Что можно увидеть на небе в июне 2022

Все новости ›

Вот и лето пришло, время самых длинных дней и коротких ночей. Будем надеяться, что хорошая погода компенсирует астрономам-любителям это неудобство. А мы обратим внимание на созвездие Северная Корона и расскажем, какое открытие совершил в нём обычный путевой обходчик.

Северная Корона (Corona Borealis, сокращение CrB) — маленькое созвездие в северном полушарии неба. По площади оно занимает 73-е место из 88 современных созвездий, но, тем не менее, входит в число 48 созвездий, перечисленных астрономом II века Птолемеем. Его самые яркие звёзды образуют полукруглую дугу, что и навеяло название созвездия. В древнегреческой мифологии Corona Borealis представляла собой корону, подаренную богом Дионисом принцессе Ариадне, дочери легендарного царя Крита Миноса. Первоначально созвездие называлось просто Корона, но позднее похожая фигура из звёзд была обнаружена и в южном полушарии. И на небе появились Северная и Южная (Corona Australis) Короны. В атласе Птолемея присутствуют уже обе. Другие культуры сравнивали узор созвездия с кругом старейшин, орлиным гнездом, медвежьей берлогой и даже отверстием для дыма.

Московское небо 15 июня полночь, северная сторона (Stellarium)
Московское небо 15 июня полночь, южная сторона (Stellarium)
Созвездие Северная Корона (Stellarium)
Пара близких галактик: спиральная NGC 6085 (вверху слева) и эллиптическая NGC 6086 (внизу в центре) (Источник Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona)
Карта расположения некоторых планет и малых тел Солнечной системы (Stellarium)

Созвездие видно на всей территории России в течение всего года, но наилучшие условия наблюдения — в июне. Правда, в зоне белых ночей лучше наблюдать его в конце лета. Северная Корона граничит с Волопасом на севере и западе, Головой Змеи на юге и Геркулесом на востоке. Искать его надо к востоку (левее) Арктура (α Волопаса) вдоль направления на Вегу (α Лиры).

Созвездие содержит всего 20 звёзд ярче 6m и делит места с 64 по 82 в самом конце списка созвездий. Из семи звёзд, которые составляют характерный узор в форме короны, только Альфекка (α CrB) имеет величину 2,2, остальные звезды — 4-й величины. Поэтому, чтобы увидеть полуокружность созвездия в городе, необходимо найти слабоосвещённое место.

Альфекка (α CrB) (также известная как Гемма) — бело-голубая звезда, расположенная в 75 световых годах от Земли. Это затменно-двойная система типа Алголя, которая меняется на 0,1 звёздной величины с периодом 17,4 дня. Первичная звезда представляет собой белую звезду спектрального класса A0V, которая больше Солнца в 2,6 раза по массе (M) и в 3 раза по размеру (R). Имея температуру 9700 K она в 74 раза ярче (L) Солнца, и окружена диском обломков до расстояния около 60 астрономических единиц (а. е.). Её компаньон — жёлтая звезда спектрального класса G5V немного меньше Солнца. Альфекка считается членом Движущейся группы звёзд Большой Медведицы, которые имеют общее движение в пространстве.

К западу (справа) от Альфекки располагается вторая по яркости звезда созвездия β CrB или Нусакан (3,7m). Она представляет собой спектроскопическую двойную систему, два компонента которой разделены на 10 а. е. и вращаются вокруг друг друга каждые 10,5 лет. Более яркий компонент (7980 К, 2,1M, 2,6 R, 25,3L) имеет спектральный класс A5V. Меньшая звезда (6750 К, 1,4М, 1,6R, 4,5L) относится к спектральному классу F2V. Расстояние до неё 112 св. лет.

К востоку (слева) от Альфекки находится γ CrB (3,8m), ещё одна двойная звёздная система с периодом обращения 91 год, компоненты которой находятся примерно на таком же расстоянии друг от друга, как Солнце и Нептун. Более яркий компонент (7649 К, 2,5M, 59L) имеет спектральный класс B9V. Расстояние до неё 146 св. лет.

Рядом с Нусаканом находится θ CrB — двойная система с общей величиной 4,1, находящаяся от нас на расстоянии 380 св. лет. А восточнее γ CrB расположилась на расстоянии 170 св. лет от Земли δ CrB (4,6m) — жёлтая звезда-гигант спектрального класса G3.5. Ещё левее расположена ε CrB (4,1m), и замыкает полукруг ι CrB (4,98m).

Седьмая по яркости звезда созвездия ς CrB (4,6m) находится немного в стороне. Это двойная система с двумя бело-голубыми компонентами (5,1m и 6m), отстоящими друг от друга на 6,3″, которые можно легко разделить с помощью телескопа со 100-кратным увеличением.

Отметим также интересную кратную звёздную систему σ CrB (5,55m) из пяти компонентов, которые можно разрешить на небольших любительских телескопах. Она состоит из трёх звёзд солнечной массы, две из которых обращаются вокруг друг друга каждые 1,14 дня, а третья звезда обращается вокруг них каждые 726 лет. Четвёртый и пятый компоненты представляют собой двойную систему красных карликов, которая находится от них на расстоянии 14 000 а. е. Расстояние до неё 74 св. года.

Северная Корона служит домом для двух примечательных переменных звёзд. T CrB — это катаклизмическая переменная звезда, также известная как Вспыхивающая звезда. Эта двойная система из красноватого гиганта и белого карлика обычно имеет величину около 10m, но в течение нескольких часов она может становиться яркой до 2m, что вызвано цепной ядерной реакцией и последующим взрывом. T CrB — одна из немногих звёзд, называемых рекуррентными (повторяющимися) новыми. Её вспышка была впервые зарегистрирована в 1866 году. Известные советские исследователи переменных звёзд Б. В. Кукаркин и П. П. Паренаго ещё в 1934 г. открыли важную зависимость между амплитудами изменения блеска новоподобных звёзд и промежутком времени между очередными их вспышками. Они предсказали, что следующая вспышка T CrB должна произойти примерно через 80 лет.

В 5 часов утра 9 февраля 1946 года путевой обходчик Амурской железной дороги А. С. Каменчук заметил в созвездии Северной Короны незнакомую звезду. Она была даже несколько ярче Альфекки и сильно искажала привычные очертания созвездия. Скромный любитель астрономии сообщил о своём открытии в Пулковскую обсерваторию, и вскоре известие о нём облетело весь мир, ведь оно подтвердило предложенную зависимость. Следующие 80 лет истекают в 2026 году, так что астрономы любители могут повторить достижение Каменчука.

R CrB (Переменная Короны) — сверхгигантская звезда (6750 К, 0,9M, 85R, ~10 000L) жёлтого цвета, расположенная на расстоянии более 7000 световых лет от Земли прямо внутри полукруга Короны. Она служит прототипом одноимённого класса переменных звёзд. Обычно R CrB имеет звёздную величину около 5,7m, но через нерегулярные промежутки времени в несколько лет или даже десятилетий её яркость падает вплоть до 15-й звёздной величины, а затем медленно увеличивается в течение следующих нескольких месяцев. Это происходит из-за того, что пыль, выброшенная звездой, закрывает её. Прямые изображения с космического телескопа "Хаббл" показывают обширные пылевые облака на расстоянии около 2000 а. е. от звезды.

Есть и несколько других переменных звёзд приемлемой яркости, доступные для наблюдения астрономам-любителям, в том числе три долгопериодические мириды. S CrB колеблется между 5,8m и 14,1m в течение 360 дней. Одна из самых красных звёзд на небе, V CrB, изменяется от 6,9m до 12,6m за 357 дней. И, наконец, W CrB колеблется от 7,8m до 14,3m в течение 238 дней.

Северная Корона содержит несколько галактик, которые можно наблюдать в любительские телескопы. Так NGC 6085 (14,5m; 1,49′×1,04′; 226 700 св. лет) и NGC 6086 (12,7m) представляют собой спиральную и эллиптическую галактики соответственно, удалённые от нас примерно на 460 миллионов св. лет. Они расположены достаточно близко друг к другу, чтобы их можно было увидеть в телескоп в одном и том же поле зрения. NGC 6085 и NGC 6086 входят в скопление галактик Abell 2162, которое является членом сверхскопления Геркулеса. В 2010 году в NGC 6086 была обнаружена сверхмассивная чёрная дыра.

В созвездии находится более десятка скоплений галактик, в том числе сверхскопление Северной Короны размером 330 × 130 млн св. лет, расположенное на расстоянии около миллиарда св. лет. Данное сверхскопление плотное и компактное по сравнению с другими сверхскоплениями, оценки его массы находятся в пределах от 0,6 до 12 × 1016 масс Солнца. Однако галактики сверхскопления слишком тусклые для наблюдения в любительские телескопы. Так, входящее в него наиболее массивное и высококонцентрированное скопление Abell  2065 содержит более 400 членов, самые яркие из которых имеют 16-ю звёздную величину.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на июньском небе.

Первый месяц лета Меркурий проведёт в созвездии Тельца. 2 июня у него стояние с переходом на движение вслед за Солнцем. Поскольку 21 мая и 16 июля у него соединение с Солнцем, то попытаться наблюдать его можно лишь в середине июня. Однако, хотя 16 июня Меркурий и достигнет максимальной западной элонгации (23º), отыскать его на светлом утреннем небе будет сложно.

Венера начнёт лето в созвездии Овна, но 18 июня она окажется в Тельце. 11 июня она пройдёт в 1,5º севернее Урана. Марс почти весь июнь проведёт в созвездии Рыб, лишь 4–9 июня он «срежет» уголок Кита и вернётся обратно.

Для Юпитера и Сатурна летом наступает благоприятное время наблюдений. Самая большая планета Солнечной системы приближается к сентябрьскому противостоянию, а у окольцованного гиганта оно наступит уже 14 августа. Однако в начале июня их всё ещё придётся искать на светлеющем небе перед восходом Солнца. Юпитер вслед за Венерой 26 июня перейдёт из созвездия Рыб в Кита. Сатурн же всё лето проведёт в Козероге, где 5 июня у него стояние и переход к попятному движению. Аналогичная ситуация с видимостью и у Нептуна, который перейдёт на попятное движение 28 июня. Первый месяц лета он проведёт в созвездии Рыб на границе с Водолеем.

Уран в начале июня всё ещё скрывается в лучах Солнца после майского соединения, но в конце июня его уже можно попробовать наблюдать перед восходом. Располагается он в созвездии Овна.

Бывший астероид № 1, а ныне карликовая планета Церера (9,0m), перемещается по созвездию Близнецов. В июне уже близок к противостоянию, которое наступит 20 июля, Плутон. Его блеск приближается к максимуму 14,9m. Так что наступает лучшее время разглядеть бывшую девятую планету, тоже объявленную карликовой.

Из астероидов летом, как и раньше, самым ярким остаётся 4 Веста (7,6m – 7,2m), который весь месяц проведёт в созвездии Водолея, поблизости от звезды Скат (δ Aqr, 3,25m). Неподалёку, из Водолея в Рыбы путешествует 3 Юнона (10,4m – 9,8m). Астероид 2 Паллада (9,7m) июнь проведёт в Эридане, а 6 Геба (10m – 10,2m) в Тельце и Орионе. Несколько астероидов в первый месяц лета окажутся в оппозиции и наступит наилучшее время для их наблюдения: 4–7 июня — это 416 Ватикана (10,1m – 10,7m), 29 Амфитрита (9,8m – 10,2m) в Скорпионе и 41 Дафна (10,1m – 10,4m) в Змееносце; 25 июня — 387 Аквитания (10,5m – 10m) в Змее.

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Набл. указано благоприятное время наблюдения (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                    15 июня

Последняя четверть            30
 Новолуние            9
 Апогей   5 (405287 км)
 Перигей  19 (360299 км)

22 июня можно наблюдать покрытие Луной Марса, а 24 июня — Урана.

21 июня наступит день летнего солнцестояния, он же древнерусский солнцеворот, когда Солнце над горизонтом в истинный полдень поднимется на максимальную высоту. В эти сутки будет самый длинный день и самая короткая ночь.

В первый месяц лета заметных метеорных потоков не ожидается. Можно отметить только Июньские Боотиды (радиант в созвездии Волопаса), активные с 22 июня по 2 июля с максимумом 27 июня. Чаще всего их активность очень низкая, часовое число ZHR ~ 1–2. Но иногда наблюдаются всплески. В 1998 году больше полдня наблюдалось ZHR ~ 50–100, а 23 июня 2004 было ZHR ~ 20–50. В этом году прогнозного значения нет, но стоит понаблюдать, вдруг повезёт. Породившая поток комета 7P/Понса-Виннеке прошла перигелий совсем недавно, 27 мая 2021 года.

В конце мая сюрприз преподнесла комета 45P/Honda–Mrkos–Pajdusakova (Хонда — Мркоса — Пайдушаковой), прошедшая 11 мая на расстоянии 1,51 а. е. от Земли. Её блеск превысил прогнозируемый на 3 звёздных величины. В начале июня он будет около 9– 10m, а затем будет быстро убывать. К концу месяца он станет ниже 13m. Перемещается комета по созвездиям Тельца и Близнецов

Продолжают постепенно набирать блеск кометы C/2017 K2 (PANSTARRS) (9,5m – 8,8m), расположившаяся в созвездии Змееносца, и C/2021 P4 (ATLAS) (11,3m – 9,8m) — в созвездии Рыси.

Ещё несколько заслуживающих внимания комет теряют свой блеск, удаляясь от Солнца. Комета C/2019 L3 (ATLAS) (11,1m – 11,4m) июнь проведёт в созвездии Малого Пса. Комета C/2019 T4 (ATLAS) (12,1m – 12,4m) до середины июня находится в созвездии Чаша, а затем перейдёт в Деву. 9 июня она пройдёт перигелий (4,24 а. е.).

Более тусклыми, чем предполагалось, окажутся кометы 19P/Borrelly (на начало июня 13,3m), она будет видна в созвездиях Рыси и Малого Льва, и 22P/Kopff (на начало июня 12.2m). Судя по разбросу данных, есть вероятность распада 22P/Kopff. Найти эту комету можно в созвездии Рыб за исключением периода с 11 по 29 июня, когда она будет находиться в созвездии Кита.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

1 июня 2022