Редкая птица
1 апреля – Международный День птиц. Рассказываем о том, как заповедные территории помогают восстанавливать численность редких пернатых.
Журавлёнок из Окского заповедника. Фото: Татьяна Постельных.
Экологический праздник – Международный день птиц – отмечается 1 апреля уже 130 лет, начиная с 1894 года. Главная цель природоохранной даты заключается в том, чтобы привлечь внимания к актуальным темам, связанным с сохранением видового разнообразия и численности пернатых.
На территории нашей страны обитает более 730 видов птиц. Большая роль в защите и изучении пернатых принадлежит особо охраняемым природным территориям (ООПТ). На базе некоторых из них созданы питомники и специализированные центры, успешно работающие уже не один десяток лет.
Станция реинтродукции редких видов птиц при Хинганском заповеднике (Амурская область) существует с 1988 года. Её основная деятельность направлена на увеличение численности в природе японских и даурских журавлей – видов, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и Красный список международного союза охраны природы. Это один из двух существующих в России питомников, занимающихся реинтродукцией (выпуском в дикую природу) редких видов журавлей.
Регулярные выпуски журавлей в природу начались на станции в 1991 году. За период с 1991 по 2023 гг. выпущено 200 особей журавлей: 73 даурских и 127 японских. Насколько успешна реинтродукция? Один из показателей – это регистрация встреч выпущенных птиц на местах зимовок и гнездования. Из 73 выпущенных даурских журавлей были отмечены 33 особи (46%), а из 127 японских – 26 особей (21%).
«Международный день защиты птиц – в полной мере наш праздник. Нам есть чем гордиться. Во-первых это результаты нашей работы – журавли, которых мы выпускаем в дикую природу, они успешно приживаются, создают пары, приносят потомство. Есть на нашей станции и старожилы, которые давно уже стали символами Хинганского заповедника. К примеру, самому взрослому японскому журавлю станции по кличке Гонгор – 35 лет. Его передали нам для создания родительского поголовья из Московского зоопарка. Пару журавлю мы подобрали, но, к сожалению, самка Архара, попавшая к нам из дикой природы со сломанным крылом, оказалась бесплодной. Мы предлагали Гонгору других «подруг», но он оказался на 100% верен свой избраннице. В итоге эта пара стала прекрасными приёмными родителями. Мы подкладывали им в вольер оплодотворённые яйца, и журавли насиживали их, а затем выводили и воспитывали птенцов. Через несколько лет жизни на станции Архара сломала надклювье. Но несмотря на все невзгоды пара Гонгор и Архара радуют нас и посетителей Станции свой красотой, грацией, верностью друг другу!», – рассказала ведущий зооинженер Хинганского заповедника Надежда Кузнецова.
Журавль Гонгор, Станция Хинганского заповедника. Фото: Надежда Кузнецова.
В Хинганском заповеднике зафиксированы случаи создания пар выпущенных журавлей с дикими сородичами и их успешного размножения. Например, для японского журавля по кличке Бомнак подтверждена успешная миграция с 2019 года на зимовку в Китай и гнездование в паре с диким журавлём на территории Хинганского заповедника. За четыре года эта пара успешно вырастила 7 птенцов.
Станция реинтродукции сотрудничает с различными центрами разведения. В их числе – Окский заповедник, зоопарки Москваы, Ижевска, Липецка и Новосибирска. Эта работа осуществляется в рамках программы ЕАРАЗА «Сохранение журавлей Евразии». Проект включает в себя транспортировку оплодотворённых журавлиных яиц, собранных в различных зоопарках, инкубацию привезённых яиц на Станции, воспитание птенцов в полувольных условиях, выпуск в природу и последующий мониторинг за птицами.
Гонгор и Архара на Станции Хинганского заповедника. Фото: Надежда Кузнецова.
«Сейчас на станции содержится 27 журавлей: 17 японских и 10 даурских. Живут и другие редкие виды птиц: дальневосточный аист, чёрный аист, орлан-белохвост, осоед, мандаринка, гуменники. В основном это травмированные птицы, поступившие к нам для лечения и реабилитации. Весной 2024 года мы планируем выпустить в природу девять японских журавлей и одного даурского», – поделилась дальнейшими планами Надежда Кузнецова.
Сотрудники Хинганского заповедника вносят большой вклад и в сохранение гнездовий редких птиц Дальнего Востока. От травяных пожаров в разной степени страдают все животные, населяющие заповедную территорию, но гибель редких птиц – японских, даурских журавлей и дальневосточных аистов, занесённых в Красную книгу РФ – способна причинить ощутимый вред их группировкам, гнездящимся в России.
Гнезда дальневосточного аиста расположены на вершинах старых, чаще всего сухих деревьев. Гнезда строятся из веток, которые после падения на землю вместе с травой, растущей вокруг гнезда, при пожаре низкой интенсивности могут привести к возгоранию как гнездового дерева, так и самого гнезда.
Гнездо дальневосточного аиста в Хинганском заповеднике после противопожарной обработки.
Помимо стандартного тушения пожаров силами отдела охраны и привлеченными организациями, Хинганским заповедником проводятся работы по профилактической противопожарной обработке гнезд дальневосточного аиста. Она включает в себя удаление старой ветоши и сухой травы вокруг гнезда и создание подобия противопожарного разрыва для того, чтобы кромка пожара не привела к возгоранию гнездового дерева и самого гнезда.
«Журавли устраивают гнезда на земле, чаще всего – в самых обводнённых участках травяных лугов и болот. В отличие от аистов, гнезда которых видны издалека, гнезда журавлей расположены очень скрытно. В настоящее время для их поиска орнитологами заповедника активно используются безпилотники. Усложняет ситуацию ещё и то, что в отличие от гнезд дальневосточного аиста, месторасположение гнезд журавлей меняется из года в год. Можно сказать, что мониторинговые работы по поиску гнезд журавлей представляют собой весьма сложный и трудоёмкий процесс. Однако, в случае возникновения весеннего пожара в местообитаниях журавлей, полученные в результате этих работ данные приобретают ещё большую ценность. Пожарная команда, имея информацию о расположении гнезд журавлей, способна или отсечь огонь от урочищ, в которых находятся гнезда или, используя особенность расположения гнезд, точечно предотвратить возгорание в наиболее опасном для конкретного гнезда месте», – пояснил научный сотрудник Хинганского заповедника Михаил Парилов.
Гнездо даурского журавля, вид с дрона. Фото: Михаил Парилов.
Под руководством кандидата биологических наук, заместителя директора Хинганского заповедника по научной работе Алексея Антонова на ООПТ проводятся работы по изучению вирусных заболеваний пернатых, в том числе птичьего гриппа, а также миграции птиц.
Орнитолог Алексей Антонов изучает крупных гусеобразных в районе Усть-Ленского заповедника.
Питомник редких видов журавлей Окского заповедника в Рязанской области уже почти полвека продолжает работу по содержанию, изучению, разведению журавлей и выпуску их в природу.
В этом году вместе с питомником отмечает свой 45-летний юбилей серый журавль Брыка, названный в честь поселка Брыкин Бор – центральной усадьбы Окского заповедника.
Журавль Брыка с подругой Моной в питомнике Окского заповедника.
«Мы рады, что несмотря на свой почтенный возраст, Брыка активен и радует своим трубным голосом жителей поселка и гостей заповедника. По сути, с его появления на свет и начались работы по созданию нашего питомника. Брыка и его брат Кроша вылупились из яиц, собранных в окрестностях Окского заповедника. Кроша сейчас живёт в Пермском зоопарке, а Брыка создал пару в нашем питомнике – его подругу зовут Мона», – рассказал ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук, заведующий Питомником редких видов журавлей Окского заповедника Кирилл Постельных.
За 45 лет деятельности питомника здесь выращены и выпущены в природу 199 стерхов, а также 8 японских и один даурский журавль.
Насиживание кладки самкой стерха. Фото: пресс-служба Окского заповедника.
Кроме того, в последние годы недалеко от Окского заповедника в природу выпущено 15 молодых птиц серого журавля, помеченных GPS передатчиками, Полученные данные об их поведении и особенностях миграции необходимы учёным в работе по реинтродукции стерха.
Продуктивное сотрудничество связывает питомник Окского заповедника с другими профильными организациями и ООПТ. За годы работы питомника отсюда на станцию реинтродукции редких видов птиц в Хинганский заповедник было отправлено 66 живых яиц японского журавля и 2 яйца даурского журавля, птенцы из которых были выпущены в природу для пополнения популяций этих видов на Дальнем Востоке.
Кирилл Постельных и Татьяна Кожанова держат контейнер с живыми яйцами японского журавля. Фото: Татьяна Кашенцева.
На базе питомника проводятся многолетние исследования по поведению, морфологии, биоакустике и генетике пернатых.
По словам Кирилла Постельных, сейчас в питомнике Окского заповедника ведётся работа по созданию пар из молодых самцов стерха, полученных из якутских яиц, и одиноких самок. Процесс объединения пар – это весьма долгий и ответственный период, когда необходимо пристально следить за поведением будущих партнеров. В 2025 году на Ямале планируется выпуск молодых стерхов, полученных от стабильно размножающихся пар Питомника. Помимо этого, в этом году запланирована отправка живых яиц японского журавля на Дальний Восток.
Птенец серого журавля в питомнике Окского заповедника. Фото: Галина Носаченко.
Реабилитационные вольеры Дагестанского заповедника – это место, где проходят реабилитацию животные, в основном птицы, которых изъяли у местных жителей надзорные органы, либо принесли на ООПТ сердобольные люди, нашедшие их ранеными в природе.
«На базе Дагестанского заповедника прошли реабилитацию и были выпущены в природу соколы, орлы, совы и такие крупные птицы как белоголовые сипы и чёрные грифы. Но есть птицы, которых при всём желании не выпустишь, поскольку их травмы не позволят им полноценно жить в дикой природе, и они остаются с нами на длительный срок, а возможно и на всю оставшуюся жизнь», – прокомментировал орнитолог Дагестанского заповедника Гаджибек Джамирзоев.
Одна из таких птиц – Бородач, живущий в вольере с 2016 года. Несмотря на отсутствие травм, он не сможет выжить в дикой природе, поскольку был лишён родительской «программы» обучения. Правоохранители изъяли молодую птицу у местного жителя. Бородач поселился в одном из вольеров, но даже учитывая небольшие на тот момент размеры птицы, ему было в нём тесновато. Поэтому было принято решение постройки большого, просторного вольера для того, чтобы он мог тренировать навыки полета.
Бородач в вольерном комплексе Дагестанского заповедника, 2022 год.
«Бородач быстро освоился и привык к кормящим его инспекторам. Были среди них и его любимчики, к которым у птицы было особое внимание. При их появлении он мог подойти и даже начать кусаться, тогда как при виде других инспекторов спокойно ждал пока ему положат еду. В 2018 бородач переселился в новый вольер вместе с другими крупными хищными птицами. Поначалу не обходилось без стычек, но вскоре пернатые привыкли друг к другу, определили границы своих территорий и начали дружно сосуществовать. Здесь птица окрепла, и, повзрослев, постепенно сменила свой окрас на тёмный», – поделилась интересными подробностями специалист по экопросвещению Дагестанского заповедника Марьям Магомедова.
Реабилитационные вольеры Дагестанского заповедника. В центре кадра – бородач, сменивший светлый окрас оперения на тёмный.
Сейчас бородач живет своей размеренной жизнью, радуя своей красотой и величием посетителей реабилитационных вольеров Дагестанского заповедника.
1 апреля 2024