23 октября отмечается Международный день снежного барса
О снежных барсах в национальном парке Сайлюгемский поговорим с его директором Денисом Маликовым.
Снежные барсы или ирбисы – самые малоизученные в мире среди всех крупных кошек, и 23 октября они отмечают свой Международный день. Конечно, отмечают праздник не сами кошки, а сотрудники заповедников и национальных парков, где барсов охраняют, изучают и оберегают от браконьеров. Одно из немногих мест обитания в России снежного барса – это Сайлюгемский национальный парк.
Снежный барс – вид, занесенный в Красную книгу РФ, Красный список Международного союза охраны природы и является одним из приоритетных видов федерального проекта «Сохранение биоразнообразия и развитие экотуризма» нацпроекта «Экология» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В отличие от заповедников, куда доступ строго ограничен, национальные парки больше открыты для посещения туристами. Но это не значит, что по всей территории нацпарка можно спокойно разгуливать – так могут делать лишь сами снежные барсы. Для туристических целей открыты только определённые территории, а попасть в особо охраняемую часть парка можно в составе организованных экскурсий. Всё-таки национальный парк – это не турфирма, которая готова продавать билеты в любом количестве, и его роль состоит в сохранении животных и их естественной среды обитания.
«Наша задача состоит в том, чтобы донести до туристов, чем мы занимаемся, какие виды живут на территории национального парка, что может навредить редким видам животных и какие действия людей приводят к исчезновению тех или иных видов. В последнее время туристический поток увеличился и важно, чтобы эти «потоки» были контролируемы на территории национального парка. Нельзя допустить, чтобы люди катались по особо охраняемой территории на квадроциклах, например. К счастью, нам удаётся направлять в нужное русло туристические группы», – рассказывает директор Сайлюгемского национального парка Денис Маликов.
Во время экскурсий по национальному парку туристы могут не только узнать много нового, но и столкнуться с редкими животными. Наблюдать снежного барса – большая удача, не только, потому что в России этих хищников всего считанные десятки, но и поскольку сами животные очень скрытные. Профессиональным фотографам и операторам приходится месяцами выслеживать барсов, чтобы получить возможность сделать несколько удачных снимков или короткий видеоролик. Хотя удача повстречать ирбиса не зависит от количества профессиональной фототехники в руках фотографа. Однажды на экскурсии в национальном парке была группа победителей школьной олимпиады, которой посчастливилось совсем близко увидеть снежного барса.
К сожалению, встрече с ирбисом рады не только туристы и фотографы дикой природы, но и браконьеры, которые занимаются незаконным промыслом на территории национального парка.
«Охотничью петлю поставить очень сложно, с ходу это сделать невозможно. Человек должен отлично знать горы, места, где ходит зверь. Петельщики чаще всего живут в сёлах недалеко от мест обитания снежного барса. Радует, что таких людей немного, но они по-прежнему есть. Охотничьи петли ставят на тропы, по которым ходят все звери, но в них попадаются и барсы, – комментирует Денис Маликов. – Дважды была попытка продажи снежного барса. Мы сходимся на мысли, что это был не целенаправленный отлов, а «прилов» в петлях, установленных на других животных. Оба нарушителя задержаны, ведётся следствие. Так же нам поступала информация, что самка снежного барса попала в петлю и погибла».
Выживанию снежного барса угрожают не только браконьеры, но и сокращение численности животных, на которых он охотится. Ключевую роль здесь играет популяция сибирского горного козла (алтайского козерога) – основной добычи хищника. Алтайский козерог – это вид, охота на который разрешена, и охотники очень сильно сокращают его численность.
«Мы считаем, что идёт перепромысел козерога, и его осталось немного. В этом году мы начали вести переучёт его численности. Мы хотим получить реальные цифры о его численности, а не те, что пишут в бумагах для получения лицензии на охоту. С реальными цифрами на руках, у нас был бы повод предложить либо ограничить охоту на козерога, либо временно её прекратить», – заключает Денис Маликов.
Помимо непосредственно природоохранной деятельности большая работа в национальных парках ведётся в области экологического просвещения. Воспитание бережного отношения местных жителей и посетителей заповедных территории к дикой природе – это длительный, но очень важный процесс. У большинства заповедников и национальных парков есть сайты и странички в социальных сетях, где регулярно публикуются новости и результаты научных исследований, красивые фотографии и интересные факты. Некоторые сотрудники ведут блоги и делятся с подписчиками фотографиями дикой природы и уникальными снимками редких зверей с фотоловушек. Всё это помогает привлечь больше внимания к проблемам охраны не только барса, но и других редких видов животных.
Иногда неравнодушные граждане по собственной инициативе помогают заповедникам и национальным паркам: «Нам нужно было организовать жильё на заповедной территории, чтобы сотрудники могли работать круглый год. Строительство в скалах невозможно, материалы туда не завести, а для сохранения барса, особенно в зимний период, нужно постоянно находиться в местах его обитания. В итоге проблема была решена с помощью жилых модулей-вагончиков. На вертолётах они были «развезены» по скалам. Это стало возможным благодаря помощи предпринимателя Али Узденова».
Международный день снежного барса, конечно, хороший повод напомнить об этой красивой и редкой кошке и её непростой жизни. Однако важно, чтобы работы по сохранению ирбиса в его естественной среды обитания велись постоянно, тогда получится не потерять те положительные результаты, с большим трудом достигнутые за последние годы. Снежных барсов в России очень мало, и жизнь каждого из них бесценна.
Национальный парк Сайлюгемский.
23 октября 2020