Как живут сотрудники Государственного Эрмитажа на самоизоляции? История первая

Все новости ›

Ольга Витальевна Горская – историк, научный сотрудник отдела Античного мира, хранитель коллекции античных ювелирных изделий из частных собраний.

Люди по всему миру столкнулись этой весной с таким новым явлением, как самоизоляция. Борьба с коронавирусом заставила нас отказаться от многих привычных и приятных занятий, будь то прогулка в парке, поход в кафе, или посещение музея – нам пришлось искать другие способы, чем заняться в свободное время. Но что делают и что чувствуют люди, для которых музей – это не место приятного и полезного времяпрепровождения, а место работы? Если в их «офисе» на стенах висят мировые шедевры живописи, а в шкафах хранятся уникальные предметы с тысячелетней историей, которые в отличие от компьютера и пачки бумаг никак не унести домой? Мы решили спросить сотрудников самого известного российского музея – Эрмитажа, легко ли им переносить вынужденную разлуку с любимым музеем.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Нашим первым виртуальным гостем стала Ольга Витальевна Горская – научный сотрудник Отдела Античного мира и хранитель коллекции античных ювелирных изделий из частных собраний. «Во власти» Ольги Витальевны находятся изделия из золота, серебра и бронзы с позолотой. Многие из них украшены драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом. Это перстни, кольца, печати, геммы (ювелирные камни с врезанными и барельефными изображениями), серьги, диадемы, ожерелья и прочие прекрасные ювелирные украшения.

От археологических коллекций эта отличается важным фактором – все предметы поступили из частных собраний и не имеют археологического контекста. Кто-то когда-то купил или выменял ценные артефакты, не интересуясь местом и обстоятельствами их находки, – на первом месте стоял вопрос о редкости и стоимости предметов. В XIX-начале XX века Эрмитаж выкупал и принимал в дар как отдельные предметы, так и целые коллекции, что сделало его собрание античных украшений весьма значительным по численности и превосходным по содержанию. После революции 1917 года в музей поступили национализированные коллекции дворянских родов – Шуваловых, Юсуповых, Строгановых. В советское время Эрмитаж также пополнял собрание покупкой артефактов у частных лиц.

Здравствуйте, Ольга Витальевна!

Горская.jpg
Мы знаем, что помимо научной работы вы ещё проводите экскурсии по музею. Даже сейчас Эрмитаж продолжает публиковать видеоролики с экскурсиями, правда, в новом формате, в котором у экскурсовода только два «настоящих» слушателя – ведущая и оператор, а все остальные – смотрят в онлайн. В связи с этим первый вопрос:

Скучаете ли вы по посетителям музея? Как вам больше нравится рассказывать о сокровищах музея – в камеру или группе зрителей и слушателей? Насколько важна обратная связь от аудитории?

Посетители – это неотъемлемая часть музея. Когда мы работаем над постоянными экспозициями, придумываем временные выставки, пишем книги, мы ориентируемся на посетителей. Одна из наших задач – представить экспонаты наилучшим образом, чтобы идея выставок была понятна, осматривать экспозицию было бы интересно, а предметы представали во всей своей красоте. Всё это может сделать только человек, владеющий темой и досконально знающий материал. Порой, чтобы написать три строчки на этикетке, нужно провести большое научное исследование.

Наука ради науки – это не про музеи. Наша работа – получение, сохранение и распространение знаний, поэтому обратная связь с аудиторией абсолютно необходима. Все группы разные, поэтому за четверть века я, наверное, ни разу не провела двух одинаковых экскурсий. Одно и то же надо уметь объяснить разными способами, потому что у посетителей разные интересы, уровень подготовки, даже словарный запас. Но выбрать правильную подачу материала можно только видя реакцию людей непосредственно во время рассказа, потому говорить на камеру гораздо сложнее, я не вижу людей. С другой стороны, у меня никогда не было такой большой аудитории, это потрясающе!

Ваша работа тесно связана с предметами. Вы их описываете, изучаете и рассказываете о них другим. Но взять их к себе домой на самоизоляцию никак нельзя. И вот наш следующий вопрос:

А по экспонатам вы скучаете? Хочется ли время от времени посмотреть на какие-нибудь предметы, для вдохновения, например?

Конечно, скучаю! Продолжая работать над статьями и проектами, я пользуюсь очень хорошей базой фотографий, но этого, конечно, недостаточно. Вещи надо трогать руками, их надо разглядывать, порой нюансы декора, особенности технических приемов можно заметить только при контакте с вещью.

За каждым предметом кроется история людей, которые много веков назад пользовались им каждый день, следы этого использования сохранились до сих пор. Например, разглядывая серьги, можно по следам потертости заметить, какую серьгу носили в правом ухе, а какую – в левом. Это придаёт паре особое очарование, невозможно не попытаться представить себе её хозяйку.

Сотрудникам Эрмитажа невероятно повезло ежедневно на работе видеть шедевры мировой культуры, а некоторые даже и держать в руках.

А существуют ли у вас какие-то ежедневные ритуалы, традиции или просто привычки, связанные непосредственно с Эрмитажем?

Самая главная привычка, которая превратилась в жизненно важную необходимость, – это быть в Эрмитаже, проходить по залам, чувствовать едва уловимый запах музея. Когда я уезжаю в экспедицию или в командировку, то через несколько дней отчетливо понимаю, что очень скучаю без музея.

Наверняка ваша работа сейчас продолжается и дома. Возможно, что самоизоляция – это ещё и возможность что-то доделать, на что раньше не хватало времени, или наоборот – обдумать что-то новое.

«Работа дома» – какая она для вас?

Она непрерывная: завершаются уже начатые проекты, начинаются новые, мы приспосабливаем к новым условиям много лет существующие проекты. Мы готовим экскурсии-рассказы из дома. Это очень необычный для нас формат, когда мы работаем не с «живыми» экспонатами, а с их изображением, нет интерьеров, которые создают особое торжественное настроение. Но зато можно сосредоточить внимание зрителей на таких деталях и нюансах, которые ускользают в обычной обстановке залов.

Несмотря на самоизоляцию прямо сейчас проходит детский фестиваль «Дни классики» (фестиваль проходит с 10 апреля по 15 мая 2020 года – прим. ред.), существующий уже много лет и полюбившийся многим. Теперь, выйдя из античных залов на просторы Интернета, он стал международным.

Экскурсии, которые мы проводили для наших маленьких участников, мы заменили познавательными короткими фильмами. Каждую неделю выходит новая серия, участники конкурса рисунка в этом году разглядывают античные вазы и статуи в виртуальном Эрмитаже, а их работы теперь видит не только жюри конкурса, но все посетители страничек Эрмитажа в социальных сетях.

Главное сейчас – научиться превращать трудности и неудобства в новые возможности! Не могу сказать, что это легко, но очень интересно!

С одной стороны, вы – сотрудники одного из крупнейших музеев мира, а с другой - такие же люди, переживающие трудности самоизоляции, как и миллионы людей в России и в других странах. Поэтому наш завершающий вопрос:

Чего больше всего в самоизоляции не хватает лично вам?

Мне не хватает личного общения с моими близкими и с друзьями. Конечно, мы переписываемся и созваниваемся, но, согласитесь, это не вполне заменяет личную беседу. Всё-таки, большинство из нас привыкли видеть собеседника, смотреть ему в глаза, даже видеосвязь не даёт ощущения живого присутствия. Очень хочется поехать гулять в парк, на залив, в лес, несколько часов такого отдыха придают массу новых сил и вдохновения.

«Карантинные» экскурсии с Ольгой Горской:
Изобретение роскоши. Греческое и римское золото в залах Античного мира


Бриллиантовая кладовая. Ювелирное искусство Древней Греции


https://www.youtube.com/watch?v=PQNWNel5S-E

14 мая 2020

Автор: Юлли Улетова

Статьи по теме:

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки