Остов на острове
Редкая находка в «Русской Арктике»: учёные ищут возможность перевезти на материк остатки поморского судна – карбаса.
Если вам повезёт, и вы увидите Оранские острова Новой Земли в солнечную погоду, когда Баренцево море прозрачное, ярко-бирюзовое, а в лагунах оно отливает изумрудом, когда синее небо залито незаходящим полярным солнцем, вам может показаться, что вы очутились в тропических широтах. Сам вид архипелага Больших Оранских островов, вокруг которых тысячами кружат птицы, их монументальность и спокойное очарование придают северной части Новой Земли космический вид. Именно в таких местах и произошла удивительная находка, о которой нам рассказал начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального пара «Русская Арктика» Евгений Ермолов.
– В 2016 году группа учёных нацпарка работала на судне «Академик Трешников». С группой зоологов, изучающих атлантического моржа, мы высадились на Восточном острове Больших Оранских островов. Там располагается одно из крупнейших лежбищ в западном секторе российской Арктики. Пока коллеги работали на лежбище, я отправился на обследование острова.
Евгений Ермолов. Фото: Юлия Петрова.
Я его уже обошел вдоль и поперёк, и, спускаясь с возвышенности, увидел нечто, лежащее в форме эллипса. Сразу показалось, что там части, похожие на лодочные. Начал рассматривать и оказалось, что это действительно судно, лодка: довольно большая, сделанная по очень архаичной технологии без металла и гвоздей, доски сшиты с помощью тонких прутков, – вспоминает Евгений Ермолов.
Большие Оранские острова совсем не большие: протяжённость каждого острова меньше одного километра. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
Примечание: Забегая вперёд, скажем, что в литературе информации об этом судне найти не удалось. Однако исследователь Арктики Дмитрий Кравченко в отчёте об археологических работах в 1979 году на севере Новой Земли упоминал «разрушенную небольшую часть парусника 19 в.», которую его экспедиция обнаружила во время разведки на Больших Оранских островах.
Остов старинного судна лежал в центральной части острова у юго-восточного склона плато, примерно в 150 метрах от береговой линии. Сотрудники национального парка «Русская Арктика» провели первичное обследование руин судна и зафиксировали их на камеру. Самым большим обнаруженным фрагментом является киль судна длиной около 5 метров. По периметру вокруг него находились восемь фрагментов шпангоутов различных габаритов, два штевня, две кницы штевней, два бортовых пояса с привальными брусьями и многочисленные фрагменты досок обшивки бортов. Все детали имели следы значительного выветривания древесины и загрязнения. Интересная деталь: в центральной части киля и на некоторых шпангоутах сохранились следы воздействия огня. Возможно ещё в то время, когда судно было целым, внутри его разводили костёр, который повредил детали лодки, но не уничтожил ее целиком. Уже после этого судно было перевернуто днищем кверху. В этом положении оно и разрушилось.
Обнаруженный остов карбаса. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
– Я сразу понял, что технология производства судна, обнаруженного на Оранских островах, архаичная. Суда аналогичной конструкции были найдены на месте расположения Мангазеи или на берегу Северной Двины. Можно найти общие черты в конструкции киля и технологии крепления. Но формы штевней и наличие привального бруса говорят о более современной конструкции судна, – делится полярник.
Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
Мы были ограничены во времени: у экспедиции стояли иные задачи. Мы прибыли на остров на вертолете, соответственно, взять с собой фрагменты судна можно было только небольшие. Сейчас эти детали находятся в музее визит-центра нацпарка «Русская Арктика» в Архангельске. Но прежде все объекты были отреставрированы Архангельским филиалом художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря. Ведь в Арктике детали находились в особом климате: в сырых и холодных условиях, потому древесина там сохраняется лучше – там мало микроорганизмов, способных разрушить дерево. Благодаря оперативной работе реставраторов удалось сохранить объект с помощью медленной сушки – здесь было важно именно медленно высушить объект.
Поморский, единственный
География строительства лодки, место, где она сделана, пока не определено, но это можно будет понять благодаря дендроанализу и палинологической экспертизе – необходимы более крупные образцы для определения возраста и локации.
Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
Историк Ермолов уверен, шитое судно имеет отношение к поморам. Подобные суда были найдены в дельте Северной Двины, на Вытегре. Есть подобные суда в Скандинавии, на Шпицбергене.
– Это поморское судно, промысловое, довольно небольшое. Оно пришло на Новую Землю не своим ходом. Скорее всего его привезли на борту большого судна – зверобойной ладьи или шхуны – рассказывает Евгений Ермолов, – Для чего? Чтобы перемещаться между островами и быть более мобильными, вести промысел. Мы можем предположить, что на Оранских островах находятся останки поморского карбаса (парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX века – прим. ред.)
Пришелец из прошлого
– Самый главный вопрос, который волнует всех, кто узнает об этой истории, сколько же лет судну. О возрасте этой лодки сейчас сложно судить, эксперты датируют её от XVII до середины XX века, – комментирует историк Ермолов, – Кроме дендрохронологической экспертизы, можно судить о возрасте судна по особенностям его строительства. Сейчас специалисты выясняют, из каких досок постен карбас: «топорных» (вытесанных топором, как в кочах XVII века), или же пиленых продольной пилой (XIX-нач.XX.вв.) Но есть ещё косвенный момент – Восточный остров Больших Оранских островов меняется. Сейчас мы можем увидеть, что его форма меняется, и я думаю, что когда-то эта лодка была оставлена на берегу, а сейчас она оказалась в 150 метрах от воды. Это очень большое расстояние.
На киле карбаса видны следы от огня. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
На киле есть следы огня, возможно, в ней разводили костер, или, когда она уже оказалась на берегу, кто-то искал там себе приют и спрятался, и развёл внутри огонь. Но это довольно локально. Нужно определить какое время было необходимо, чтобы омыть этот берег. Я вижу здесь длительную поэтапную работу. Где первый этап – собственно вывоз судна на материк, его описание. Второй этап, самый продолжительный – консервация карбаса. Дерево очень влагонасыщенное, и если мы просто его высушим, то оно растрескается и останется набор щепок. Поэтому сушка делается по специальной технологии. Дальше лучше всего отреставрировать этот предмет, собрать его. Самый крупный эксперт по традиционным шитым судам в России – это Михаил Наймарк, который восстановил поморскую шняку на Соловках. Нам радостно, что он высказал интерес к оранскому карбасу.
Деревянные части карбаса. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
Специалист по реконструкции древних судов и технологий Михаил Наймарк, действительно заинтересовался находкой в «Русской Арктике»:
– Каждая находка по-своему уникальна, но в данном случае, я вообще не знаю других находок такой сохранности этого типа судов, ни в России, ни за рубежом (по находке можно практически полностью восстановить облик и технологию судна). Карбас по фото выглядит довольно «современным», такие шитые лодки еще использовались в деревнях в начале XX века. Но, с другой стороны, интригует место находки – в XX веке на Новую Землю попадали только организованные государственные экспедиции, а не крестьяне, промышляющие по своей инициативе. А у экспедиций должны были быть современные вельботы и ялы промышленного изготовления.
Выглядит так, как будто крестьянская лодка из глухой деревни где-нибудь в Карелии или Архангельской области, чуть ли не во времена советской власти, чудом попала на Новую Землю. При этом, ни в Карелии, ни в Архангельской области, ни вообще в России и в мире, шитых лодок такой сохранности не имеется, насколько мне известно. Речь именно о русской традиции и технологии (в музеях есть несколько шитых саамских и лопарских лодок, но они заметно отличаются). Но необходимо очень важные детали уточнить, может оказаться что находка на самом деле намного древнее, в таком случае это ещё более важная информация. Я знаю, что транспортировка карбаса на большую землю, это дорогостоящая операция. Но иначе, получается, этот памятник мореходной культуре поморов может быть навсегда утерян?
Большие Оранские острова. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
Идея реконструировать шитый поморский карбас возникала в России неоднократно, и не только у Михаила Наймарка, но и других мастеров деревянного судостроения. Для реконструкции судна мастеру важно иметь прототип, – находку, или достоверное описание и исследование. Карбас на Оранских островах как раз является подходящим прототипом для такого проекта, по степени сохранности и по размеру (а других сохранившихся прототипов, по факту, просто нет).
По мнению Михаила Наймарка, сейчас самое важное, это извлечь и сохранить всю возможную информацию из находки, чтобы в будущем можно было её использовать в реконструкциях, кто бы за них не взялся. Когда появляется такая находка с описанием, то обычно появляются со временем и несколько «реплик» разного качества, — от полного воспроизведения, до бутафорий.
– Хотелось бы сделать прямо реконструкцию этой лодки – это называется исторический эксперимент, – вторит Михаилу Евгений Ермолов, – Но мне, как историку, сам исторический памятник, безусловно, интереснее всего. Изучение поморского шитого судна на Больших Оранских островах может дать новую информацию о конструкции поморских судов и технологиях поморского традиционного судостроения. Также обследование территории вокруг судна может расширить представления об ареале промысловой деятельности поморов. Можно сделать предположение, что поморское судно, обнаруженное на Оранских островах, на данный момент является самым северным из известных на территории Российской Федерации.
Большие Оранские острова. Фото предоставлено пресс-службой нацпарка «Русская Арктика».
Вместо послесловия
Закройте глаза. Представьте себе прекрасные космические пейзажи Новой Земли и Оранских островов. Где-то там, за почти тысячу километров от материка, ожидает спасения последний поморский карбас на планете. Он лежит и ждёт своего часа, чтобы быть перевезённым в музей или…исчезнуть навсегда.
24 апреля 2021
Статьи по теме: