Онлайн-курс «От авиамодели к самолету»

Все новости ›

История авиации: махолёт как мечта о крыльях. На Универсариуме стартует бесплатный онлайн-курс «От авиамодели к самолету».

С самой глубокой древности людям, наблюдавшим за птицами, не давала покоя идея полета. Многие века отчаянные мечтатели экспериментировали с махолётами (или орнитоптерами) - с механическими крыльями, которые нужно было приводить в движение руками или ногами. Только в 18-м веке человечество наконец-то пришло к концепции жесткого крыла, которое используется в современной авиации. Однако идею неподвижного крыла начал разрабатывать еще тремя веками ранее Леонардо да Винчи. Если бы он опубликовал свои труды, возможно, изобретатели оставили бессмысленную возню с махолётами и создали первые самолеты гораздо раньше.

Некоторые ученые полагают, что в мифе о Дедале и Икаре сохранилась память об одном из первых авторов орнитоптера. Подобные приспособления пытались мастерить и на Руси. Родись эти смельчаки в 20-м веке, стали бы летчиками или космонавтами, а тогда всё заканчивалось довольно печально. В государственных архивах хранится, например, древний документ, рассказывающий о некоем «мужике», который обещал построить слюдяные крылья и полететь «как журавль». «А стали те крылья в восемнадцать рублей из государевой казны. ... и тот мужик те крыле устроя, по своей обыкновенности перекрестился, и хотел лететь, да не поднялся. И за то ему учинено наказанье: бит батогом...».

Времена шли, и возможность полетов стала занимать умы ученых и даже государей. Прогрессивный Петр I пророчествовал: «Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху, аки птицы». Михайло Ломоносов в 1750-х годах представил свой проект «аэродинамической или воздухобежной» машины с крыльями, поднимаемой в воздух силой пружины. Аппарат этот так и не смог оторваться от земли.

Гениальный Леонардо да Винчи очень много думал над конструкцией летательных аппаратов и проводил долгие часы, наблюдая за птицами. Конечно же, первыми его детищами стали махолёты. Среди оригинальных конструкций Леонардо есть модель орнитоптера, где пилот находится в лежачем положении и приводит крылья в движение руками и ногами. В другом варианте махолёта человек должен был сидеть и крутить педали, заставляя крылья двигаться, а в третьем – управлять ими с помощью системы блоков. Стоит ли говорить, что ни одна из этих моделей взлететь не могла.

Разочарования и наблюдения постепенно подвели Леонардо к новой мысли – он понял, что не человек должен отталкивать крыльями воздух, а воздушный поток должен ударять в крылья и поддерживать их. Он решил оставить внутреннюю часть крыла неподвижной, а концевую – подвижной – для обеспечения тяги. В самом конце 15 века он делает принципиально новую модель орнитоптера с полужестким крылом, части которого соединялись шарниром. Это и стало первым шагом к концепции аппарата с неподвижным крылом, то есть современного самолета.

Идеи Леонардо долгое время оставались неизвестными, и в течении нескольких столетий изобретатели продолжали безуспешные попытки взлететь с помощью прикрепленных к рукам и ногам крыльев. Только в 18 столетии швед Сведенборг, немец Бауэр и англичанин Кейли создали первые проекты планеров с неподвижным крылом для образования подъемной силы и небольшими подвижными крыльями. Позже их успех развили и укрепили опыты Лилиенталя, братьев Райт и других пионеров современной авиации.

Сегодня чудаки-изобретатели продолжают экспериментировать с махолётами - в идее человека, летающего как птица, есть что-то очень привлекательное и романтичное. Однако успехом эти попытки увенчиваются редко. Для создания достаточной силы тяги нужны размашистые крылья, но чем они больше, тем выше сопротивление воздуха. В итоге, мускульных усилий человека недостаточно для долгого полета. Одна из наиболее удачных современных моделей орнитоптера Snowbird с гибкими полимерными крыльями пролетает всего чуть больше 100 метров.

Крыло современного самолета при движении аппарата создает необходимую для полета подъемную силу за счёт разницы давлений на нижнюю и верхнюю его поверхность: второе меньше. Об этом и других главных принципах полета рассказывают преподаватели МАИ на бесплатном онлайн-курсе «От авиамодели к самолету». Слушатели курса начинают с того, что собственными руками делают простую модель самолета и изучают историю покорения человеком неба, включающую махолёты и других пасынков авиации. За 8 недель первой части преподаватели дают основы авиамоделирования и авиаконструирования и показывают, как от простых авиамоделей перейти к созданию высокотехнологичных самолетов. Курс на образовательной платформе Универсариум стартует уже 13 июля.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Рисунки Леонардо да Винчи, схема одного из орнитоптеров.
Snowbird.

6 июля 2015

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки