Юлия Горбунова,
академик РАН
Меня зовут Юлия Горбунова. Я академик РАН, доктор химических наук. В какой-то степени я следую завету Дмитрия Ивановича, который говорил о себе, что он учёный, педагог и общественный деятель. Всем этим сторонам своей жизни Дмитрий Иванович уделял очень много внимания, он был учёным междисциплинарным. Все его знают по Периодической таблице, мифе о том, что он создал водку. Хотя, как известно, водка была ещё при Иване Грозном. А стандарт, что водка должна быть 40-градусной, был утверждён, когда Мите Менделееву было ещё только 9 лет. А легенда возникла из-за того, что его докторская диссертация была посвящена смешению воды и спирта,.
Вообще о Менделееве много легенд. Действительно, его почему-то представляют как химика, хотя если взять его труды, а трудов у него больше чем 500, то совсем небольшая их доля – от 10 до 30% – посвящена непосредственно химии. На самом деле, он был очень разносторонним человеком, и помимо химии, физики, сельского хозяйства, очень увлекался искусством. Был действительно междисциплинарным, очень современным человеком.
И откуда в таком человеке, который был 17-м ребёнком в семье (мама называла его «последышем», последним ребёнком в семье) такая энергия, такая страсть к разнообразию?
Тут надо немного сказать о семье и о родине Менделеева. Он родился в городе Тобольске, в Сибири. Он вобрал в себя всю силу сибирского духа, энергии, несгибаемости, целеустремленности, трудолюбия.
Я тоже химик, я тоже занимаюсь работами на стыке химии, материаловедения, физической химии. Меня очень часто спрашивают о том,как я пришла в науку. Я всегда говорю, что наука и вообще мой выбор, как и выбор профессии любого ребёнка, определяется семьёй и учителями.
В семье Дмитрия Ивановича было и то, и другое. Он родился в семье директора Тобольской гимназии, в окружении интеллекта, в окружении любви к искусству и науке, к инженерному делу. Семья Менделеева была центром кристаллизации тобольской интеллигенции. Его детство было непростым, потому что в год, когда он родился, его отец ослеп, и нужно было как-то зарабатывать деньги. Его мама фактически взяла на себя функцию лидера семьи, человека, который зарабатывал деньги.
В семье мамы был стекольный завод, которым до этого занимался её брат, но потом брат уехал в Москву. Поэтому она взяла на себя обязанность поднять этот стекольный завод, который фактически не функционировал. Буквально за два года она сделала его прибыльным, запустила производственные процессы. И всё это происходило на глазах маленького Мити. Она помогла отцу поехать в Москву, сделать операцию (у него была катаракта), к нему вернулось зрение.
Он, правда, не стал уже директором гимназии, но, тем не менее, семья Менделеевых сохранила свои позиции в Тобольске. Туда приехали и освободившиеся декабристы. Это была особая среда, в которой рос Дмитрий Иванович.
Мне бы хотелось заострить внимание на женской линии в судьбе Дмитрия Ивановича, потому что по всей его жизни красной нитью проходили женщины. Конечно, ключевой женщиной в его жизни была мама, которая, как я уже сказала, спасла семью в тяжёлые времена, своим примером показывала неиссякаемую волю, энергетику, которой подпитывался маленький Митя.
Потом, когда он закончил гимназию, мама решила, что он обязательно должен получить хорошее образование, взяла Дмитрия и поехала с ним поступать в университет в Москву. К сожалению, в университет Москвы он не поступил, потому что в то время в университет можно было поступать по территориальной принадлежности. А он, будучи рождённым в Тобольске, должен был поступать в Казанский университет, но мама очень хотела, чтобы он учился в Москве или в крайнем случае в Санкт-Петербурге.
Его не взяли в Москву, мама привезла его в Санкт-Петербург, но снова его не берут в университет. Тогда мама настаивает на том, чтобы он поступил в Педагогический Университет, в котором учился его папа. И здесь Дмитрий Иванович находит удивительных учителей, удивительных друзей, и очень во многом его дальнейшая судьба определяется этим университетом.
Линия образования была не менее важна. Дмитрий Иванович очень много делал для того чтобы реформировать образование, сделать его доступным. И здесь опять-таки я хочу поговорить о женской линии. Дмитрий Иванович был горячим сторонником развития женского образования. В то время в России женщины не могли учиться в университетах, молодые девушки не могли работать в науке. На самом деле были небольшие частные заведения для дочерей дворянства, но даже сёстры Менделеева не получили обычного среднего образования. Дмитрий Иванович приложил очень много усилий для того, чтобы организовать так называемые Высшие женские курсы, которые фактически были первым женским университетом в России. У него были сторонники в этом, но, как обычно, куда бы Дмитрий Иванович ни приходил, он всегда был лидером, он всегда возглавлял движение.
Он сделал очень много для женского образования и, хотя официальное разрешение женщинам и девушкам поступать в университеты было утверждено лишь в 1911 году, но по дороге к этому Дмитрий Иванович приложил очень много усилий. Есть такой забавный факт: в 1898 году он пригласил в свою лабораторию девушку по фамилии Озаровская, которая впоследствии стала известным писателем и театральным деятелем. Но чтобы утвердить её в должности лаборанта – а в тот момент он уже работал в Палате мер и весов – он специально обратился за разрешением к министру финансов Витте, поехал к нему и попытался объяснить необходимость дать женщинам такую возможность. Он говорил, что у него такой план, чтобы женщины в Палате мер и весов упрочились, звали туда своих подружек.
И когда ему удалось принять Озаровскую на работу, уже через пять дней он звонил своему ученику, начальнику научно-технической лаборатории морского ведомства со словами: «Возьмите к себе барышню в лабораторию. Я так смотрю, что это полезно для смягчения нравов в лаборатории. Обо всём ведь приходится думать, и сейчас например у нас стало заметно тише, пятый день не ругаемся, чище как-то стало». Дмитрий Иванович умел достигать своих целей, в том числе находя такие необычные аргументы.
Вообще в его жизни женщины играли особую роль. У него было две жены, одну звали Феозва, другая жена, Анна, была матерью известной Любочки Менделеевой, которая впоследствии стала женой Александра Блока. Многие поступки Дмитрия Ивановича мотивировались страстью к женщинам, любовью к своей семье, поэтому я выбрала именно эту тему, чтобы поговорить о Дмитрии Ивановиче. Обычно она остается незамеченной, а мне бы хотелось, чтобы мы понимали, что учёные – это обычные люди, которые влюбляются, которыми порой движет страсть. Когда человек талантлив, он, конечно же, страстен, и страстен он одинаково в жизни, в отношении к работе, в отношении своей гражданской позиции. Ведь Дмитрий Иванович говорил, что он общественный деятель, и это не громкие слова, потому что он много сделал для России, чтобы она была независимой.
Ещё тогда, 150 лет назад, он говорил о том, что нам нужно сделать так, чтобы Россия была независима от других стран, и в связи с этим Дмитрий Иванович очень большой вклад внёс, например, в индустриализацию Донбасса. Он очень много сделал для строительства заводов, приложил усилия в создании технических университетов в Екатеринбурге и Томске – там, где у нас до сих пор остаются ведущие научные центры. Конечно же, он очень любил свою Сибирь, и то, что ему Сибирь изначально заложила в характер, в его поведение, в его целеустремленность и энергетику – с этим сложно поспорить.
В завершение я хотела бы сказать, что 190-летие – это не юбилейная дата. Мы начинаем подготовку к большому празднованию двухсотлетия Дмитрия Ивановича, и я думаю, что на этом пути нам ещё предстоит сделать много-много открытий в жизни этого удивительного, разнообразного человека, принёсшего славу России и создавшего своими открытиями основу для очень-очень многих направлений в науке.
Ежегодный зимний Фестиваль идей «Менделеевские дни», приурочен к празднованию дня рождения Дмитрия Ивановича на его родине в Тобольске и инициирован «Фестивалем сибирских историй» и проводящемся при поддержке Федеральной платформы контекстного развития территорий «Книги в городе», компании «Сибур» и администрации города Тобольска.
Интервью с учёными записаны по заказу Фестиваля идей «Менделеевские дни» научным журналистом Наталией Лесковой непосредственно в канун 190-летия Д. И. Менделеева.
Тексты публикуются под редакцией журнала «Наука и жизнь».