговник, багунник, бугун, болотный болиголов, головолом, багно (так называют ещё низкое, болотистое место), душица, душница, канаборник, болотная канабра, клоповник большой, клоповая трава, болотная одурь, розмарин лесной. Все они точно отражают одновременную ядовитость и целебность растения.

О багульнике сложено легенд. Одна из них повествует о таинственном болотном змее, который живет в тайге Поморья и появляется при поджоге багульника. Змея притягивал дурманящий запах растения, и он впитывал в себя все ароматы дыма. И если попадался змею больной человек, он мог обмотаться кольцами вокруг человека и изгнать из него болезнь. Другая легенда о багульнике рассказывает о болотном владыке, который влюбился в прекрасную лесную нимфу, но она со смехом отвергала его ухаживания. Однажды, получив очередной отказ красавицы нимфы, разгневался владыка, разбушевался и давай громить все вокруг. От случайной искры вспыхнуло болото, и дым от сгоревшего багульника ветром отнесло к лесу, где жила нимфа, и одурманил ей голову. На запах дыма она пришла к самому болоту, где болотный владыка и заманил её. С тех пор считается, что, если на болоте туман, значит нимфа, отрезвев, пытается убежать от владыки, а он напускает туман, что бы она заблудилась. А если горят болота, значит, нимфа убежала от владыки, и он в отчаянии пытается её заманить обратно к себе. Возможно, из-за характерного аромата багульника его и наделяли магическими свойствами. В особом почёте багульник у народов Севера. По древним северными верованиями яркий запах багульника прогоняет нечистую силу. Поэтому его широко использовали шаманы, развивая дар ясновидения и стремясь войти в транс. Они пили настой багульника до и во время обрядов, вдыхали дым горящих веток. Специальный дымокур из багульника был обязательным атрибутом шамана наряду с бубном, поясом и костюмом. Считается, что такой дым влияет не только на психику шамана, но и других присутствующих при обряде, и способствует общению с духами и переходу сознания в другое измерение. Также багульник широко применялся знахарями, которые готовили с ним разные приворотные зелья. Настои багульника применялись ведуньями и для избавления от ненужной беременности.

Вообще, судя по поверьям, у багульника есть волшебные свойства на любой вкус. Где-то считалось, что с его помощью можно наслать безумие, вызвать злого духа, где-то он почитался одним из самых действенных любовных снадобий. Так, в карпатских легендах он рисуется сильным приворотным средством. На Дальнем Востоке есть древнее поверье, отдаленно похожее на легенду о папоротнике, что багульник – это волшебный куст, который умеет разговаривать, знает все тайны, в том числе и о том, где зарыты клады. В полнолуние он может открыть свой секрет и отвести к кладу. Но клад он показывал не каждому, а лишь девственнице, которая распустит волосы и принесет ему немного молока или меда. На символическом языке растений цветы багульника символизируют мужество и пренебрежение к смерти. На протяжении веков считалось, что багульник укрепляет память и ясность ума, поднимает настроение, защищает от злых влияний со стороны и злых мыслей внутри.

Несмотря на ядовитые свойства, багульник всё же является целебным растением. Поскольку багульник – растение севера, античному миру он не был известен, но с раннего средневековья он в качестве лекарственного средства упоминается в датских и немецких травниках. Издревле отваром багульника лечили заболевания печени и почек, сердца и лёгких. Впервые в европейскую медицинскую практику багульник болотный ввели шведские врачи – там отвар цветков и молодых побегов растения использовали для лечения подагры, бронхита, дизентерии, кожных болезней. Лечебные свойства багульника описал еще в XVIII веке выдающийся биолог Карл Линней. Упоминается багульник и в старых русских травниках – в них говорилось, что средство это «сильно могучее, раки заживляющее, коего оно боль утоляет и опухоль разбивает». В восточнославянском регионе багульник в качестве лекарственного средства применялся с XVIII века – первые русские ученые называли его «вонючим вереском». В эту пору в России даже вышла книжка под названием «О пользе вонючего вереска». В народе багульник – любимое снадобье, его издавна считали панацеей, применяли практически от всех болезней, а во время любых эпидемий для профилактики непременно пили чай из багульника.

Багульник болотный в окрестностях оз. Кампюрку. Фото. Олег Мирофанов.jpg

Багульник болотный в окрестностях озера Кампюрку. (Фото: Олег Мирофанов)

У разных народов существуют свои особенности применения багульника: в Республике Коми багульником лечат излишнее пристрастие к крепким напиткам, добавляют настойку из растения в напиток, чтобы у человека появилось отвращение к алкоголю. В Забайкалье, Сибири из багульника изготавливают деготь, которым лечат экзему, смешивая его со сметаной. Используют багульник и в других странах. Например, во Франции экстракт растения добавляют в мази и гели против кожных болезней. В Болгарии большой популярностью пользуются горячая настойка из цветов багульника, ею лечат холецистит. Индейцы Северной Америки используют багульник как пряность, вымачивая мясо в отваре его побегов, пьют пьянящий настой багульника и жуют его свежие листья.

Неудивительно, что багульник является популярным лекарственным растением, так как состав у него уникален. Все части растения содержат большое количество дубильных веществ, органические кислоты, витамины, гликозид арбутин, флавоноиды. Главной же составной частью багульника является эфирное масло, в которое входят ледол, палюстрол, цимол, геранилацетат и другие компоненты, обладающие горько-жгучим вкусом и бальзамическим запахом. Наибольшее количество эфирного масла содержится в молодых листьях в фазе зацветания растения. Правда, химический состав багульника болотного, и в особенности содержание основного его действующего вещества – ледола в эфирном масле, обладает выраженной химической изменчивостью в зависимости от района произрастания. Качественный состав эфирного масла багульника болотного, собранного на территории Европы, практически не отличается, в то время как сибирские и дальневосточные популяции по составу эфирных масел неоднородны.

Эфирное масло багульника является эффективным лекарственным средством, которое хорошо помогает при судорогах, снимает воспаления и увеличивает сопротивляемость желудочных тканей, активно снимает спазмы, и может быть хорошим средством от насморка. Мазь из масла багульника назначают для лечения ран, ожогов, она успокаивает также зуд кожи при укусах насекомых. В официальной медицине траву багульника применяют при энтероколите, в виде настоек используют при заболеваниях органов дыхания при острых и хронических бронхитах как сосудорасширяющее средство, смягчающее кашель (противокашлевый препарат «Ледин», «Грудной сбор №4»), как мочегонное, дезинфицирующее и антисептическое средство. Препараты багульника используются при диабете, ревматизме, желтухе (но из-за того, что растение содержит ядовитые вещества, лечение с помощью средств на основе багульника болотного должно быть согласовано с врачом, так как растение может нанести большой вред организму, и ни в коем случае нельзя превышать его дозировку).

Используют багульник и в ветеринарной практике. В частности, его добавляют в корм животных при эпидемических заболеваниях. Кстати, несмотря на свою ядовитость, багульник болотный в тундре и тайге служит значительным подспорьем для питания диких северных оленей, а вот у домашних коз и овец отмечены отравления после поедания этого растения. Отвар, настой, порошок, дым багульника – испытанное средство для истребления комаров, моли и клопов, а также для изгнания докучливых грызунов. Вместе с дёгтем эфирное масло из багульника может применяться при обработке кожи, его можно использовать в мыловарении и парфюмерии, а также в текстильной промышленности в качестве закрепителя.

Наконец, все виды багульника являются хорошими медоносами. Правда, они дают небольшой сбор мёда, к тому же багульниковый мёд ядовит (так называемый «пьяный» мёд), его нельзя употреблять в пищу без кипячения. Так что медоносность багульников идёт на пользу только самим пчёлам.

В культуру багульник введён с середины XVIII века. Первое упоминание этого рода в каталогах Ботанического Сада г. Санкт-Петербурга относится к 1736 г. и, возможно, фиксирует произрастание Ledum palustre L. на территории Аптекарского огорода в дикорастущем состоянии. В культуре этот вид очень труден, но при правильном подходе его можно использовать для декоративного оформления вересковых парков и садов, где он может прожить более 30 лет.

В Алтайском заповеднике багульник болотный обычный вид в нижней части высокогорного пояса. Редко встречается в черневом и лесостепном поясах. Произрастает практически во всех флористических районах заповедника, кроме Язулинского, на высотах 700–2300 м над уровнем моря, и кроме окрестностей кордона Байгазан.

 

Научный сотрудник Алтайского заповедника Мирослава Сахневич.

Государственный природный биосферный заповедник «Алтайский» 

12 мая 2020

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки