Пятый район Помпей. Показываем красивое
Фрески Дома Дельфинов, фонтан в переулке Серебряной свадьбы и другие интересные объекты, открывшиеся археологам после раскопок северных кварталов.
Опасность обрушения руин Помпей из-за гидрологического риска (см. Пятый район Помпей. Уборка за королём) заставила сотрудников Археологического парка провести раскопки вдоль фасадов северной стороны переулка Серебряной свадьбы (vicolo delle Nozze d'Argento). Полноценной расчистки домов в кварталах с номерами 6, 7 и 8 не планировалось, но несколько открытых помещений с хорошо сохранившимся декором было решено не только укрепить и реставрировать, но и оборудовать для доступа туристов.
План V района Помпей после окончания раскопок 2018-2020 годов / Parco archeologico di Pompei. На плане обозначены раскопанные в эти годы Дом Ориона (9), Дом с садом (8), Термополий Нереиды (7), Дом Леды и Лебедя (6), Дом с ларарием (12).
Квартал 8
Этот квартал относится к совершенно неизученным и никогда не подвергавшимся раскопкам. По проекту планировалось расчистить переулок Серебряной свадьбы между 3 и 8 кварталами и укрепить фасады нераскопанного 8 квартала.
Во время раскопок в переулке был обнаружен уличный фонтан с подземной цистерной и водонапорной башней, а на стене – уличный ларарий, где жители квартала или прохожие могли принести бескровные жертвы богам и духам места.
Переулок Серебряной свадьбы между 3 и 8 кварталами во время раскопок / Parco archeologico di Pompei. На переднем плане чаша уличного фонтана, за ним – сооружение над подземной цистерной для воды. Укрывочным материалом защищена роспись ларария на стене.
За стеной с ларарием археологи открыли помещение с сохранившимся фрагментом фрески. Предположительно, помещение было частью заведения (возможно, закусочной, лавки или даже борделя) которое посещали гладиаторы. Такая гипотеза появилась у специалистов Археологического парка на основании двух фактов. В двух кварталах от заведения находится дом, где до землетрясения 62 года размещались и тренировались гладиаторы. А на самой фреске запечатлен финал гладиаторского поединка.
3. Фреска с изображением финала боя гладиаторов / Parco archeologico di Pompei
Форма фрески в виде трапеции объясняется просто: она находилась под деревянной лестницей, которая вела на второй этаж.
Квартал 7
Этот квартал расположен во всё том же переулке Серебряной свадьбы, но напротив квартала 2, где находятся Дом Ориона/Юпитера и доступный для туристов Дом Серебряной свадьбы. Именно напротив последнего, укрепляя фасады и открытые в начале XX века дверные проёмы, археологи обнаружили замечательные фресковые росписи отличной сохранности.
Фрески Дома Дельфинов / Parco archeologico di Pompei
Помещение прямо у входа (оно называется фауцы) украшено изображениями животных и птиц, грифонов и дельфинов на уже знакомом нам помпейском красном.
Фрески Дома Дельфинов / Parco archeologico di Pompei
В другом помещении фоном художники выбрали светлую охру, расписав тонко прорисованными архитектурными элементами, а также изображениями птиц с фруктами и рыб. Через окно комнаты можно заметить колонны атрия Дома Серебряной свадьбы, расположенного на другой стороне переулка.
Фрески Дома Дельфинов / Parco archeologico di Pompei
Археологи предполагают, что часть отделки дома была создана до землетрясения 62 года. После него дом подвергся реконструкции, и некоторые помещения были отделаны заново с учётом новой моды на стенные росписи.
Фрески Дома Дельфинов / Parco archeologico di Pompei
Малая изученность дома не позволила составить его план и выдвинуть предположения о хозяевах. Так и не раскопанный дальше дом назвали Домом Дельфинов по одной из картин в фауцах.
Фрески Дома Дельфинов / Parco archeologico di Pompei
Угловой дом квартала 7 получил название Дом Спиралей – по росписи на стене у входа. Дальше обратной стороны фасадных стен раскопки также пока не продолжались.
Роспись Дома Спиралей / Parco archeologico di Pompei
Квартал 6
Шестой квартал района 5 выходит фасадами сразу на две улицы: в переулок Серебряной свадьбы и на улицу Везувия. Последняя – северная часть помпейского кардо. Так называлась самая широкая улица древнеримского города, шедшая с севера на юг. Как и в соседних нераскопанных кварталах V района, в шестом были расчищены фасадные стен с обеих сторон. В результате открыты сад с мозаичным фонтаном и дом с роскошной отделкой стен.
Фрагменты мозаичного фонтана / Massimo Osanna / Parco archeologico di Pompei
Прекрасное качество и замечательная сохранность фресок побудила археологов расчистить ближайшие к фасаду помещения полностью, отгородив их от нераскопанной части с помощью габионов для посещения туристами. Из сюжетных фресок сохранились несколько. При входе гостей встречало изображение Приапа, взвешивающего свой фаллос – традиционное древнеримское олицетворение богатства и плодородия. Обращает на себя внимание отсутствие рисунка на месте лица Приапа. Кто и по какой причине сбил штукатурку с фреской, неизвестно.
Фреска с изображением Приапа во время раскопок / Parco archeologico di Pompei
В атрии одну стену занимала фреска с Меркурием, а другую украшал собой Нарцисс, который, согласно классической иконографии этого мифологического персонажа, любуется собою в отражении на поверхности воды.
Стена с картиной «Нарцисс у пруда» в атрии / Parco archeologico di Pompei
Три стены маленькой спальни сохранились лишь на половину высоты, поэтому живописная картина полностью осталась лишь на четёртой. Сюжет тоже классический – Леда и Зевс, явившийся к ней на любовное свидание в обличии лебедя.
Роспись стен с картиной «Леда и Лебедь» в небольшой спальне / Parco archeologico di Pompei
На стене, где изображен Нарцисс, есть уже знакомый нам след – из атрия можно было подняться на антресоль или второй этаж по деревянной лестнице.
След от лестницы на стене атрия / Parco archeologico di Pompei
В этом доме также был обнаружен медальон – портрет дамы, вписанный в небольшой круг. Художники использовали медальоны как вспомогательные элементы стенной росписи, поэтому такие портреты обычно небольшого размера и не слишком широкой палитры цветов. Данный медальон – не исключение.
Медальон на стене Дома Леды и Лебедя / Parco archeologico di Pompei
В 2020 году запланированные исследования в V районе были завершены. Раскопанные участки укрепили и отреставрировали, так что теперь туристы могут многое осмотреть. Например, торговое пространство Термополия Нереиды закрыли прозрачными защитными стеклами, фрески в комнатах вдоль переулка Серебряной свадьбы видны прямо с улицы, а в Дом Леды и Лебедя можно зайти в определённые часы…
Вот только оказалось, что Дом Леды так и не отпустил археологов. В марте 2024 года директор Археологического парка Помпей Габриэль Цухтригель представил новую фреску оттуда.
Кадр с пресс-конференции Габриэля Цухтригеля / Parco archeologico di Pompei
Сюжет её известен любому человеку, знакомому с древнегреческими мифами: юноша верхом на баране в море и девушка, из волн протягивающая к нему руку. Фрикс и Гелла, дети царя беотийского Орхомена Афаманта и богини облаков Нефелы, спасались от козней новой жены отца Ино. Нефела прислала детям золоторунного барана, способного лететь над морем, и они отправились прочь от Беотии. В море Гелла соскользнула в воду и утонула. Море с той поры у греков получило название Геллеспонт – Море Геллы. Этот трагический момент и запечатлён на картине в Доме Леды.
Как и «Любующийся собой Нарцисс», «Гибель Геллы» – не уникальный сюжет картины в «каталогах» помпейских живописцев. Похожая (только в зеркальном исполнении) фреска открыта, например, в богатом доме на западе Помпей.
Кадр с пресс-конференции Габриэля Цухтригеля / Parco archeologico di Pompei
Последние владельцы Дома Леды имели средства на стенные росписи высокого качества и выбирали для картин популярные сюжеты из античной мифологии. Но, как можно заметить, среди открытых археологами росписей нет героических историй, например, подвигов Геракла или перипетий Троянской войны, столь любимых местными богачами.
В следующей части мы познакомимся с результатами раскопок за городскими стенами Помпей.
Часть 1. Пятый район Помпей. Уборка за королём
5 апреля 2024
Статьи по теме: