Сцена Рождества из неолита?
Наскальное изображение возрастом 5 тысяч лет, обнаруженное в Сахаре десять лет назад, якобы напоминает известный христианский сюжет.
Итальянские исследователи обнаружили неизвестный ранее наскальный рисунок в египетской Сахаре, в пещере, находящейся между долиной Нила и плато Гильф-эль-Кебир. Открытие сделали во время экспедиции 2005 года, но о своей находке исследователи сообщили только сейчас.
Рисунки на своде пещеры сделаны красно-коричневой охрой. Неизвестный древний художник изобразил двух взрослых людей, ребёнка (судя по размерам), какой-то кружок, льва и антропоморфное существо. Ребёнок помещён между двумя людьми, он немного возвышается над ними. Фигуры льва, существа и одного из взрослых повреждены.
Руководил экспедицией геолог Марко Морелли, директор Музея планетоведения в Прато (Италия, Тоскана). Он считает, что антропоморфная фигура представляет собой обезьяну, возможно, бабуина. Небольшой круг исследователь рассматривает как изображение звезды на востоке, а сцена с тремя людьми, по его мнению, это рассказ о рождении ребёнка. Мысль о рождении пришла в связи с тем, что меньшая фигура расположена ближе к верхней части. По мнению Морелли, смерть ассоциировалась с Землёй, в таком случае, расположив силуэта маленького человека вверху, художник показывал противоположное – небо и, стало быть, рождение. Присутствие животных и «звезды» позволило Марко Морелли говорит об аналогиях с христианским сюжетом Рождества.
«Открытие […] поднимает новые вопросы об иконографии одного из самых сильных христианских символов», – заявил директор музея. При этом он подчёркивает, что изображение было создано около 5 тысяч лет назад, то есть за 3 тысячелетия до предполагаемого рождения Христа. Впрочем, несмотря на громкие выводы, само место находки исследователи назвали не в пример скромнее – Пещерой родителей.
Сообщение об открытии опубликовано изданием Seeker, базирующимся в Сан-Франциско. Оно входит в группу Discovery Communications, что само по себе придаёт заметке авторитет и вызывает интерес СМИ и общественности. Вместе с тем заявления Марко Морелли вызывают целый ряд вопросов.
Например, непонятно, почему участники экспедиции ничего не рассказывали о находке больше десяти лет. Странным выглядит и то, что новость об открытии опубликована 22 декабря – за три дня до католического Рождества (то есть подозрительно своевременно в контексте SMM). Неясно, какой была цель экспедиции и входили ли в её состав археологи. Как определили возраст рисунка? Почему он до сих пор не опубликован в научном издании? Что думают по этому поводу специалисты?
В целом толкование сцены, состоящей из двух взрослых, ребёнка, двух животных и кружочка, как изображения Рождества, выглядит очень сомнительным. Пока что можно уверенно говорить лишь о том, что удалось найти некий доселе неизвестный наскальный рисунок – и всё. Как-то интерпретировать его можно будет только после того, как будут даны ответы хотя бы на некоторые из вопросов, приведённых выше.
26 декабря 2016
Статьи по теме: