Что можно увидеть на небе в феврале 2024

Все новости ›

Последний месяц зимы обычно не радует хорошей погодой, но на большой территории нашей страны всегда найдутся места с ясным небом, где можно наблюдать звёзды. В этот раз рассказ будет о скромном созвездии южного неба – Насосе, интересного наличием в нём «литературной» звезды.

Насос (на латыни Antlia, сокращение: Ant) – небольшое тусклое созвездие южного полушария, по площади занимающее 62-е место из 88 известных созвездий. По числу же звёзд, видимых невооружённым глазом (20 звёзд ярче 6m), оно делит 64–82 место с Чашей, Малой Медведицей и Малым Львом. В нём всего 4 звёзды ярче 5m, причём никакой заметной фигуры они не образуют. Этому созвездию нет ещё и 300 лет. Ввёл его французский астроном Никола Лакайль в 1754 году, заполняя пустые места на карте неба. Первоначально он дал ему название Antlia Pneumatica – Воздушный насос. Позднее английский астроном Джон Гершель сократил название до одного слова.

Московское небо южная сторона 15 февраля 2024 года, полночь. Краешек созвездия Насос выглядывает из-под горизонта под Гидрой. Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium.
Московское небо северная сторона 15 февраля 2024 года, полночь.
Созвездие Насос. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 6.
Спиральная галактика без перемычки NGC 2997 (Adam Block/ChileScope)
Центральная галактика северной подгруппы Скопления Насоса, массивная эллиптическая галактика NGC 3268 (Изображение Aladin Sky Atlas на основе данных Страсбургского центра астрономических данных и DSS. Автор Donald Pelletier)
Карликовая сферическая галактика в Насосе (Antlia Dwarf, PGC 29194). Снимок космического телескопа Хаббл.(NASA, STSc)
Расположение рассеянной галактики-спутника Млечного Пути и её сравнение с Большим Магеллановым Облаком. (G. Torrealba/Academia Sinica, Taiwan; V. Belokurov/Cambridge, UK & CCA, New York, US; based on an image by S. Brunie/ESO)
Галактика ESO 376-16, расположенная в 23 миллионах световых лет от Земли, считается либо спиральной галактикой позднего типа, либо карликовой неправильной галактикой. (ESA/Hubble & NASA)

Формально созвездие видно начиная с 65° с. ш., но реально его можно частично наблюдать лишь значительно южнее. Полностью на территории России оно не видно, хотя в самых южных районах страны его можно увидеть практически целиком. Наилучшее время для наблюдений –февраль. Расположено оно южнее центральной части Гидры.

Любопытно, что три ярчайших звезды созвездия представляют собой типичные красные гиганты α Ant (4,25m, 320 св. лет, K4, 2,3 M, 41 R, 412 L, 4070 K), ε Ant (4,5m, 590 св. лет, K3, 56 R, 919 L, 4237 K), ι Ant (4,6m, 202 св. года, K1, 1,36 M, 12 R, 67 L, 4892 K).

Рядом с α Ant находится двойная звезда δ Ant (5,6m, 450 св. года, B9,5, 3,35 M, 200 L, 11117 K). Главная звезда представляет собой сине-белую звезду, а вторичная — жёлто-белую звезду главной последовательности. ς Ant — широкая оптическая двойная звезда. Более яркий компонент — ς1 Ant (5,74m) находится на расстоянии 410 св. лет и является настоящей двойной звёздной системой, состоящей из двух белых звёзд главной последовательности с величинами 6,20 и 7,01, которые разделены 8″. Более тусклый компонент – ς2 Ant (5,9m) – находится на расстоянии 386 св. лет. η Ant – ещё одна двойная система, состоящая из жёлто-белой звезды спектрального класса F1 и звёздной величины 5,31, а также компаньона звёздной величины 11,3.

Любители наблюдать за переменными звёздами могут обратить внимание на жёлто-белый сверхгигант T Ant – классическую цефеиду с блеском, меняющимся от 8,88 до 9,82 в течение 5,9 дней. Или на U Ant – красную углеродную звезду C-типа, являющуюся нерегулярной переменной, звёздная величина которой колеблется от 5,27 до 6,04.

А вот двойная звезда AG Ant (5,29–5,53m, 5500 св. лет, B9,5, 0,56 M, 47 R, 6300 L, 7500 K) необычна. Судя по спектру, это голубой сверхгигант, хотя на самом деле это старая звезда малой массы, окружённая толстым уникальным диском. Она теряет свои внешние слои по мере перехода к белому карлику и, возможно, планетарной туманности. На этом этапе её светимость в несколько тысяч раз превышает солнечную, хотя масса примерно вдвое меньше солнечной.

Интересно, что единственная звезда созвездия имеющая собственное имя, называется Макондо – в честь вымышленного поселения из известного романа Габриэля Гарсии Маркеса «Сто лет одиночества», где смешались магия и реальность. Там живут представители семьи Буэндиа, главные герои книги. Этой скромной оранжевой звезде 8-й звёздной величины HD 93083 (8,3m, 93 св. года, K2, 0,8M, 0,8R, 0,4L, 5030 K) повезло получить имя в рамках программы NameExoWorlds, поддерживаемой Международным астрономическим союзом. Она позволяет людям всего мира вместе дать имя экзопланете и её родительской звезде. В 2019 году Колумбия выбрала для звезды именно это имя, а открытая в 2005 году экзопланета получила имя Мелькиадес в честь персонажа романа, который бродит по Макондо. Она имеет массу более 0,37 юпитерианской и расположена в два раза ближе к звезде, чем Земля к Солнцу, находясь в её обитаемой зоне.

Насос расположен в стороне от полосы Млечного Пути, а потому в пределах созвездия можно наблюдать множество тусклых галактик, самая яркая из которых – спиральная галактика без перемычки NGC 2997 (40 млн св. лет, 10,1m, 8,9′ х 6,8′). На фотографиях она заметно красивее, чем в большинстве любительских телескопов. У неё чётко выраженные спирали с яркими скоплениями молодых звёзд и множеством тёмных пылевых полос. В группу NGC 2997 также входят ещё 14 галактик.

В юго-восточном углу созвездия расположено Скопление Насоса (Antlia Cluster), также известное как Abell S0636, входящее в сверхскопление галактик Гидра–Центавра. Оно содержит 234 галактики и является третьим по близости к Местной группе после скопления Девы и скопления Печи, но значительно плотнее них. Содержит галактики ранних типов и большую долю карликовых эллиптических галактик. Расстояние до Земли составляет от 132,1 до 133,4 млн св. лет. Скопление Насоса принадлежит редкому типу без центральной доминирующей галактики. Оно разделяется на северную и южную подгруппы вокруг, соответственно, двух массивных эллиптических галактик NGC 3268 (125,3 млн св. лет, 11,8m) и NGC 3258 (132,7 млн св. лет, 11,7m).

В созвездии есть две близкие галактики, которые, как это ни парадоксально, трудно увидеть. Из-за своей близости их звёзды «размазаны» по большой площади, и выделить эти галактики на фоне звёзд Млечного Пути затруднительно. Так что их открыли совсем недавно.

Карликовая сферическая галактика в Насосе (Antlia Dwarf, PGC 29194) (4,3 млн св. лет, 15,7m, 2′ х 1,5′) расположена у северной границы созвездия всего в 1,18º от небольшой спиральной галактики NGC 3109 в Гидре. Принадлежит она к Местной группе галактик, как и Млечный Путь. Хотя карликовая галактика открыта в 1985 году, окончательно подтверждена она была лишь в 1997 году. Наблюдения показали, что газовый диск NGC 3109 имеет искривление, которое движется с той же скоростью, что и газ в PGC 29194, что указывает на то, что эти две галактики столкнулись около одного миллиарда лет назад.

Чрезвычайно размытая карликовая галактика-спутник Млечного Пути Ant 2 открыта в ходе анализа каталога данных Gaia Data Release 2 в ноябре 2018 года. До сих пор она ускользала от астрономов из-за «призрачного» вида и укрытия за диском Млечного Пути. Расстояние до неё всего 405 000 св. лет. Она протянулась на 1,26° на юго-востоке от ε Ant. По размеру галактика похожа на Большое Магелланово Облако, но её яркость в 10 000 раз меньше. Такой большой размер предполагает, что в настоящее время галактика подвергается приливному разрушению и находится в процессе превращения в звездный поток.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на февральском небе.

Меркурий встретит последний месяц зимы в созвездии Стрельца, но уже 5 февраля он перейдёт в Козерог, откуда 21 февраля в Водолей, где и останется до весны. 28 февраля Меркурий вступит в соединение с Солнцем, так что почти весь месяц наблюдать его невозможно. Лишь в начале февраля его можно попытаться увидеть на юго-востоке на фоне утренней зари. 28 февраля он пройдёт всего в 0,2º от Сатурна.

Венера также встретит конец зимы в Стрельце и 16 февраля перейдёт Козерог, где и завершится её зимняя прогулка. 22 февраля она догонит Марс и пройдёт в 0,6º севернее. Для Венеры февраль – всё ещё благоприятное время для наблюдений, поскольку её блеск будет оставаться близким к максимальному, не опускаясь ниже –3,9m. Однако с приближением весны восход Утренней звезды будет всё ближе к солнечному, и разглядеть её на фоне утренней зари станет сложнее.

Марс повторит путь Венеры, вот только окажется в Козероге 12 февраля. Его можно попытаться найти перед восходом, но сделать это будет крайне сложно, поскольку его блеск около 1,3m.

Юпитер и Уран проведут февраль в созвездии Овна. У них прекрасная видимость: большой блеск, угловой диаметр и высота над горизонтом. Правда, к концу февраля интервал хорошей видимости уменьшается до нескольких часов в вечернее время. Этой зимой Уран можно разглядеть невооруженным глазом, разумеется, при отсутствии засветки Луной и городским освещением. В качестве ориентира для поиска можно использовать звезду δ Ari (4,3m).

Сатурн проведёт зиму в Водолее. 28 февраля у него соединение и переход на утреннее небо. Нептун будет в созвездии Рыб. Как ориентир для его поиска удобно использовать звезду 20 Рыб (5,45m), в направлении которой он движется. Соединение с Солнцем у него в марте. Так что наблюдать обе планеты будет мешать светлое небо и небольшой блеск.

Карликовая планета Церера (9,0m) перемещается по созвездию Стрельца. Однако наблюдать её затруднительно.

Яркие астероиды с величиной более 10m

Название     Величина            Созвездия
 (4) Веста        7,5–8             Телец
 (3) Юнона       9,2–8,6               Лев
 (2) Паллада       9,5–9,4  Голова Змеи, Геркулес
 (532) Геркулина      10,1–9,6                Волопас
 (9) Метида      9,6–10,2              Телец
 (354) Элеонора      9,7–10,3     М. Пёс, Близнецы
 (23) Талия       10,3–9,8     Волосы Вероники
 (15) Эвномия      10,1–10       Водолей, Рыбы

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ – после захода, ПВ – перед восходом).

Объекты                       15 февраля

Первая четверть            16
 Полнолуние            24
 Последняя четверть              2
 Апогей   25 (406316 км)
 Перигей    10 (358088 км)

В феврале заметных метеорных потоков не ожидается.

Яркие кометы

Буквами обозначено время наблюдения: В – вечер, Н – ночь, У – утро.

П – прохождение перигелия, r – расстояние до Солнца, d – до Земли в а. е.

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 12P/Pons–Brooks  8–5m, В, У (низко); Лебедь, Ящерица, Андромеда
 C/2021 S3 (PanSTARRS)  9m, У; Скорпион, Змееносец, Змея
 62P/Tsuchinshan  9,6–11,5m, Н, У; Дева
 144P/Kushida  10m, В, Н; Телец
 C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS)  13–12m, Н, У; Весы
 C/2017 K2 (PANSTARRS)
 13m, В, Н; Орион
 C/2022 E2 (ATLAS)  13m, В, Н, У; Рак, Близнецы
 29P/Schwassmann–Wachmann
 13m, В, Н, У; Рак

Перигелий зимой пройдёт комета C/2021 S3 (PanSTARRS) (14.02; r = 1,97; d = 2,53).

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

2 февраля 2024