Пятый район Помпей. Уборка за королём
Археологи собирались укрепить разрушающиеся стены засыпанных пеплом домов, но в результате раскопок нашли мозаику с катастеризмом Ориона, настоящую римскую закусочную, шкатулку с талисманами и даже не очень приличное изображение на стене…
Древнеримские Помпеи до сих пор раскопаны не полностью: из 66 гектаров открыто пока около 50. Одна из таких малоизученных территорий носит название «Пятый район». Полвека назад администрация Археологического парка Помпеи приняла решение сосредоточиться на обширных реставрационных работах в древнем городе, а раскопки оставить за экспедициями итальянских и иностранных научных учреждений. Эти экспедиции ставили перед собой определённые вопросы и задачи и не выходили за их рамки, как и за границы отданного под исследования участка.
Параллельно в Помпеях усугублялась опасность обрушений и оползней. Дело в том, что над нераскопанными кварталами за почти два тысячелетия образовался толстый слой почвы. Во время раскопок при королях династии Бурбонов он ещё больше увеличился за счёт поднятого грунта, который долгое время не вывозили за территорию Помпей, а пересыпали на уже исследованные участки. В периоды сильных дождей насыпанный сверху грунт вместе с потоками воды устремлялся вниз, унося с собой и фрагменты древних стен (эту опасность в Помпеях называют «гидрологическим риском»). Поэтому в 2018 году археологами было принято решение доисследовать участок в V районе, обеспечить стабилизацию грунтов, реконструировать фасады домов вдоль переулка Серебряной свадьбы и расчистить переулок между Вторым и Третьим кварталами для удобного и безопасного передвижения туристов.
План раскопок / Parco Archeologico di Pompei.
Раскопки длились несколько лет, было расчищено 7 гектаров: переулок, жилые дома разного достатка, термополии. Археологи нашли много бытовых предметов, прекрасные живописные фрески и мозаики.
Аэрофотосъемка раскопок 2 и 3 кварталов V района / Parco Archeologico di Pompei.
Пятый район частично был изучен в 19 веке. Однако специфика раскопок того времени была довольна разрушительна: раскопщики копали, пробивая горизонтальные проходы в стенах домов и толще вулканических отложений, а не выбирали их сверху вниз. Затем из раскопанного помещения забирали сохранившиеся ценные предметы римской эпохи и вновь засыпали грунтом из следующих комнат дома. Позже на эти кварталы V района высыпали грунт из раскопок в других районах.
Пробитый в стене ход от раскопщиков эпохи Бурбонов / Parco Archeologico di Pompei.
Полностью был открыт лишь один квартал – V.1. Обратите внимание, как сформирована адресная система Помпей: сначала идёт номер района, затем номер квартала, а последней цифрой указывают дверной проём в квартале (они нумеруются от угла квартала по или против часовой стрелки). Соседние с первым кварталом 2-й, 3-й, 4-й и 5-й раскопаны лишь частично: с юга, вдоль Ноланской улицы, и вдоль переулков, идущих от неё на север. Внутри же района успели расчистить лишь переулок Серебряной свадьбы вдоль фасадов первого и второго кварталов. Все остальное осталось нетронутым.
Вот так выглядел V район на туристической карте Помпей до современных раскопок. / Parco Archeologico di Pompei.
Несколько особенно замечательных домов из раскопанных кварталов V района, например, Дом Цецилия Юкунда, Дом Серебряной свадьбы и Дом Лукреция Фронтона, были отреставрированы и остались открытыми для туристов. Поэтому новые раскопки начали с уже частично изученного в XIX веке Дома Юпитера во II квартале района.
Квартал II: Дом Юпитера, Ориона и агрименсора
То, как этот дом исследовали в XIX веке, можно назвать варварством – от тех раскопок в его стенах остались огромные дыры, а многие предметы, не дотянувшие до требований короля, остались внутри дома. Большой объем грунта над домом был привезён из других мест раскопок в Помпеях. Часть фресок вырезали из стен и отправили в королевский музей, оставшиеся на месте значительно деградировали, а то и исчезли за прошедший век. Современным археологам потребовалось поднять немногочисленные документы по прошлым раскопкам Дома Юпитера и расчистить его заново.
Предметы, которые остались на своих местах после раскопок в эпоху Бурбонов / Parco Archeologico di Pompei / Massimo Osanna.
Оказалось, что дом был практически в два раза больше, чем считалось, и украшен фресками разных эпох и замечательными мозаиками. Археологи открыли комнаты с фресками I стиля – в виде мраморной облицовки, который был популярен в 150-80 годах до нашей эры, и III стиля, модного на рубеже тысячелетий. Сохранившийся декор свидетельствует о долгой истории дома и бережном отношении хозяев к наследию предков.
Росписи в помещениях домов 2 квартала (Дома Адониса, Дома Юпитера, Дома Ориона) / Parco Archeologico di Pompei / Massimo Osanna.
Пол одной из комнат сохранил мозаичное панно с сюжетом, который специалисты Археологического парка определили как «катастеризм Ориона»: невероятно высокий и красивый охотник Орион, герой античных мифов, после смерти был превращён в одноименное созвездие. Момент вознесения на небо – катастеризм – и запечатлён на мозаичном полу.
Мозаичная напольная картина «Катастеризм Ориона» / Parco Archeologico di Pompei.
Другая мозаика, которая, возможно, также связана с мифами об Орионе, украшала пол в одной из соседних комнат.
Фрагменты мозаичного пола в другой комнате / Parco Archeologico di Pompei.
По мере проведения раскопок выяснилось, что у новой части Дома Юпитера есть свой вход с переулка, и не чёрный, а парадный – через атрий. Набор помещений в этой части соответствовал отдельному жилищу, поэтому дом получил название Дома Ориона в честь напольной мозаики.
Особенно интересными специалисты Помпей сочли рисунки на цементном покрытии полов дома. По мнению бывшего директора Археологического парка Массимо Осанны и его коллег, они относились к науке громатике, отвечавшей в Древнем Риме за измерение пространства. К концу I века до нашей эры землемеры были объединены в профессиональное сообщество. В их обязанности входило установление границ земельных участков и межевых камней, подготовка документации по земельной собственности и даже экспертное участие в земельных тяжбах.
Реконструкция геометрических узоров из Дома Ориона. Osanna et al. 2019 / arXiv.org.
Возможно, что владелец Дома Ориона входил в число таких специалистов – в Древнем Риме их называли агрименсорами. Правда, никаких иных подтверждений этой гипотезы при раскопках пока не нашли.
Переулок Балконов и квартал III
Вдоль фасада Дома Ориона археологи открыли новый переулок, о существовании которого было известно и ранее. Название он получил в честь рухнувших во время извержения балконов второго этажа домов Третьего квартала, на которых хранились пустые амфоры.
Переулок Балконов во время раскопок. Упавшие со второго этажа амфоры / Parco Archeologico di Pompei.
Северо-западный угол Третьего квартала занимает термополий – заведение с простой и недорогой горячей едой. Прилавок с утопленными в него керамическими горшками позволял долго сохранять тепло пищи без дополнительного подогрева.
В таких термополиях подавали дешёвую, но сытную пищу – каши, овощные рагу и бобовую похлебку с кусочками мяса. К горячему блюду можно было добавить хлеб, мед и соусы, в том числе знаменитый рыбный гарум. К лепешкам или выпечке просили моретум – сырную намазку с пряностями. В торговом зале над стойкой обычно висели связки луковиц, головок чеснока и колбасок. В ассортименте столовой могли быть также оливки, сыры, овощи – свежие, варёные или маринованные, вяленые, сушёные и свежие фрукты, яйца. Из напитков были доступны вода и вино.
Прилавок термополия с разных ракурсов / Luigi Spina / Parco Archeologico di Pompei.
Открытое заведение археологи назвали Термополием Нереиды – из-за красочно расписанного прилавка. Другие стороны стойки украшены изображениями сторожевой собаки, петуха, дичи и сценкой из жизни термополия. Перед прилавком сохранились амфоры последнего рабочего дня заведения – 24 октября 79 года.
Внутри термополия были обнаружены останки маленькой собачки и мужчины средних лет. Ещё один помпеец погиб прямо на перекрестке переулков Балконов и Серебряной свадьбы, после его смерти пирокластический поток уронил на его тело огромный каменный блок. При себе неудачливый беглец имел кожаный или текстильный кошелёк с 20 серебряными и 2 бронзовыми монетами.
Скелет с блоком «в голове» и его кошель с монетами / Parco Archeologico di Pompei.
На стенах рядом со входами в термополий и на диаметрально расположенном через перекресток углу археологи расчистили избирательные надписи. В них фигурируют имена помпейцев, выставивших свои кандидатуры на должности городских магистратов в последний год жизни Помпей и уже известные специалистам по эпиграфике из надписей, открытых на стенах V района в предыдущие два века раскопок: Марка Капрасия, Луция Альбуция и Гельвия Сабина.
Надписи и знак на фасадах домов / Parco Archeologico di Pompei.
Непристойное, на взгляд современного человека, изображение над одной из надписей – всего лишь благопожелательное напутствие для прохожих. В античной культуре фаллос олицетворял производительные силы природы и богатство, давал защиту от злых сил, дурного глаза и колдовства, ассоциировался с выражением «дом – полная чаша».
В южной части Третьего квартала раскопки позволили открыть неизвестный дом. Поскольку в нём когда-то был большой сад, дом так и назвали – «Дом с садом». В саду археологи нашли несколько амфор и столик, чья опора раньше была частью фонтана. Археологам также удалось сделать несколько гипсовых отливок корней – в дальнейшем это поможет реконструировать геометрию посадок и, возможно, виды растений.
Стены портика и помещений, выходящих в портик, украшены красными и жёлтыми панелями с чёрным цоколем. По центру красных панелей в разных комнатах художники разместили сюжетные картины. Сохранились несколько их них: пейзаж с религиозной сценой, Венера с амурами, Венера с кавалером (Адонис или Парис) и амуром. Среди второстепенного декора особенно выделается фреска-медальон с женским портретом, тонко и тщательно выписанная. Специалисты предполагают, что портрет может быть не фантазийным, а адресным – возможно, хозяйки дома.
Росписи в Доме с садом / Parco Archeologico di Pompei.
В одной из комнат, выходящих в атрий, во время извержения спрятались и погибли десять человек. Как и ранее, антропологи Помпей отметили хорошее состояние зубов помпейцев. Считается, что это было обусловлено диетой с низким содержанием сахара, а также высоким уровнем фтора в воде региона.
Останки в «Комнате скелетов» Дома с садом / Parco Archeologico di Pompei.
Кости погибших археологи обнаружили в полном беспорядке. Вместе с проломами в стенах дома это значит, что в комнате уже побывали люди. Грабители это были (до начала официальных раскопок в 1748 году) или раскопщики королей династии Бурбонов, неизвестно.
В соседнем помещении археологи нашли россыпь, как показалось на первый взгляд, украшений. Все предметы хранились в деревянной шкатулке, от которой в окаменевшем пепле остался след и бронзовые петли. При более пристальном рассмотрении находок стало понятно, что большинство их них не украшения, а талисманы и амулеты, сулившие удачу и счастье, защищавшие от сглаза и неудач.
Предметы из исчезнувшей шкатулки / Cesare Abbate/ANSA / Parco Archeologico di Pompei.
Возможно, владелица шкатулки была в группе погибших. Но специалисты Археологического парка предполагают, что она была не хозяйкой дома, а, скорее, служанкой или даже рабыней. В шкатулке нет предметов из золота, и лишь несколько амулетов стоили дорого и могли быть подарком.
Но самой значительной находкой в Доме с садом можно считать надпись углем на стене атрия. Несмотря на два различных восстановления сохранившегося текста, его содержание поддерживает версию об осенней гибели Помпей во время извержения Везувия, поскольку содержит дату «17 октября».
Угольная надпись / Parco Archeologico di Pompei.
Поскольку надпись сделана углем, по мнению сотрудников Помпей, она не могла сохраниться на стене в течение года, а значит, была оставлена незадолго до извержения.
В одном из домов Третьего квартала во время работ по укреплению грунта археологи открыли необычное сакральное пространство, больше похожее на внутренний дворик.
В нём были устроены клумбы, а по центру располагался окаймленный кустами небольшой бассейн. Одну стену этого садика хозяева отдали под ларарий – место, где обитатели дома обращали к богам свои просьбы и совершали жертвоприношения. В верхней правой части была устроена ниша, где размещали статуэтки богов. Под нишей нарисован жертвенник, к которому ползут две змеи – олицетворения духов-защитников дома. Стену вокруг ниши и алтаря заполняют нарисованные растения, на ветвях которых сидят певчие птицы, а по нижнему краю росписи ходит павлин. Под стеной сохранился небольшой алтарь со следами последнего жертвоприношения.
Ларарий в доме в 3 квартале / Ciro Fusco / Parco Archeologico di Pompei.
Соседняя стена тоже украшена огромной фреской, фон которой – знаменитый помпейский красный, насыщенный цвет, поразивший Европу при знакомстве с Помпеями. В отличие от умиротворения, которое производит роспись ларария, сюжету на второй стене потребовалась энергия помпейского красного. Главный его герой – выписанный тёмным тоном кабан, на которого нападают животные, изображенные светлым цветом. Принимая во внимание назначение дворика, сотрудники Археологического парка предположили, что сюжет охоты символизирует победу добра над злом.
На этом знакомство с открытиями, совершёнными археологами в 2018-2020 годах в южных кварталах V района, можно считать завершенным. В следующей части мы познакомимся с новыми раскопками северных кварталов, где тоже удалось обнаружить немало интересного.
13 марта 2024
Статьи по теме: