Технологии на помощь людям: что предлагают участники проектной школы «Практики будущего»

Все новости ›

Школьники Московской области три недели работали над проектами в четырех направлениях: «Искусственный интеллект», «Игровая индустрия», «Агробиотехнологии» и «Новые социотехнологические практики». Проектные смены «Практики будущего» Кружкового движения НТИ проходят в «Орленке» уже во второй раз. В этом году подростки вместе с экспертами из ведущих компаний выделяли проблемы и пытались их решить с помощью технологических разработок. В направлениях было по несколько команд – у каждой своя идея и свое решение. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них.

Видеоигра с экологическим уклоном

Проект "Зеленый Север".
Даниил Козлов. Проект "Видеоигра с экологическим уклоном"
Кира Клинцевич. Проект "Лотос"
Проект "Лотос" на финальной презентации.
Проект "Рефлексо". Маленький куб.
Проект "Рефлексо". Слева Виталий Корнилов.
Работа над проектом "Рефлексо".

– За короткий промежуток времени мы сделали игру в жанре стратегии, - рассказывает Даниил Козлов. - С помощью разработанных нами внутриигровых механик и сюжета мы хотели акцентировать внимание сообщества на глобально значимую проблему загрязнения нашей планеты.

По сюжету игры наша планета была засорена мусором, как и половина всей Галактики. В итоге человечество оказалось на грани вымирания, поэтому люди решили вернуться к истокам – планете Земля. По ходу игры пользователю необходимо очистить планету от мусора и параллельно отстраивать объекты инфраструктуры, при этом очень важно сохранять баланс между экологией и технологическим развитием. В случае нарушения этого баланса игрок проигрывает. Помимо прочего в игре присутствуют мини-игры, которые будут прививать человеку полезные экологические привычки. Так, например, чтобы очистить клетку, игроку необходимо отсортировать мусор по правилам.

Генератор логотипов для малого и среднего бизнеса

– Наша команда разрабатывала сервис, позволяющий генерировать айдентику для среднего и малого бизнеса, – говорит Александр Рассказчиков. – Мы учли множество дизайнерских правил и трендов, и с помощью генеративной графики, семантического анализа и компьютерного зрения сделали сервис, с помощью которого пользователь может создать себе логотипы. При этом человек загружает на сайт примеры – и нейронная сеть создает айдентику по всем правилам и в соответствии с референсами.

Подобный сервис может помочь представителям малого и среднего бизнеса – не у всех есть средства и подходящие квалифицированные кадры для создания корпоративного дизайна и брендинга. А здесь всё быстро сделают алгоритмы машинного обучения.

Лотос, показывающий твои эмоции

– В проекте нам хотелось выразить человеческие проблемы через художественный образ и поднять тему «зеркала», – говорит Кира Клинцевич. – Мы ведь далеко не всегда знаем, как на наши слова и голос отреагирует другой человек. Чтобы это показать, мы сделали цветок лотоса – он означает духовное совершенство и процветание. С его помощью можно увидеть, какие эмоции (положительные или отрицательные) человек транслирует своим голосом и речью.

Сам цветок мы сделали из пластика с помощью 3D-ручки (это было непросто, ведь лепестки должны быть гибкими и податливыми), поставили на деревянную коробку и запрограммировали реагировать на звуки.  Взависимости от частоты, от тональности звуков лотос открывался и закрывался, светился, дрожал и отвечал различными природными звуками от пения птиц до ливня и грозы.

Нам непросто далось придумать именно визуальное представление – ведь оно должно было быть практически идеальным и интуитивно понятным. Только так прибор может помочь человеку задумываться, прежде чем говорить те или иные слова именно таким тоном и громкостью. Наш проект получился достаточно загадочными и каждый, взаимодействуя с ним, выявлял для себя что-то совершенно разное.

Зеленый север: полярники выращивают зелень прямо на станциях

—Все команды в направлении «Агробиотехнологии» решали какую-то проблему с помощью прогрессивных способов выращивания культур, в основном методом гидропоники (выращивание культур без грунта). Наша команда же придумала проект «Зеленый север» — мы хотели предоставить работникам полярных исследовательских станций возможность самостоятельно прямо на станциях выращивать свежую зелень, — делится Елена Крентовская.

На арктические станции нельзя привозить почву из-за возможности завезти в ней какие-то микроорганизмы. Поэтому гидропоника — отличный метод для выращивания растений в подобных условиях. Мы собрали прототип будущей установки — он работал, но получился по размерам меньше, чем мы планировали. Подготовили инструкции для полярников по эксплуатации установок от посева семян и водоподготовки до действий при внештатных ситуациях. Просчитали затраты на продвижение проекта, ежегодные затраты на семена, запчасти и удобрения.

Reflexo: куб, который показывает настроение всего коллектива

— Мы сделали устройство, которое отражает состояние команды, — рассказывает Виталий Корнилов.— Его можно поставить в open-спейсы, классы, кабинеты — куда угодно, где находится коллектив людей. Анализируя настроение команды с помощью устройства, лидер и руководитель может скорректировать работу, перераспределить задачи, поработать над атмосферой —и тогда люди будут более позитивны и эффективны.

Все данные собираются через телеграм-бота и обрабатываются нейронной сетью. Сеть конвертирует получившиеся данные в настроение человека, объединяет с остальными и демонстрирует на устройстве. Мы их сделали два. Маленькое устройство можно размещать в классах, в небольших командах – это куб с матрицей из светодиодных лент, проецирующий изображение настроения на оргстекло. Большое устройство – это аппарат с проектором и аудиосистемой, транслирующий общее настроение коллектива в виде паззла.

Подобное устройство изменяет процесс саморефлексии – человек со временем сможет хорошо дифференцировать свои состояния, свое настроение. Каждый человек - кусочек паззла, в котором показано эмоциональное состояние, а весь коллектив – целый холст.Этот холст поможет скорректировать работу руководителям проектных смен, офисов и т.д.

*****

Отбор на Весеннюю проектную школу прошли 75 старшеклассников из Московской области, добившихся успехов в математике, биологии, физике, информатике, инженерных соревнованиях и конкурсах. Результаты их участия в проектной школе будут учитываться в конкурсе компетенций школьников «Талант 20.35» Кружкового движения НТИ, победители и призеры которого могут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в более сотни российских вузов.

Автор: Маргарита Москвина

Фото: Роман Савин


11 мая 2021

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки