Что можно увидеть на небе в апреле 2023

Все новости ›

Второй месяц весны радует не только весенним настроением, но и улучшением погоды, а значит и условий наблюдения за ночным небом. Предлагаем взглянуть на созвездие Волосы Вероники. Пусть у него нет ярких звёзд, зато есть очень много разных галактик.

Волосы Вероники (на латыни Coma Berenices, сокращение: Com) — среднее созвездие северного полушария неба. По площади Волосы Вероники занимают 42 место среди 88 современных созвездий, а по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (50 звёзд ярче 6m), оно делит 36–40 места с такими известными созвездиями, как Овен и Козерог.

Московское небо 15 апреля 2023 года, полночь, южная сторона. (Карта неба созданы с помощью программы Stellarium)
Московское небо 15 апреля 2023 года, полночь, северная сторона. (Карта неба создана с помощью программы Stellarium)
Созвездие Волосы Вероники. Имена указаны для звёзд с видимой величиной 6 и выше, а значки галактик для видимой звёздной величины 11,5 и более. Жёлтая линия – путь карликовой планеты Церера в апреле 2023.
Шаровое скопление М 53 (источник: Sloan Digital Sky Survey)
Изображение спиральной галактики Мессье 64 (M 64) полученное космическим телескопом Хаббл в 2020 году. M 64 имеет темную полосу поглощающей пыли перед ярким ядром галактики, из-за чего её прозвали галактикой «Черный глаз» или «Злой глаз». (Author: Judy Sc
Флоккулентная спиральная галактика NGC 4414 (её спиральный узор состоит из отдельных кусочков – флоккул, «хлопьев») в группе Coma I. (Источник: The Hubble Heritage Team (AURA/STScI/NASA))
Карта гибридного солнечного затмения 20 апреля 2023 года (Автор: F. Espenak)

Созвездие расположено между звёздами Арктур (α Com, 0,15m) и Денебола (β Leo, 2,1m), α Com находится примерно посередине между ними. Снизу его ограничивает Виндемиатрикс (ε Vir, 2,85m). На территории России созвездие Волосы Вероники видно повсюду, но наиболее благоприятные условия для наблюдения наступают в марте–апреле.

В этом созвездии нет ярких звёзд, самая яркая — β Com — имеет звёздную величину всего 4,26m. Она вместе с двумя другими ярчайшими звёздами созвездия α (~4,32m) и γ (4,36m) образует полуквадрат, по диагонали которого лежат воображаемые локоны Вероники, образованные звёздным скоплением Mel 111. Во времена древних греков эта фигура считалась астеризмом, и у астронома II-го века Клавдия Птолемея входила в созвездие Льва.
В этом созвездии расположен Северный полюс Галактики, ближайшая к нему видимая невооружённым глазом звезда — 31 Com.

Жёлтый карлик β Com весьма похож на наше Солнце, лишь ненамного превосходит его по массе, размеру и яркости (G0, 1,15M, 1,1R, 1,36L, 5936 К). От нас до неё около 30 световых лет. В 2019 году астрономами, анализирующими данные проектов HIPPARCOS и Gaia, у звезды обнаружена планета. Одно время считалось, что у этой звезды есть компаньон, однако это было исключено более точными измерениями лучевой скорости.

Вторая по яркости голубоватая звезда созвездия носит название Диадема (α Com, средняя звёздная величина 4,3m). Это двойная звезда, состоящая из двух похожих звёзд главной последовательности, каждая из которых немного горячее и ярче Солнца. Расположена она на расстоянии 58 световых лет. Главный компонент — α Com А (4,85m, F5, 1,24M, 1,72L, 6365 К), вторичный — α Com B (5,53m, F5, 1,09M, 1,75L, 6378 К). Среднее расстояние между ними составляет примерно 10 а. е., что примерно равно расстоянию между Солнцем и Сатурном. Период обращения 25,87 лет.

Третья по яркости звезда созвездия γ Com (4,36m K1, 1,65M, 11,76R, 58,2L, 4652 К) имеет оранжевый цвет и представляет собой красный гигант, расположенный на расстоянии 169 св. лет. По данным 2019 года, у неё имеется второй компонент — коричневый карлик с массой около 20,49 юпитерианских, удалённый на 2,049 а. е.

В Волосах Вероники находится звёздное скопление Mel 111 (Мелотт 111). Это небольшое, но близкое рассеянное скопление содержит около 40 звёзд от 5-й до 10-й звёздной величины. Более яркие звёзды скопления образуют характерную букву «V» Скопление занимает на небе область диаметром около 5°, вблизи γ Волос Вероники. Расстояние до него — примерно 280 световых лет. γ Com, возможно, не член скопления.

Даже небольшой телескоп позволит увидеть одно из самых отдалённых шаровых скоплений М 53 (58 000 св. лет, 7,6m, 13′). Оно одно из самых бедных металлами скоплений в Млечном Пути, поскольку большинство его звёзд относятся к первому поколению. Предполагаемый возраст скопления 12,7 млрд лет. Рядом расположено более тусклое шаровое скопление NGC 5053 (57 000 св. лет, 9,96m, 10,5′).

Как бы компенсируя отсутствие ярких звёзд в созвездии располагается огромное количество разнообразных галактик. Примечательный вид имеет галактика М 64, расположенная на расстоянии около 17,3 миллионов световых лет. Благодаря тёмной полосе поглощающей пыли перед ярким ядром она получила названия «Чёрный глаз», «Дурной глаз» или «Спящая красавица». Большая яркость (9,36m) и угловой размер (10,7′×5,1′) обеспечивают ей популярность среди астрономов-любителей. Недавние исследования показывают, что межзвёздный газ во внешних регионах галактики вращается в направлении, противоположном направлению вращения во внутренних регионах, что наводит астрономов на мысль, что менее миллиарда лет назад с ней столкнулась галактика-спутник.

Севернее γ Com располагается группа галактик Волосы Вероники I (Coma I), находящаяся на расстоянии около 47,4 млн св. лет от Солнца. Группа содержит большое число спиральных галактик (ярчайшая — NGC 4725) и малое количество эллиптических и линзовидных. Группа расположена внутри сверхскопления Девы перед более далёкими скоплениями Волос Вероники (Coma) и Льва, которые вместе с несколькими меньшими скоплениями галактик составляют сверхскопление Волос Вероники, ближайшее сверхскопление галактик к нашему сверхскоплению Девы.

Скопление Coma — далёкое (среднее расстояние 321 млн световых лет) и богатое скопление галактик (более 1000 идентифицированных галактик). Его десять самых ярких спиральных галактик имеют видимую величину 12–14, и их можно наблюдать в любительские телескопы размером более 20 см. В центре располагаются две сверхгигантские эллиптические галактики: NGC 4874 и NGC 4889. Своё знаменитое доказательство существования тёмной материи её первооткрыватель Фриц Цвикки сделал в 1933 году на основе исследования скоростей галактик в звёздном скоплении Кома.

У южной границы Волос Вероники начинается крупное скопление галактик Девы, к которому относится и наша Местная группа галактик, включающая Млечный Путь. Центр скопления удалён от нас «всего» на 52 млн световых лет и потому оно имеет большой угловой диаметр (около 16 градусов). Это скопление содержит около 1500 галактик. В созвездии находятся сразу несколько объектов Мессье: M 85, M 88, M 91, M 98, M 99 и M 100.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на апрельском небе.

Второй месяц весны Меркурий встретит на границе созвездия Рыбы и 3 апреля перейдёт в Овен, где останется до лета. 21 апреля у него стояние с переходом к попятному движению. 11 апреля он достигнет максимальной восточной элонгации (19,5º), так что большая часть апреля будет благоприятным временем для наблюдения первой планеты. После заката её видимость достигнет полутора часов. Но в конце месяца её скроет Солнце — 1 мая у Меркурия соединение.

Венера начнёт апрель в созвездии Овна, откуда 7 апреля перейдёт в Телец. Марс же весь месяц проведёт в созвездии Близнецы. Период благоприятного наблюдения за ним закончился. И, хотя он ещё достаточно ярок, его угловой диаметр, высота над горизонтом и интервал видимости постепенно уменьшаются.

Планеты-гиганты в этом апреле — домоседы, но наблюдениям за ними будет мешать Солнце. Юпитер середину весны проведёт в созвездии Рыб. Однако 11 апреля у него соединение с переходом на утреннее небо, поэтому наблюдать его можно только с конца апреля на фоне утренней зари лишь благодаря большой яркости.

Сатурн по-прежнему остаётся в Водолее. После февральского соединения он всё ещё скрывается в лучах Солнца. Аналогичная ситуация и у Нептуна, у которого соединение 15 марта. Голубой гигант расположился в созвездии Рыб.

Уран продолжает перемещаться по созвездию Овна, приближаясь с юга к звезде δ Ari (4,35m). 9 мая у него тоже соединение и наблюдать окольцованную планету на средних широтах можно только в первую половину месяца низко над горизонтом.

Карликовая планета Церера (7m–7,5m) описывает дугу в созвездии Волосы Вероники недалеко от границы с Девой. Ориентиром при её поиске может служить звезда Денебола (β Leo, 2,1m). 20 марта Церера была в оппозиции, так что апрель — прекрасное время для наблюдений за ней. Её можно наблюдать почти всё тёмное время суток.

Яркие астероиды

Название     Величина            Созвездия
 2 Паллада       8,3–8,6      Единорог, М. Пёс
 4 Веста          8,2           Рыбы, Кит
 6 Геба      10,3–10,8               Рак
 3 Юнона          9,7          Кит, Телец
 7 Ирида    10,2–9,6              Весы
 11 Парфенопа       11,1–10,4          Змееносец
 15 Евномия    10,9–10,5            Стрелец

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                  15 апреля

Первая четверть            27
 Полнолуние             6
 Последняя четверть            13
 Апогей   28 (404300 км)
 Перигей    16 (367965 км)

20 апреля с 01:34 до 6:59 UT1 (максимум в 04:16 UT1) произойдёт гибридное солнечное затмение. Это довольно редкое явление, заключающееся в том, что на разных участках своего пути по Земле затмение будет выглядеть по-разному. Начнётся оно как кольцевое, далее по пути поменяется на полное, а затем станет снова кольцевым. К сожалению, на территории России затмение вообще видно не будет.

В апреле можно наблюдать два достаточно интенсивных метеорных потока. С 15 по 29 апреля будут активны Лириды (ZHR ~ 18), радиант которых находится в созвездии Лиры, недалеко от его самой яркой звезды Веги. На рассвете он будет находиться высоко над горизонтом. Пика поток достигнет 22–23 апреля. Условия наблюдения — хорошие, поскольку Луна будет открыта на 9%. Метеоры Лирид обычно имеют величину около 2m, однако некоторые из них могут создавать огненные шары такой силы, что предметы на земле на долю секунды отбрасывают тени, а на небе на несколько минут остаются дымные следы обломков.

Самый сильный весенний метеорный поток — эта-Аквариды, получивший своё название от звезды  Водолея, около которой находится его радиант. Активен он будет с 15 апреля по 27 мая. Однако своего пика (ZHR = 50) он достигнет в мае.

Яркие кометы. Буквами обозначено время наблюдения: В — вечер, Н — ночь, У — утро.

Название    Блеск, время наблюдения и созвездия
 C/2022 E3 (ZTF)             11m, В, (Н низко); Эридан, Заяц
 C/2020 V2 (ZTF)              10m, В;  Треугольник, Овен
 C/2022 A2 (PanSTARRS)                  11m, У; Андромеда
 81P/Wild                 12m, Н, У; Змееносец, Стрелец
 C/2019 U5 (PanSTARRS)                 11m, В, Н, У; Дева, Лев
 C/2019 L3 (ATLAS)                    12m, В, Н (низко); Компас
 364P/PanSTARRS 12–11m, Н, У; Геркулес, Лира, Пегас, Водолей
 237P/LINEAR                 11m, У; Стрелец
 C/2019 T4 (ATLAS)
                12m, Н, У; Голова Змеи

На наименьшем расстоянии от Земли в апреле пройдёт комета 364P/PanSTARRS — 7,04 (r=0,8; d=0,12). До неё от нас будет всего 18 миллионов километров.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

1 апреля 2023