Помпеи бронзового века. Часть вторая. Когда вулкан проснулся

Все новости ›

Следы людей и животных, спасавшихся от извержения, навечно сохранил пепел, осевший на склонах Везувия. Но, в отличие от жителей Помпей и Геркуланума, пальма-кампанцам повезло намного больше.

Часть первая. Жизнь до извержения

Катастрофа

Авеллинское извержение давно и тщательно изучается самыми разными специалистами – геологами, вулканологами, палеоисториками, археологами и учёными других областей науки, чтобы понять, что же произошло с окружающей средой и доисторическими населёнными пунктами после этого катастрофического события. Так что теперь, как ни удивительно, ход извержения вулкана, которое произошло почти 4 тысячи лет назад, можно восстановить чуть ли не по часам.

Вначале вулкан выбрасывал в воздух мелкие белые лапилли и мелкий же коричневый пепел. Пусть вас не удивляют такие подробности. Стратиграфия извержения, то есть, последовательное расположение слоёв оседавшего вулканического материала, позволила специалистам определить цвет, размер и консистенцию выброшенных Везувием твёрдых продуктов. Толщина этих слоёв помогла высчитать направление ветра, скорость и время их высыпания. Ветер, кстати, дул с северо-запада, относя лёгкие частицы пепла и лапилли на несколько километров от вулкана.

11.-Направление-распространения-продуктов-извержения.jpg

Направление распространения продуктов извержения. Soriano, Albore Livadi C., 2016.

Расположение находок в домах исследованных поселений указывает, что извержение застало пальма-кампанцев за их обычными занятиями. Кто-то готовил еду – сохранилась расставленная для трапезы посуда и приготовленная пища. Кто-то работал – разложил инструменты и материалы для разных ремесел. В загонах находился скот, кое-где животные так и погибли. В домах и хранилищах осталось зерно и орехи в горшках, вяленое мясо, другие запасы.

Затем началась вторая фаза извержения – плинианская. Она так называется в честь древнеримского ученого-энциклопедиста Плиния Старшего. Во время извержения Везувия в 79 году, разрушившего Помпеи, Плиний наблюдал и описывал рост эруптивной колонны, которая, по его словам, была похожа на средиземноморскую сосну пинию. В течение этой фазы из кратера вулкана поднимался столб газов, пепла, лапилли и прочих обломков пород. Буквально за три-четыре часа эта колонна поднялась на высоту в 23 километра. Вулканический мусор продолжал сыпаться на Кампанию с неба, увеличивая площадь покрытия до 15 тысяч км2. Эруптивная колонна продолжала расти. Очевидно, что видно её было за большие расстояния, и население древней Кампании сумело верно определить степень опасности вулкана в таком состоянии и наиболее безопасное направление эвакуации. Этот вывод археологи сделали на основании абсолютного отсутствия в деревнях культуры Пальма-Кампания человеческих жертв и ценных для людей бронзового века предметов (например, ножей).

12.-Отпечатки-ног-двух-человек-в-15-км-к-ССЗ-от-Везувия.-Mastrolorenzo-et-al.jpg

Отпечатки ног двух человек в 15 км к ССЗ от Везувия. Mastrolorenzo et al., 2006.

Колонна росла, размер и мощность падающих на Кампанию пепла, лапилли и обломков горных пород увеличивались. Цвет пемзы изменился с белого на серый. Именно в это время люди спешно покидали поселения, уводя скот. Во время археологического изучения деревень в Афраголе в окаменевшем пепле были обнаружены свидетельства самого настоящего массового исхода. Десятки тысяч человеческих следов, отпечатков копыт и лап животных указывают, что люди и животные уходили на север, северо-запад и даже северо-восток от вулкана. Люди и скот шли довольно организованно, хотя некоторые животные прыгали через ограды (люди их обходили), скользили в слое пепла и хаотично перемещались внутри потока. Но в целом понятно, что стада шли вместе с людьми. А вот отпечатки лап кошек и собак совсем не связаны с движением людей, эти животные выбирали свой собственный путь, и, возможно, это свидетельствует, что они не были в полной мере одомашнены.

За время этого исхода несколько раз происходило частичное обрушение эруптивной колонны, которая достигла своей максимальной высоты по разным подсчётам в 31-36 км. Эти обрушения вызывали, в свою очередь, пирокластические потоки – газовые волны высокой скорости и температуры и новые мощные выбросы пепла. Но длительное время между ними, т.н. эруптивные паузы, позволяло пеплу на земле остыть до такой степени, чтобы не мешать продолжению эвакуации людей.

Количество и качество отпечатков человеческих ног в окаменевшем пепле позволило провести интересные антропологические исследования. Конечно, пол людей по этим следам было не определить, но вот вычислить скорость передвижения и рост людей по длине, ширине и глубине этих отпечатков оказалось вполне возможным. Исследованию подверглись следы почти 80 человек. Рост 13 из них не превышал 140 см, скорее всего, это были дети и подростки. 57 взрослых людей выросли до 140-170 см (вероятно, этот диапазон и был средним для людей культуры Пальма-Кампания). И 9 человек были выше 170 см.

13.-Афрагола.-Следы,-оставленные-в-остывшем,-а-затем-окаменевшем-пепле,-людьми,-покидавшими-деревню.-Di-Vito-M.A.-et-al.,-2013.jpg

Афрагола. Следы, оставленные в остывшем, а затем окаменевшем пепле, людьми, покидавшими деревню. Di Vito M.A. et al., 2013.

Данные о скорости движения людей оказались ещё более замечательными: почти в 90% случаев она составляла от 2,5 до 5,4 км в час. То есть, пальма-кампанцы не бежали в панике, а осуществляли массовую эвакуацию вместе с животными неторопливо, временами даже довольно медленно. Это еще раз свидетельствует о длительных паузах между взрывами эруптивной колонны во время плинианской фазы.

Более того, через деревню в Афраголе люди прошли неоднократно. Вероятно, сначала ушли её жители, забрав скот и ценные вещи. Затем «пиния» над Везувием извергла пирокластическую волну, которая, достигнув Афраголы, засыпала все следы первого исхода. Когда пепел остыл, дома деревни всё ещё стояли, и с юга пришел новый поток беглецов. Эти люди, судя по следам, интересовались содержимым оставленных домов. Через некоторое время и их следы скрыли пепел и новая пирокластическая волна. Прошло ещё часа три, и по остывшему пирокласту с юга на север вновь прошли вынужденные переселенцы.

И вот наконец огромный серый столб из Везувия, уходящий в стратосферу, окончательно и полностью рухнул. Вызвав новые мощные пирокластические потоки и дожди из вулканического материала, этот коллапс, тем не менее, так и не смог разрушить покинутые дома, поскольку они уже были частично повреждены и набиты лапилли и пеплом. Более того, пирокласты не сумели спровоцировать и пожаров в брошенных поселениях. Из этого следует, что волны потеряли большую часть своей энергии ещё до того, как достигли древних посёлков, то есть, в радиусе примерно 15 км от кратера вулкана.

Извержение продолжалось несколько дней. И к его концу большая территория вокруг Везувия превратилась в безжизненную пустыню, засыпанную на несколько метров вулканическим мусором. На верхних слоях катастрофы остались отпечатки как дождевых капель, так и аллювиальные отложения, что говорит о дождях и наводнениях после того, как извержение закончилось.

Последствия извержения для региона

Прекрасная Кампания обезлюдела. Люди потеряли возможность что-то выращивать на этой территории и стало негде пасти скот. В отличие от извержения 79 года, когда ветер дул на юго-восток, к морю, Авеллинская катастрофа накрыла территорию в радиусе 15 км вокруг вулкана и раза в два больше – на северо-восток.

Побережье залива пострадало меньше, и люди туда довольно быстро вернулись. Археологи отметили даже рост количества поселений по сравнению с периодом до извержения. Например, большая деревня в Виваре на острове Прочида в Неаполитанском заливе продолжала существовать и после извержения. Археологические находки тут свидетельствуют о жизни и в более поздние эпохи. То же самое можно сказать и о поселениях в Сант-Аббондио под современными Помпеями, в Ла Старце под Ариано-Ирпино. Но эти деревни находились слишком далеко от Везувия, и извержение, скорее всего, их мало затронуло.

Впрочем, и в сильно пострадавших районах на северо-западе от вулкана найдены следы повторного заселения. Но они совсем непохожи на огромные, удобные для жизни деревни пальма-кампанцев. Единичные хижины и единичные останки людей выше слоёв, принадлежащих Авеллинскому извержению, свидетельствуют, что были смельчаки, которые возвращались и пытались восстановить жизнь на прежнем месте. Они строили свои нехитрые дома и пытались обрабатывать землю «как раньше», но эти попытки были обречены на неудачу. Очевидно, что почва после извержения утратила своё плодородие, и не могла уже кормить ни людей, ни скот.

Изучая следы сельскохозяйственной деятельности там, куда люди смогли вернуться после извержения, специалисты отмечают, что принципы ведения хозяйства практически не изменились. Но по вполне понятным причинам в рационе увеличилась доля диких плодов, а охота стала более значимым занятием, нежели до извержения.

14.-Поселения-бронзового-века.-...-Di-Vito-M.A.-et-al.jpg

Поселения бронзового века. Красными точками обозначены поселения до извержения, зелеными – те, на которых есть следы возвращения людей после извержении. Di Vito M.A. et al., 2019.

Экологический кризис, вызванный извержением, значительно усложнил условия жизни в регионе. Изменился ландшафт, усилилась гидрогеологическая нестабильность территории, затем последовал период ухудшения климата (например, сразу после извержения температура воздуха резко снизилась до 20oС). По крайней мере, на два столетия отсюда полностью ушла жизнь. Только в позднем бронзовом веке – в XIII-XII веках до н.э. – здесь появляются представители протостадии апеннинской культуры. Районы Кампании, не затронутые извержением, наоборот – демонстрируют непрерывную культурную преемственность на протяжении всего бронзового века.

Зачем изучать Авеллинское извержение Везувия?

Так что же нам дают все эти сведения о событии, произошедшем три с лишним тысячи лет назад? Помимо собственно знаний о древности этого региона мы получаем действительно очень важную и ценную информацию для современной Италии – возможность спрогнозировать и оценить ход следующего извержения Везувия.

В настоящее время в районе, разрушенном Авеллинским извержением бронзового века, проживает не менее 3 миллионов человек. В регионе действует система мониторинга вулканической активности Везувия и Флегрейских полей, а также природных явлений, связанных с ней. Это значит, что вулканологи способны предупредить власти Кампании ещё за несколько недель до извержения вулкана. На этот случай существует региональный план действий для множества государственных служб. Он регулярно обновляется в соответствии с новыми научными знаниями о том, как протекают подобные природные катастрофы. При этом план основан на максимально негативном сценарии развития событий. Поэтому данные по одному из крупнейших извержений Везувия в его истории и при этом хорошо изученному помогают моделировать будущее извержение. Более того, на основании случившегося в древности специалисты уже сейчас могут сказать, чем закончится современное извержение, аналогичное Авеллинскому.

15.-Карта-Везувия-и-побережья-Неаполитанского-залива.jpg

Карта Везувия и побережья Неаполитанского залива. Google Maps

В радиусе 10 км2 от вулкана ожидается летальный тепловой эффект от извержения. Эруптивная колонна – столб, состоящий из газов, пепла, обломков пород и прочего вулканического вещества, – с большой скоростью поднимется над кратером на высоту в несколько десятков километров. Все это обрушится на землю, как только колонна коллапсирует.

В радиусе 12 км2 от вулкана будут «хозяйничать» пирокластические потоки – газовые волны высокой скорости и температуры. Они образуются от падения эруптивной колонны. Направление их распространения зависит от многих факторов: их источника в эруптивной колонне, толщины облаков, топографии конуса. Но в любом случае их ударная сила вызовет в указанном радиусе сильнейшие разрушения и принесёт смерть всему живому по ходу их движения.

При этом в воздухе будет постоянно находиться мелкий пепел, из-за которого людям и животным станет тяжело дышать, а также камешки пемзы – лапилли. Эти лапилли обычно мелкие и лёгкие, как кажется, совершенно безобидные, но только не в гигантских количествах, которые производит вулкан при извержении. Они заваливают окрестности вулкана толстым, часто многометровым слоем. Из-за лапилли обрушаются кровли домов, а покидать зону бедствия жителям становится ещё сложнее. Существуют ещё и вторичные эффекты от извержения – это дожди и наводнения, селевые и грязевые потоки, которые оказывают крайне негативный эффект на почвы региона в течение очень долгого времени после взрыва вулкана.

Считается, что пятнадцатикилометровая зона вокруг Везувия будет крайне опасной. А в неё попадают несколько десятков небольших кампанских городов, в том числе и густонаселенное побережье Неаполитанского залива. Впрочем, это не значит, что Неаполь, расположенный в 18-20 км от кратера Везувия, избежит катастрофы. Остановить это природное явление современные люди, конечно, не в силах, но есть возможности минимизировать его последствия.

Библиография

Ингравалло Э. Энеолит Южной Италии // Stratum Plus. №2. Рождение Европы. 2000. С. 53-62.

De Grossi Mazzorin J., Rugge M. Il cane del villaggio del Bronzo antico in località Croce del Papa a Nola // Strategie di insediamento fra Lazio e Campania in età preistorica e protostorica. Firenze. Istituto Italiano di Preistoria e Protostoria. 2007. Pp. 915-919.

Di Lorenzo H., Di Vito M.A., Talamo P., Bishop J., Castaldo N., de Vita S., Nave R., Pacciarelli M. The impact of the Pomici di Avellino Plinian eruption of Vesuvius on Early and Middle Bronze Age human settlement in Campania (Southern Italy) // Tagungendes Landes museums für Vorgeschichte Halle. Band 9. 2013. 253-265.

Di Vito M.A., Castaldo N., de Vita S., Bishop J., Vecchio G. Human colonization and volcanic activity in the eastern Campania Plain (Italy) between the Eneolithic and Late Roman periods // Quaternary International, 303. 2013. Pp.132-141.

Di Vito M.A., Talamo P., de Vita S., Rucco I., Zanchetta G., Cesarano M. Dynamics and effects of the Vesuvius Pomici di Avellino Plinian eruption and related phenomena on the Bronze Age landscape of Campania region (Southern Italy) // Quaternary International, 499. Part B. 2019. Pp. 231-244.

Di Vito M.A., Zanella E., Gurioli L., Lanza R., Sulpizio R., Bishop J., Tema E., Boenzi G., Laforgia E. The Afragola settlement near Vesuvius, Italy: The destruction and abandonment of a Bronze Age village revealed by archaeology, volcanology and rock-magnetism // Earth and Planetary Science Letters. 277. 2009. Pp. 408-421.

Albore Livadi C. Nola, une Pompéi du Bronze ancien 1800-1700 environ avant J.-C. // In: D. Garcia dir., L’âge du bronze en Méditerranée. Recherches récentes. Paris. France. 2011. Pp. 65-82.

Albore Livadi C, Pearce M., Delle Donne M., Pizzano N. The effects of the Avellino Pumice eruption on the population of the Early Bronze age Campanian plain (Southern Italy) // Quaternary International. 499. Part B. 2019. Pp. 205-220.

Mastrolorenzo G., Petrone P., Pappalardo L., Sheridan M.F. The Avellino 3780-yr-B.P. catastrophe as a worst-case scenario for a future eruption at Vesuvius // PNAS. 2006. Vol. 103. № 12. Pp. 4366-4370.

Passariello I., Albore Livadi C, Talamo P., Lubritto C., D’Onofrio A., Terrasi F. 14C chronology of Avellino Pumices Eruption and timing of human reoccupation of the devastated region // RADIOCARBON. 2009. Vol. 51, № 2. Pp. 803–816.

Santacroce R., Cioni R., Marianelli P., Sbrana A., Sulpizio R., Zanchetta G., Donahue D.J., Joron J-L. Age and whole rock-glass compositions of proximal pyroclastics from the major explosive eruptions of Somma-Vesuvius: A review as a tool for distal tephrostratigraphy // Journal of Volcanology and Geothermal Research. 2008. 177. Pp. 1–18.

Soriano E., Albore Livadi C. La facies di Palma Campania e i suoi rapporti con le facies coeve dell’Italia mediotirrenica e dell’Italia meridionale: considerazioni alla luce delle recenti scoperte. 2016.

14 марта 2020