Петербург строили крестьяне, а не пленные шведы

Все новости ›

Останки строителей города на Неве, обнаруженные год назад, принадлежат выходцам из европейской России, а также карелам и ижорам.

Строители Петербурга, останки которых обнаружены на Сытнинской улице в феврале 2014 года, не были ни пленными шведами, ни финнами, ни каторжниками, как предполагалось ранее. По мнению археологов, город на Неве строили крестьяне из европейских областей России (Северо-Запада и Поволжья), а также карелы и ижоры. Результаты своих исследований специалисты представили на Учёном совете Института истории материальной культуры РАН (ИИМК).

Остатки обуви из раскопок на Сытнинской улице. Фото: ИИМК РАН.
Коллективное захоронение на Сытнинской улице в Петербурге. Фото: ИИМК РАН.

Коллективное погребение начала XVIII века было найдено на участке, ограниченном Сытнинской улицей, Кронверкской улицей и городской застройкой вдоль Кронверкского проспекта и Сытнинской площади. В захоронении находилось 253 костяка.

В течение полугода с останками работали антропологи, которые провели краниометрические и остеометрические исследования. Специалисты определили телосложение погребённых, их пол и возраст, а также прижизненные травмы, полученные ими. Анализы подтвердили, что люди, погребенные в этом месте, были именно строителями, а не представителями какой-либо другой профессии.

«Антропологические исследования останков подтверждают, что это были строители: у них был особенно развит плечевой пояс - это говорит о том, что они совершали тяжелые рубящие движения, причем они именно работали топором, а не махали оружием. Поскольку Санкт-Петербург изначально застраивался деревянными зданиями, с большой долей уверенности можно сказать, что люди, которые обрабатывали дерево, были именно строителями», - рассказала Наталья Соловьева, заместитель директора ИИМК.

Среди погребённых было много мужчин в возрасте до 20 лет, много мужчин в возрасте старше 40 лет, и почти нет людей трудоспособного возраста от 20 до 40 лет. «Это говорит о том, что крестьяне не были заинтересованы в этих работах и старались уклониться от них, посылая либо совсем молодых, либо уже представителей старшего поколения. Исследование прижизненных травм показало, что эти люди не имели ни повреждений, полученных в бою, ни серьезных заболеваний, которые оставляют следы на костях. Возможно, они умерли от голода, холода или болезней, которые протекают скоро», - сообщил Иван Широбоков, сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН.

Все 253 человека были похоронены одновременно. Возможно, они умерли от эпидемии, несчастного случая, обморожения или по какой-то другой причине.

Среди остатков обуви, найденой в захоронении, есть характерная для хантов. Поэтому не исключено, что среди первых строителей Петербурга были представители этого народа. Однако возможна и другая версия - обувь мог использовать выходец из Сибири, контактировавший с хантами и позднее попавший на строительные работы в столицу.

Кроме захоронения, в районе Сытнинской улицы были обнаружены деревянные постройки и сооружения XVIII-XIX веков, фрагменты булыжного мощения XIX века, водоотводные и инженерные коммуникации XIX-XX веков, а также каменно-кирпичный фундамент здания лютеранской Воскресной школы последней трети XIX века.

В первые десятилетия существования Петербурга район Сытинской улицы был известен как «Козье болото». Так во многих русских городах – в Москве, Киеве, Муроме, Пензе и других - называли окраинные, нежилые районы, связанные с жизнью городских низов, торговлей и казнями.

В начале XVIII века эта часть города называлась также Татарской слободой - по преданию, здесь размещались части иррегулярной конницы, набиравшиеся из татар, калмыков и башкир. Позже здесь стали селиться и торговцы - выходцы из азиатских районов. В слободе возник и «татарский ветошный» или «тряпичный» рынок. В 1710 году на «Козьем болоте» появился Сытный рынок, или «Обжорка» - старейшее из дошедших до наших дней торговых мест Петербурга.

В истории города «Козье болото» получило недобрую славу - здесь в течение 150 лет проводились публичные казни и экзекуции. Вплоть до середины XIX века этот район представлял собой трущобы с деревянной застройкой, соседствовавший с большой рыночной площадью.

В царствование Александра II на месте коллективного погребения начала XVIII был построен лютеранский храм. Никаких наземных знаков, указывающих на захоронение, на момент строительства храма не было.

По материалам пресс-службы ИИМК

21 апреля 2015

Автор: Егор Антонов

Статьи по теме:


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее

Товар добавлен в корзину

Оформить заказ

или продолжить покупки