Руслан Хамизов,
член-корреспондент РАН
Здравствуйте, дорогие друзья. В этом году мы отмечаем 190 лет со дня рождения Менделеева, а в 2019 году был международный год Периодического закона. Наш Институт занимается геохимией и аналитической химией, а мои научные интересы сосредоточены на проблемах концентрирования и разделения веществ для аналитической химии и химической технологии.
Что связывает великое открытие Медведева и то, чем я занимаюсь? Есть ли особый интерес в области, например, геохимии или аналитической химии к Периодическому закону Менделеева? Конечно, есть. Сейчас я про это расскажу.
В 1869 году, когда Менделеев закончил первый круг размышлений над своим законом периодичности, было известно 60 элементов. Сегодня их в таблице Менделеева 118. Менделеев расположил известные к тому времени элементы по атомной массе, показал, что наблюдается периодичность новых элементов и их свойств. Но гораздо интереснее оказались те пустые клетки, их было более 40, которые Дмитрий Иванович не заполнил, но предсказал существование этих элементов. Настолько он верил в свой закон! У геохимии и, конечно, у химической технологии есть особый интерес к этим клеткам. А давайте мы совершенно с другой позиции посмотрим на те клетки, которые были пустыми. Что их объединяет?
В основном это те, которые мы называем сейчас редкими элементами. Например, редкими металлами и редкими неметаллами. И конечно, к ним есть особый интерес. Сегодня открыть месторождение редких металлов — это большое научное и практическое событие. Любое такое месторождение с самого начала имеет все основания быть разработанным, потому что редкие металлы дорогие.
Вот возьмём два редких элемента, так называемых редких рассеянных элемента: скандий (его Менделеев называл эко-бором) и галлий (эко-алюминий).
Уже то, как Дмитрий Иванович назвал эти элементы, подсказывает химикам-технологам, где искать галлий, а где искать скандий. Представьте себе, что эко-алюминий означает что-то очень близкое к алюминию по свойствам. Но Менделеев не назвал скандий эко-алюминием, хотя он тоже в третьей группе. Он его назвал эко-бором. Менделеев был уверен, что скандий находится по своим свойствам гораздо дальше от алюминия, чем галлий.
Например, эко-алюминий, то есть галлий, надо искать в сырье, содержащем алюминий, например, в глинозёме. А скандий там искать не надо, скандий попадет в другую фракцию, в другую группу, в другую фазу. Поэтому Менделеев назвал его не эко-алюминием, не 2-алюминием или 3-алюминием, а именно эко-бором.
Мы не можем обнаружить скандий в глиноземе, полученном из боксита – равновеликой смеси оксидов алюминия и железа, но можем его обнаружить в красных шламах. Вот, собственно говоря, даже это небольшое размышление показывает, сколько всего скрыто в открытии Менделеева и в его важных предсказаниях.
К сожалению, на Западе не так хорошо знают имя Дмитрия Ивановича Менделеева. Я был в двух местах, где это заметил: это Барселона и Кембридж. И периодические таблицы элементов там – без упоминания имени Менделеева. Но это не значит, что настоящие учёные не знают Менделеева.
У меня есть очень хороший приятель, профессор американского университета в штате Пенсильвания. Он приезжал сюда несколько раз и мне рассказал, что он и его коллеги великолепно знают Менделеева, считают его фигурой выдающейся, может быть, фигурой номер один среди химиков всех времен и народов химии. Арук Сангуп, так зовут моего приятеля, сказал, что он считает научный подвиг Менделеева больше, чем то, что сделали и Лавуазье и Кавендиш, вместе взятые.
Более того, приехав сюда, он попросил меня отвезти его в Санкт-Петербург в музей-кабинет и музей-квартиру Менделеева. Мы посетили с ним оба этих места, и он был очень взволнован: было видно, что интерес к Менделееву у него не абстрактный, что он его хорошо изучил, к тому же он рассказывает своим студентам про Менделеева. У моего приятеля, хотя он и американский профессор, бенгальское происхождение, и сегодня он один из самых известных бенгальских поэтов. Его часто сравнивают с Рабиндранатом Тагором. Так вот, он написал поэму, посвящённую Дмитрию Ивановичу Менделееву, настолько он был впечатлен этой фигурой. Я хочу сказать, что не удаётся западным деятелям скрыть имя Менделеева, когда речь идёт об открытом им Периодическом законе!
Ежегодный зимний Фестиваль идей «Менделеевские дни», приурочен к празднованию дня рождения Дмитрия Ивановича на его родине в Тобольске и инициирован «Фестивалем сибирских историй» и проводящемся при поддержке Федеральной платформы контекстного развития территорий «Книги в городе», компании «Сибур» и администрации города Тобольска.
Интервью с учёными записаны по заказу Фестиваля идей «Менделеевские дни» научным журналистом Наталией Лесковой непосредственно в канун 190-летия Д. И. Менделеева.
Тексты публикуются под редакцией журнала «Наука и жизнь».