Что можно увидеть на небе в декабре 2022

Все новости ›

В декабре стоит обратить внимание на созвездие Большого Пса — одно из немногих южных созвездий, которое можно полностью наблюдать в нашей стране. В нём находится самая яркая звезда ночного земного неба — Сириус. Наилучшее время для наблюдений — как раз декабрь. А благодаря зимнему солнцестоянию, которое наступит 21 декабря, в распоряжении любителей астрономии будут самые длинные ночи в году.

Большой Пёс (на латыни Canis Major, сокращение: CMa) — созвездие середнячок по площади, всего 43 место из 88 известных созвездий. А вот по количеству ярких звёзд оно стоит значительно выше. Кроме Сириуса (−1,46m) в созвездии есть три звезды с величиной выше 2m и ещё 7 звёзд потусклее, с величиной более 4m. Так что место в каталоге звёздного неба Клавдия Птолемея «Альмагест» под названием «Пёс» им вполне заслужено. Подробнее о его достопримечательностях рассказано в статье «Время Большого Пса. Зимнее небо» в декабрьском номере журнала «Наука и жизнь» за 2022 год

Созвездие Большого Пса
Московское небо 15 декабря 2022 года, полночь, южная сторона (Stellarium)
Московское небо 15 декабря 2022 года, полночь, северная сторона (Stellarium)
Рассеянное скопление M41 содержит всего около сотни звезд, в том числе несколько ярких красных гигантов, которые кажутся оранжевыми. Яркая звезда внизу слева не принадлежит скоплению. (NOIRLab / NSF / AURA)
Рассеянное скопление NGC 2360 (скопление Каролины). Размер изображения 27' × 27', север наверху. (источник: Sloan Digital Sky Survey)
Изображение спиральной галактики NGC 2280, полученное на 3,6 - метровом телескопе обсерватории ESO Ла Силья. Считается, что по форме она похожа на Млечный Путь.
На снимке космического телескопа «Хаббл» показана ранняя стадия столкновения линзовидных галактик NGC 2292 и NGC 2293. Напоминает тыкву для Хэллоуина, где «глаза» — это яркие ядра галактик, содержащие сверхмассивные черные дыры. (NASA, ESA, and W. Keel (U

Расположено созвездие Большого Пса к юго-востоку от Ориона, у его правой ноги, как и положено хорошей собаке. Найти Сириус можно, проведя прямую через пояс Ориона. На территории России Большой Пёс формально полностью виден южнее 57º с. ш. (примерно широта Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Тюмени), однако для хорошего наблюдения нижней границы созвездия надо сместиться южнее 53º с. ш. (примерно широта Самары и Иркутска). Там в декабре Большой Пёс виден почти всю ночь на южной стороне горизонта.

Сириус — ярчайшая звезда всего неба, но сам по себе Сириус — рядовая звезда главной последовательности, его выдающаяся яркость на земном небе связана с тем, что он — просто одна из самых близких к нам звёзд. Напомним, что ближайшая к нам звезда Проксима Центавра (см. статью «Ближайшая», «Наука и жизнь» № 1, 2017 г.) находится на расстоянии 4,2 св. года. Это обуславливает удобство Сириуса, как объекта наблюдений и измерений в астрономии. Он служит вершиной так называемого Зимнего треугольника, составленного помимо него из Проциона (α Малого Пса, 0,38m) и Бетельгейзе (α Ориона, 0,5m).

Сириус — двойная звёздная система, состоящая из главной звезды (A) и белого карлика (B), вращающихся вокруг общего центра масс с периодом 50,1 года. Расстояние между ними меняется от 8,2 до 31,5 а. е. Для сравнения в Солнечной системе орбитальный радиус Сатурна примерно 9,5 а. е., а Нептуна около 30 а. е. Расстояние между компонентами достигло своего максимума как раз в 2022 году, при этом угловое расстояние между ними стало 11,3″. У любителей астрономии есть реальный шанс рассмотреть Сириус B, однако это весьма непростая задача, несмотря на большое расстояние и достаточную светимость белого карлика. Причина этого в огромной разнице яркости у этой пары: Сириус B в 8 400 раз тусклее своего компаньона, а потому просто исчезает в его сиянии. Но имея хороший телескоп и опыт наблюдений, задачу можно решить, благо виден Сириус удовлетворительно практически на всей территории России.

Вторая по яркости звезда созвездия Адара, или Адхара, (ε CMa A) занимает по яркости 22 место на ночном небе. Это двойная звёздная система, где вторичный компонент B (7,5m) находится на расстоянии 7,5″ от главной звезды.

Любители переменных звёзд обнаружат в Большом Псе много объектов для наблюдений. Мирцам (β CMa) — гигантская переменная пульсирующая звезда класса бета-цефеид, блеск которой меняется от 1,97 до 2,01 в течение шести часов. Правда такое изменение яркости невозможно различить невооруженным глазом. Алудра (η CMa) — сверхгигант, одна из ярчайших звёзд в пределах 5000 св. лет от Земли, переменная звезда класса α Лебедя (Денеб), с которым имеет много общего. Благодаря нерадиальным пульсациям её видимая звёздная величина меняется от 2.38m до 2.48m с периодом 4,7 суток. Омикрон2 (ο2 CMa) — сверхгигант, также переменная звезда типа α Лебедя с изменением блеска от 2,93m до 3,08m, с периодом 24,44 дня.

Яркая полоса Млечного Пути проходит через северо-восточную половину Большого Пса, лишь частично заслоняясь облаками межзвёздной пыли. В треугольной области между Адарой, Везеном и Алудрой даже в бинокль видно множество звёзд. Соответственно в другой половине созвездия можно увидеть далёкие галактики.

Созвездие содержит несколько рассеянных скоплений. В 4° к югу от Сириуса находится М 41, известное также как Малый Улей. Так его назвали из-за похожести на M 44, одно из названий которого — Улей. Ещё одно яркое (3,8m) скопление NGC 2362 компактно окружает звезду τ CMa, поэтому его иногда называют скоплением тау Большого Пса. В 1,3º к востоку от Везена и в 2º к юго-западу от NGC 2362 расположено скопление NGC 2354 (6,5m). Скопление Каролины (NGC 2360) расположено в 3,5º к западу от Мулифена (γ CMa, 4,1m), и имеет общую видимую величину 7,2 и диаметр около 13′.

Имеется в созвездии и несколько туманностей. NGC 2359 — довольно большая слабая (видимая величина примерно 10) эмиссионная туманность, форма которой отдалённо напоминает крылатый шлем. Поэтому её обычно называют Шлемом Тора, хотя некоторые видят здесь просто Утку.

Созвездие содержит несколько ярких галактик. Западнее Адары расположена группа галактик NGC 2280 (LGG 138). Сама NGC 2280 — спиральная галактика с видимой величиной 10.5. В этой группе интересна пара взаимодействующих линзовидных галактик NGC 2293 и NGC 2292 (видимые величины 11,2 и 10,8; размеры 4,2′ × 3,3′ и 4′ × 3,5′), расположенных на расстоянии порядка 107 миллионов св. лет от Земли. На небе их разделяет всего 0,8′. Обе галактики имеют общую оболочку, и их окружает кольцо из нейтрального газообразного водорода.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на декабрьском небе.

Зиму Меркурий встретит в созвездии Змееносца, но уже 5 декабря он перейдёт в Стрелец, где у него стояние 29 декабря. Наблюдать его можно около 21 декабря, когда он достигнет максимальной восточной элонгации (20º). Он будет виден на юго-западе около получаса на фоне вечерней зари, правда низко над горизонтом.

Венера также начнёт зиму в созвездии Змееносца по соседству с Меркурием, вслед за ним перейдя 8 декабря в Стрелец. Сначала немного отстав, вторая планета под Новый год, 29 декабря, настигнет первую, пройдя в 1,4º южнее. Однако наблюдать её мешает Солнце.

В декабре наступит наилучшее время для наблюдения Марса, расположившегося в созвездии Тельца. 1 декабря он окажется наиболее близко к Земле, в этот раз нас будет разделять около 81,5 миллиона километров, а 8 декабря — в противостоянии. Яркость Марса и его угловой размер достигнут максимума (–1,8m, 17,2″). При этом его высота над горизонтом будет максимальной из возможных при противостоянии. Не упустите момент разглядеть, и, может, и сфотографировать детали на его поверхности. В первый месяц зимы Красную планету будет видно с вечера до утра высоко над горизонтом.

Планеты-гиганты в декабре окажутся домоседами. Юпитер проведёт первый месяц зимы в созвездии Рыб, Сатурн — Козерога, Уран — Овна, а развернувшийся после стояния 4 декабря на прямое движение Нептун будет перемещаться по созвездию Водолея к его границе с Рыбами. Морской владыка расположен южнее звёзд λ (4,45m) и κ (4,95m) Рыб, которые удобно использовать, как ориентиры для его поиска. В декабре у них у всех хорошая вечерняя видимость.

Бывший астероид № 1, а ныне карликовая планета Церера (8,8m– 8,4m), перемещается по созвездиям Льва и, в основном, Девы. Наблюдать её можно от полуночи до утра.

Яркие астероиды

Название     Величина    Противостояние         Созвездия
 4 Веста       8,2–7,9         22.08.22          Водолей
 3 Юнона       9,4–9,6         07.09.22          Водолей
 2 Паллада       8,1–7,9         08.01.23      Большой Пёс
 27 Эвтерпа       9,4–10             12.11.22             Овен
 324 Бамберга       9,2–10         21.11.22          Персей
 115 Тира       9,8–10,6         18.11.22           Персей
 349 Дембовска        9,7–10,3         01.12.22           Телец
 6 Геба         9,8–9,3         25.01.23               Рак
 30 Урания       9,6–10,6         11.09.22            Телец

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                  15 декабря

Первая четверть            30
 Полнолуние             8
 Последняя четверть            16
 Апогей   12 (405870 км)
 Перигей    24 (358270 км)

В декабре можно наблюдать покрытие Луной Урана, которое произойдёт 5 декабря, и Марса — 8 декабря.

Декабрь — время одного из трёх главных метеорных потоков всего года. Сильнейший ливень в году Геминиды (ZHR ~ 150) активен с 19 ноября по 24 декабря с пиком в ночь с 13 на 14 декабря (фаза Луны 72%). Поток имеет широкий максимум продолжительностью около 6 дней. Однако этой зимой они приходятся на период после полнолуния, следовательно, условия наблюдения довольно плохие. Тем не менее, высокая скорость и большое количество ярких метеоров делают Геминиды привлекательными для наблюдателей. К тому же 14 декабря будет тёмный период около трёх часов до восхода Луны. Это единственный крупный поток с хорошей активностью до полуночи, так как созвездие Близнецов удачно расположено после 22:00.

Через неделю после Геминид, в ночь с 21 на 22 декабря, в созвездии Малой Медведицы достигают пика Урсиды, активные с 13 по 24 декабря. Хотя они сильно уступают предыдущим потокам, выдавая 5–10 метеоров в час, однако имеют хорошие условия для наблюдений вблизи новолуния (фаза Луны 3%) в поздние утренние часы. Долгие северные ночи позволяют наблюдать его несколько часов.

Самой яркой кометой декабря в северном полушарии ожидается C/2022 E3 (ZTF), которая приближается к январскому перигелию. Её блеск будет порядка 7m. Наблюдать её лучше по утрам в созвездиях Голова Змеи и Северная Корона.

Комета C/2020 V2 (ZTF) в декабре достигнет блеска 9m и будет видна всё тёмное время суток. Её маршрут пройдёт через созвездия Дракон, Жираф и Малая Медведица. Аналогичная видимость и у C/2022 U2 (ATLAS) (13m), движется по соседству, в созвездии Дракона.

В созвездии Рака будет видна комета 118P/Shoemaker– Levy 4 (11m), которая 24 ноября прошла перигелий (1,83 а. е.), а теперь приближается к Земле. Неподалёку, в Близнецах, можно найти комету 29P/SchwassmannWachmann (13m). Их наилучшее время наблюдения с полуночи до утра. В созвездии Тельца по вечерам и ночью можно наблюдать C/2021 Y1 (ATLAS) (12m), которая 12 декабря наиболее близко подойдёт к Земле (1,69 а. е.).

Сразу у нескольких комет в первый месяц зимы — утренняя видимость. Низко над горизонтом в созвездиях Гидра и Насос видна C/2019 L3 (ATLAS) (11m). В созвездии Девы можно найти 81P/Wild (11m). 15 декабря она пройдёт перигелий (1,63 а. е.). Неподалёку движутся C/2019 T4 (ATLAS) (12m) — Дева и Весы, а также C/2019 U5 (PanSTARRS) (12m) — Дева. По созвездиям Гончие псы и Волопас перемещается комета C/2022 A2 (PanSTARRS) (12m).

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

30 ноября 2022