«Я скорее практик, чем теоретик»
Максим Железнов – один из лауреатов Премии Правительства Москвы для молодых учёных. Его разработки помогают делать железнодорожный транспорт в городской среде более безопасным. Об аэрокосмическом мониторинге и привлекательности научных исследований – читайте в нашем интервью.
– Расскажите, пожалуйста, немного о себе, как пришли в науку?
– Я закончил факультет прикладной космонавтики Московского университета геодезии и картографии по специальности информационные системы. Учился я на одни пятерки, участвовал в научной работе, был рекомендован в аспирантуру. На последнем курсе института мне предложили попробовать пройти отбор в отряд космонавтов. Меня это заинтересовало, и поэтому после института я пришёл на работу в Институт космических исследований РАН. Где семь лет занимался разработкой приборов и методов дистанционного зондирования Земли. Параллельно я занимался вопросами спутниковой навигации для железнодорожного транспорта и преподавал геодезию в Московском университете путей сообщения. Учился в двух аспирантурах.
– Как появился проект, за который в этом году получили премию Правительства Москвы? Какая от него практическая польза?
– Спустя год после окончания института, в 23 года, я защитил первую кандидатскую в стране по вопросам спутниковой навигации железнодорожного транспорта по цифровым моделям в рамках работ плана научно-технического развития Российских железных дорог. За эти работы я стал победителем конкурса «Молодые учёные транспортной отрасли». Через несколько лет мне удалось создать Центр внедрения космических технологий на железнодорожном транспорте и сформировать коллектив молодых учёных, которые впоследствии выросли сами и сформировали целую научную школу. Более десяти лет я занимался вопросами развития технологий аэрокосмического мониторинга транспортных и строительных объектов.
Результаты нашей работы принесли первые масштабные плоды при подготовке транспортной инфраструктуры Большого Сочи к проведению Олимпиады в 2014 году. Были определены опасные участки побережья, подверженные природно-техногенному воздействию, предложены меры по противодействию возникновения чрезвычайной ситуации. К настоящему времени, объединив все результаты исследований в докторской диссертации, мной была разработана концепция, методы, технология и многоуровневая система аэрокосмического мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций на полигонах интенсификации перевозочного процесса. Практическая польза от моей работы – это повышение уровня безопасности железнодорожного транспорта в первую очередь в густонаселённой городской среде.
– Почему выбрали именно это направление для исследований? С кем сотрудничали в процессе работы?
– Мне всегда был интересен космос с точки зрения практической пользы для человека, привлекали космические исследования, особенно в интересах народного хозяйства. В процессе работы мне посчастливилось познакомиться со многими значительными учёными из Института космических исследований, Российского университета транспорта, Научно-исследовательского и опытно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте, Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Московского национального исследовательского государственного строительного университета. Это бесценный человеческий и научный опыт.
– Какое оборудование использовали в своих исследованиях?
– Самое разное. Разнообразную вычислительную технику, в том числе суперкомпьютер Российского федерального ядерного центра, геодезическую и аэросъемочную аппаратуру, геодезические приборы, а также специализированное программное обеспечение для обработки данных.
– Что привлекательного в повседневном кропотливом и не всегда безопасном труде учёного?
– Мне интересно думать над новыми технологиями. Как можно использовать те возможности, которые даёт наука в повседневной жизни. Я скорее практик, чем теоретик. Научные исследования дают мне надежду, что мой скромный вклад оставит след в развитии науки и техники, что у меня будет повод гордиться прожитой жизнью.
– Какие сферы современной научной и технологической мысли считаете наиболее перспективными?
– Наиболее перспективным направлением я считаю технологии информационного моделирования строительных (инфраструктурных) объектов и среды жизнедеятельности человека. Современные технологии дистанционного зондирования, объединенные с технологиями больших данных и интернета вещей, позволят создавать цифровую среду (двойника) человеческой жизни и управлять ею. Только реализовав технологии информационного моделирования среды жизнедеятельности человека можно говорить о цифровой экономике.
– Есть ли у вас профессиональная мечта? Хотите стать известным в мире?
– Мне важнее реализовать практически свои разработки.
– Кто из российских учёных для Вас служит примером для подражания и почему?
– Главный пример в жизни – ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Садовничий Виктор Антонович. На мой взгляд, это один из самых успешных учёных и организаторов науки не только в России, но и в мире. Шаг по организации научно-технологической долины «Воробьёвы горы» для практической реализации инновационных идей на базе МГУ мне очень импонирует. Мне бы хотелось у него поучиться организаторской работе в науке. Это важно, потому что сейчас меняется вся система организации такой работы под влиянием новых информационных технологий – большие данные, облачные технологии, интернет вещей, технологии информационного моделирования.
– Как считаете, открытие академических классов в Москве, в которых ребята нацелены на серьезную науку, поможет им продвинуться во взрослой жизни в научной среде, значительно повлиять на развитие тех или иных научных направлений?
– Это, безусловно, полезно для будущего самих ребят и будущего науки. Более углубленная ранняя подготовка позволит дать более ранний и лучший результат, определиться с делом жизни, осознанно войти в профессию. Кроме того, школьники, увлечённые исследованиями под руководством учёных, могут уже сейчас получить неожиданный и интересный научный результат.
– Какие эмоции испытали, когда узнали о том, что ваша работа завоевала премию Правительства Москвы?
– Был сначала удивлен. Когда я подготовил все материалы и зарегистрировался, то узнал о большом количестве претендентов. С таким конкурсом я посчитал, что победа маловероятна. Конечно, обрадовался премии, ведь это значимый этап признания перспективности и важности результатов моего труда.
16 марта 2020