Что можно увидеть на небе в октябре 2022

Все новости ›

Наступила середина осени, время, когда погода далеко не всегда снисходительна к любителям астрономии, но мы — оптимисты и небо будет благосклонно к нам. В этот раз мы обратим внимание на красивое созвездие Персея.

Осень — благоприятное время для наблюдения за группой известных с древности созвездий, названия которых связаны с Персеем, одним из самых известных героев древнегреческих мифов. В этом октябре речь пойдёт о созвездии самого Персея, которое и дало имя всему семейству созвездий. Подробно о нём можно прочитать в сентябрьском номере журнала «Наука и жизнь» («Время Персея. Осеннее небо», № 9, 2022). О некоторых других созвездиях, получивших имена персонажей этой истории, журнал  писал в статьях «Время Кассиопеи. Осеннее небо» (№ 9, 2020), «Время Андромеды. Осеннее небо» (№ 9, 2021) и «Время Цефея. Летнее небо» (№ 6, 2022).

Московское небо южная сторона 15 октября, полночь. В зените созвездие Кассиопеи, а рядом – Персей. (Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium)
Московское небо северная сторона 15 октября, полночь.
Созвездие Цефея. Имена указаны для звёзд с видимой величиной 5,5m и выше, а значки галактик и туманностей — для видимой звёздной величины 14 и более.
Рассеянные скопления NGC 869 и NGC 884, названные Двойным скоплением ещё Гиппархом. (Автор Genuson, en.wikipedia.org)
Составное изображение галактики NGC 1275: SDSS — 748 нм и Хаббл — 656 нм (белый), Чандра — 0,5–7 кэВ (синий), JVLA — 230–470 МГц (розовый). (Источник: wikimedia.org, Marie-Lou Gendron-Marsolais (Université de Montréal), Julie Hlavacek-Larrondo (Université
Изображение активной галактики NGC 1058, сделанное космическим телескопом Hubble (NASA/ESA)
Отражательная туманность NGC 1333, в которой идёт активное звёздообразование. Является частью молекулярного облака Персея (Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona)
Карта видимости частного солнечного затмения 25 октября. Синие линии показывают фазу затмения, зелёные – время (UT1). Автор Fred Espenak (с изменениями)

Созвездие Персея (на латыни, Perseus, сокращение Per) — достаточно крупное, оно занимает по площади 24 место среди 88 современных созвездий, и делит 19–23 места по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (90 звёзд ярче 6m). Две яркие звезды — Мирфак и Алголь, — а также десяток звёзд потусклее, с величиной менее 4m, составляют сложную фигуру, напоминающую рогатку. Полный астеризм созвездия состоит из 19 звёзд. При поиске Персея на небе можно ориентироваться на более яркие звёзды соседних созвездий: Капеллу (α Возничего, 0m) и Альдебарана (α Тельца, 0,85m).

Созвездие Персея известно с древности и вошло в число 48 созвездий, описанных астрономом II века нашей эры Птолемеем. На всей территории России оно видно круглый год, а начиная примерно с широты Москвы (56º) и далее на юг кульминирует в зените летом и осенью.

Самая яркая звезда созвездия Мирфак (α) — сверхгигант на последних стадиях своей эволюции. Её характеристики находятся на краю области диаграммы Герцшпрунга — Рассела, соответствующей цефеидам. Поэтому изучение Мирфака важно для понимания природы этих пульсирующих звёзд, периоды которых связаны с их светимостью. Данное свойство позволяет их использовать для измерения расстояний до скоплений звёзд и галактик (подробнее о них в статье «Пульсирующая» «Наука и жизнь», № 6, 2018).

Самая известная звезда созвездия — Алголь (β) — затменно-переменная звезда, изменение блеска которой от 3,39 до 2,12 в течение 2,867 дня хорошо видно даже невооружённым глазом. (Подробно о Алголе можно прочитать в статье «Мигающая», «Наука и жизнь», № 3, 2018).

Для желающих самостоятельно понаблюдать за изменениями Алголя привожу дату и время минимума его блеска для первого затмения октября: 02.10.2022 – 09:34 UT. чтобы получить приблизительные времена следующих затмений добавляйте период повторения минимумов (примерно 2 дня 20 часов 49 минут) к предыдущей дате. Например, второе затмение произойдёт 5 октября в 06:23 UT. Можно также воспользоваться калькулятором минимумов Алголя

Алголь вместе со звёздами π, ρ и ω образует астеризм, получивший название Голова Медузы (Горгонеа). Соответственно π, ρ и ω получили названия Горгонеа Секунда (вторая), Терция (третья) и Кварта (четвёртая).

Созвездие содержит несколько примечательных звёздных скоплений и туманностей. В рукаве Персея находятся два рассеянных скопления NGC 869 и NGC 884, известных как Двойное скопление. Они имеют видимую величину около 3,8 и 0,5º в диаметре поэтому прекрасно видны в бинокль и небольшие телескопы. Оба скопления находятся на расстоянии более 7000 световых лет от Земли и в нескольких сотнях световых лет друг от друга.

M 34 — большое и относительно близкое рассеянное скопление с видимой яркостью 5,5m, которое расположено на расстоянии 1500 св. лет и содержит около 100 звёзд, разбросанных на площади, больше полной Луны. Диаметр M 34 около 35,0′ (14 св. лет). Его можно хорошо разглядеть даже в бинокль.

Планетарная туманность М 76 также известна под названием Малая Гантель из-за сходства с туманностью Гантель (M27) в Лисичке. Её размер 2,7′ × 1,8′, что на расстоянии в 2500 св. лет даёт средний поперечник около 1,23 св. года. Видимая величина — 10,1.

Особенность созвездия Персея в том, что проходящая через него полоса Млечного Пути занимает лишь его часть, благодаря чему в другой его части можно наблюдать большое число далёких галактик. Скопление Персея (Abell 426) содержит тысячи галактик, погружённых в огромное облако газа с температурой в несколько миллионов градусов. Это один из самых массивных объектов в известной Вселенной и самое яркое на небе скопление при наблюдении в рентгеновском диапазоне. Оно расположено в среднем в 250 миллионах световых лет от Земли и имеет диаметр 863′. В центре скопления на расстоянии 222 миллиона св. лет расположена галактика NGC 1275 (12,6m; 2,2′ × 1,7′).

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на октябрьском небе. Забавно, что в этом месяце все планеты окажутся «домоседами», проведя его в одном созвездии, жаль только, что в разных.

Середину осени Меркурий проведёт в созвездии Девы, где 1 октября как раз вернётся к перемещению вслед за Солнцем. 9 октября первая планета достигнет максимальной западной элонгации (18º), и 7–19 октября наступит период её наилучшей утренней видимости (до полутора часов 9 октября).

Венера тоже проведёт этот месяц в созвездии Девы, лишь 30 октября она перейдёт в Весы. Она убежит от медленно разворачивающегося Меркурия и раньше него вступит 22 октября в соединение с Солнцем. Так что для второй планеты середина осени — неблагоприятное время для наблюдения, хотя её блеск близок к максимальному.

Зато продолжается лучшее время для наблюдения за Марсом, который приближается к декабрьскому противостоянию. Октябрь Красная планета проведёт в созвездии Тельца. Красную планету будет видно всё тёмное время суток высоко над горизонтом.

Для Юпитера, Урана и Нептуна тоже продолжается благоприятное время для наблюдений. Самая большая планета Солнечной системы 26 сентября побывала в противостоянии и в начале месяца будет видна в созвездии Рыбы около 8 часов. У Нептуна, расположившегося в Водолее, противостояния было 16 сентября, а у Урана в Овне оно наступит 9 ноября. А вот у Сатурна, который по-прежнему обитает в Козероге, после августовского противостояния условия видимости понемногу ухудшаются.

Бывший астероид № 1, а ныне карликовая планета Церера (9,0m), продолжает перемещаться по созвездию Льва. Наблюдать её лучше со второй половины октября в утренние часы.

Яркие астероиды

216 Клеопатра     10–10,6        11.09.22          Пегас
 230 Афаманта     10,3–10        17.10.22          Рыбы
 354 Элеонора     10,8–11        17.10.22            Кит
 128 Немезида     11–11,7        17.10.22         Водолей

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                  15 октября

Последняя четверть            17
 Апогей   17 (404328 км)
 Перигей      4 (369328 км),
  29 (368294 км)

24 октября можно наблюдать покрытие Луной Меркурия, 25 октября — Венеры, 12 октября — Урана.

25 октября произойдёт частное солнечное затмение с максимальной величиной 0,862. Для нас важно, что его в разных фазах смогут наблюдать жители нашей страны западнее Новосибирска. Причём условия наблюдения будут очень благоприятны, везде величина затмения будет превышать 0,61. Правда, максимум затмения (11:00 UT1) смогут наблюдать на закате лишь жители слабо населённых районов Тюменской области. Полная продолжительность затмения составит почти 4 часа 4 минуты (08:58–13:02 UT1).

Осенью сильных метеорных потоков не ожидается. С 26 сентября по 22 ноября активны Ориониды. Ожидается ZHR — 20, но иногда этот поток достигает высокой активности до 50–75 в час. Родительский объект — комета Галлея. Пик Орионид будет в ночь с 20 на 21 октября, когда фаза Луны будет 21%.

Тауриды — продолжительный метеорный поток из двух ветвей с радиантами в созвездии Тельца на расстоянии около 9º друг от друга. Порождён он кометой Энке. В этом году Южные Тауриды будет активен с 28 сентября по 2 декабря, а Северные Тауриды стартует позднее и активен с 13 октября по 2 декабря, однако пик у них приходятся на ноябрь. Обе ветви потока интересны тем, что богаты болидами (огненными шарами), особенно это заметно, когда оба потока присутствуют одновременно. Есть предположение, что активность болидов имеет семилетнюю периодичность. По крайней мере в 2008 и 2015 годах наблюдалось её заметное увеличение. Так что 2022 год может дать возможность наблюдать их снова.

Самыми яркими (около 10m) кометами октября в северном полушарии будут C/2022 E3 (ZTF) и C/2022 P1 (NEOWISE). Первую можно наблюдать по вечерам в созвездиях Северная Корона и Голова Змеи. Вторую — очень низко на юге России в созвездиях Скульптор, Журавль и Микроскоп. На утреннем небе в созвездии Большой Медведицы расположилась комета C/2020 V2 (ZTF), а в созвездии Льва — 81P/Wild (обе около 11m).

С ночи до утра будут видны кометы 118P/Shoemaker Levy 4 (12m), перемещающаяся по созвездиям Близнецы и Малый Пёс, C/2021 Y1 (ATLAS) (13m) — Возничий и Телец и 29P/SchwassmannWachmann 1 (13m) — Близнецы.

Вечером в созвездии Змееносца можно увидеть комету C/2020 K1 (PanSTARRS) (13m), а утром в Гидре C/2019 L3 (ATLAS) (12m). Также по утрам можно наблюдать комету C/2022 R2 (ATLAS) (13m), перемещающуюся по созвездиям Лев, Малый Лев, Волосы Вероники и Волопас.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

1 октября 2022