Как Паскаль привёл в Стокгольм
Интервью с победителем форума «Шаг в будущее», участником молодёжного семинара в Стокгольме и студентом МГТУ им. Н. Э. Баумана Степаном Мининым.
Степан Минин – победитель форума «Шаг в будущее», участник программы МГТУ им. Н. Э. Баумана «Кадры будущего», участник Стокгольмского молодёжного семинара, а ныне студент факультета «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н. Э. Баумана. В этом интервью Степан рассказывает о том, почему его увлекло программирование, как удалось поговорить с Андреем Геймом, возможно ли совместить работу, учёбу и хакатоны, а также о закулисье церемонии вручения Нобелевских премий.
Интервью подготовила Анастасия Антропова.
Степан Минин.
Чем ты увлекался до того, как начал заниматься программированием?
Я читал и собирал комиксы, занимался моделированием. В 10-12 лет занимался хип-хопом, потому что на школьных дискотеках не очень хорошо двигался и был скованным, а танцы помогли мне тогда раскрепоститься, стать более открытым и менее стеснительным. С тех пор слушаю рэп и делаю мемы про рэп, связанные с творчеством или фактами из жизни артистов. Занимаюсь на турниках, как это называется по-простому, а по-модному — калистеникой. Вообще, спорт помогает навести порядок в голове. Изначально я начал заниматься, когда посмотрел на свои фотографии и увидел, что у меня тело некрасивое, понял, что хочу изменить свой внешний вид. А если я чего-то действительно хочу, то я просто решаю, настраиваюсь и делаю.
Как «дошёл» до программирования?
Технические предметы мне даются проще. Говорят, конечно, что талантливый человек талантлив во всём, но мне точно нужно было бы прикладывать больше усилий, чтобы развиваться в живописи или, например, в написании рэп-текстов. Так что, можно сказать, я пошел по пути наименьшего сопротивления.
В школе в 9 классе у нас начался Pascal, и мне зашло, и зашло как-то очень сильно. Я был впечатлён, как из воздуха, из ниоткуда, получается что-то полезное. И без этого чего-то, абстрактного и нематериального, люди совершенно не могут. Я пробовал себя в разных сферах программирования, написал даже игру для телефонов Android и выложил её в Google Play, она даже набрала какое-то количество скачиваний. Мне до сих пор пишут иностранные издатели с предложениями о сотрудничестве. И я им отвечаю, уточняю, как они видят наше сотрудничество, но ни одного ответа так и не получил.
Через какое-то время я узнал о машинном обучении и загорелся идеей сделать некое подобие терминатора, который, как минимум, увидев банку из-под газировки,смог бы как-то на неё отреагировать (не убивать людей, конечно). А, когда я узнал, что для исполнения таких программ нужны мощные компьютеры, я задумался о том, как это можно оптимизировать, снизить требования к вычислительным ресурсам. Так у меня и появилась идея проекта на форум «Шаг в будущее».
В программировании, как и с иностранными языками, главное — иметь цель и постоянно практиковаться. Когда я узнал, что Pascal никому не нужен, я изучил C# (мне он визуально больше понравился) и пробовал себя в разных видах разработки. Я написал игру, приложение. А когда познакомился с машинным обучением, то остановился уже на нём.
Машинное обучение – это не программирование, а математика. Суть программы в чём? Построить правильную математическую модель. А дальше эта модель должна сама научиться обучаться, как бы это косноязычно ни звучало, но коротко это именно так и звучит. Например, есть отзывы к фильму, и нужно их по эмоциональному окрасу как-то отобрать. Понятно, что нет классических алгоритмов для решения таких задач, и тут как раз приходит на помощь машинное обучение, которое говорит: «вот у нас есть математические методики, которые извлекают определенные признаки, а на основе этих признаков уже можно что-то сделать». Признаками, допустим, будут какие-то ключевые слова, которые имеют наибольший вклад в эмоциональный окрас отзыва. И это поможет рассортировать отзывы. Я пришёл на кафедру с наработками, мне помогли довести проект до логического завершения и презентабельного вида.
Подскажи, как ты попал в программу МГТУ им. Н. Э. Баумана «Кадры будущего»?
Дело было в 8 классе. Бауманка направляла приглашения по московским школам, которые считались хорошими по рейтингу. А уже на местах, в школах, те, кто занимается организацией учебного процесса, отбирали учеников. Я уже тогда понимал, что я технарь, и знал, что Бауманка – лучший технический вуз России.
На занятиях «Кадры будущего» было много общего со школой: к нам относились ещё как к школьникам, задавали домашку, требовали отчётность, но всё же было различие. Если в школе ты пропустил один урок, учителя уже бьют тревогу, сообщают родителям обо всех твоих грехах. Здесь же вся ответственность за твоё развитие перекладывается на тебя, если тебе как-то нужно взаимодействовать с преподавателем, ты должен это делать по своей инициативе.
И, конечно, была разница между слушателями проекта «Кадры будущего» и моими одноклассниками. В Бауманке ребята уже знали, чего хотят, или, как минимум, были ближе к этому осознанию, в отличие от ребят в школе.
Расскажи, что собой представляет форум «Шаг в будущее» и какая от него польза?
В первую очередь, хорошее выступление на форуме вместе с хорошим написанием олимпиады по физике даёт возможность поступить в Бауманку без вступительных испытаний и ЕГЭ. Форум «Шаг в будущее» – это выставка научных работ школьников со всей России, которая проводится каждые 20-е числа марта в стенах университета. На региональном уровне проходят отборочные этапы, а в итоге школьники выходят на всероссийский уровень. Главный приз в форуме – это участие в Стокгольмском семинаре.
Стокгольмский международный молодёжный семинар – это встреча студентов и молодых учёных, которые проявили себя в своих странах. Семинар проходит в период Нобелевской недели. В течение этого времени ребята друг с другом знакомятся, общаются, участвуют в мероприятиях, связанных с Нобелевской премией, включая приёмы и балы, могут познакомиться и лично пообщаться с лауреатами, с членами Нобелевского комитета, с министрами иностранных дел – с любыми шишками из этой сферы жизни, которых только можно представить. Задача выбрать участника из России лежит как раз на МГТУ, и университет реализует это право через форум.
На форуме в Стокгольме Степан представил свою работу по техникам оптимизации для нейросетей.
А что предшествовало форуму?
Во время занятий в «Кадрах будущего» нам рассказывали университетский математический анализ и физику, а со второго года (10 класса) нас стали распределять по кафедрам, где нам прикрепили тьютеров (наставников), с которыми мы начали вникать в специальность кафедры и делать какой-то проект к «Шагу в будущее». С нами работали преподаватели МГТУ, например, матанализ у нас вёл замечательный дедушка, Чадов Владимир Владимирович, ныне, к сожалению, покойный. Он был очень позитивным, весёлым, знал свое дело, с горящими глазами, рассказывал анекдоты на лекциях. Его любимой фразой, когда он давал какую-то задачку, например, с интегралами, было: «Это для дошкольников».
Когда ты решил участвовать в форуме «Шаг в будущее»?
Когда в 8 классе нас отобрали на проект «Кадры будущего», нас привели на форум посмотреть, что там да как. На форуме были мои ровесники, ребята постарше и помладше. На форуме представляли свои работы, которые претендовали быть инновациями в инженерии и в науке. Я ходил по форуму с широко открытым ртом – вау, я хочу так же! Проекты были абсолютно разные, потому что на форуме было более 10 секций, а каждая секция представляет собой свою ветвь инженерной области: биомедицинские технологии, робототехника, энергомашиностроение и т.д.
Все участники форума были очень целеустремленными, уверенными и уже осознанными, они понимали, чего хотят, что они делают и зачем. И тогда, когда я посмотрел на них, я понял, что хочу так же. Это, наверное, наиболее значимый момент в жизни, который повлиял на моё дальнейшее развитие. Других таких же ярких событий я даже вспомнить не смогу: посещение форума оставило наиболее яркий эмоциональный отпечаток.
Подскажи, ты выиграл именно главный приз в форуме «Шаг в будущее», верно?
На форуме было достаточно много номинаций: от «лучшего доклада на английском языке» до «личная премия от компании "Intel” в денежном размере». Но главный приз – поездка на Стокгольмский семинар – получил я. Однако, всё было не так гладко, как кажется.
Вот настал момент вручения наград. Назвали моё имя. Я, услышав своё имя, жутко обрадовался, побежал на сцену. Мне вручили диплом, большой конверт, надели медальку какую-то, и я пошел обратно. Меня все поздравляют. Я сажусь, открываю конверт, а там написано: «...приблизительная смета расходов участника Стокгольмского семинара...». То есть в итоге мой выигрыш оказался всего лишь допуском к семинару.
В других странах ребят отбирают на Стокгольмский семинар с помощью конкурсов, как «Шаг в будущее». Например, есть выставка «Intel ISEF» – это что-то в духе «Шага в будущее», только масштабнее и проводится в США, в ней принимают участие несколько тысяч участников ежегодно. Победитель получает право участия в этом семинаре, и, что особенно круто, победитель может быть не один. В мой год было 2-3 человека с этого конкурса. Есть соревнования молодых учёных Европейского союза, они поменьше, чем «Intel ISEF». Есть локальные проекты в других странах. Но главное – это то, что я опросил очень многих людей и выяснил, что всем оплачивали поездку.
И факт, что я должен как-то оплатить сам, скажем так, резко меня огорчил. Друзья пытались успокоить, говорили: «Наверное, всё как-то вырулится». Спойлер – как-то вырулилось. Но было потрачено много сил и нервов.
Цирк Стокгольма был открыт в 1892 году. В наши дни в историческом здании преимущественно проводятся концерты, выставки и конференции.
И как оно вырулилось?
Формально организация должна оплачивать присутствие участника на форуме. Самое дорогое – это организационный взнос. Проживание, билеты, питание – это существенно меньше, это уже мелочи. Нормальной практикой считается, когда страна оплачивает участнику не только взнос, но и все прочие траты. Организация, которая у нас отправляет, это структурное подразделение МГТУ, которое больше относится к центру довузовской подготовки – деньги никто на это дело не выделяет, несмотря на то, что эту программу в свое время открывал Медведев.
Форум «Шаг в будущее» был весной, а осенью нас вызвали в офис и сказали, что мы даём им деньги, а они их отправляют, потому что на самом деле они должны оплачивать всё сами, но денег на это нет. Когда я рассказал это ребятам, с которыми потом познакомился в Стокгольме, они сказали: «Чувак, у вас там в России какой-то естественный отбор». В общем, как только появилась эта новость, мы сразу начали думать, что с этим можно сделать, потому что ни мне, ни моей семье такой вариант развития событий не нравился. Обсуждался вариант, что я никуда не поеду, потому что такая финансовая трата не могла не сказаться на состоянии семьи. Поэтому к решению этого вопроса подключился научный руководитель моего проекта на форуме, которому хотелось, чтобы я поехал. Потому что, если я не поехал бы, то я бы подставил и его, и университет и Россию в рамках Стокгольмского семинара. Он написал письмо ректору МГТУ и, когда я уже стал студентом вуза, мне профком выделил материальную помощь в сумме, необходимой для поездки.
Но потом, когда я пришел рассказать новому поколению «шагистов» о своей поездке в Стокгольм, организаторы добавили: «Степан ездил за счёт университета, но это в первый и в последний раз, больше на такое не рассчитывайте».
Что тебя удивило в Стокгольме? Какие ожидания оправдались, какие нет?
Я всегда мечтал увидеть Европу. Это был мой первый выезд за границу. Я впервые делал загранпаспорт, получал визу, не знал, что такое паспортный контроль на въезде в другую страну. В новостях много мифов о том, как там, на Западе, что-то загнивает, что повсюду трансгендеры, люди нетрадиционной ориентации, люди с неадекватными взглядами на происходящее, но, как оказалось, всё не совсем так. По крайней мере, Стокгольм (не знаю, как в других городах) – чистый город, с хорошим общественным транспортом, инфраструктурой, с нормальными людьми. В Стокгольме почти никто не говорит на шведском, все говорят на английском. Это «фишка» Скандинавии – выращивать билингва. Люди с детства учат второй язык почти как родной. Мне один из организаторов семинара рассказывал, что его друг приезжал в Стокгольм поучить шведский, а все разговаривали, к его разочарованию, на английском.
Старый город Стокгольма, иначе называющийся Гамла-Стан, полон узких улиц и переулков.
Не скажу, что по приезде в Швецию у меня произошёл культурный шок. Единственное, к чему было сложно привыкнуть, – к питанию, потому что нас кормили преимущественно холодной едой, но ни у кого не было проблем со здоровьем и пищеварением, просто это было очень непривычно. А ещё в национальной шведской кухне очень много селедки, больше, чем у нас. Это радовало, потому что это что-то знакомое, я знал, что если это съем, то со мной ничего не будет.
С чего начался твой приезд в Стокгольм?
Мы прилетели, нас распределили по апартаментам, где мы жили, мы оставили чемоданы, (номера не были ещё готовы) и нас повезли город смотреть, кто-то начал решать вопрос с костюмом, потому что на церемонии нужно было соответствовать дресскоду, а дресскод там White Tie – самый строгий в мире, который используется на вручении Нобелевской премии и на королевских приёмах. На мероприятиях, связанных с Нобелевской премией, можно было прийти либо во фраке, либо в национальном костюме (корейцы и японцы были как раз в национальных костюмах). Я был во фраке. Откуда он у меня? У моей подруги родители работали в сфере театра и кино, и нашли людей, которые за очень символическую плату позволили взять в аренду очень хороший костюм. И, признаться честно, если сравнивать с другими молодыми людьми во фраках, то мне говорили, что я выгляжу лучше них.
Подскажи, как проходило общение с другими ребятами на семинаре?
Наверное, самое крутое, это то, что… тут собрались люди из разных точек планеты! Они существуют, они ещё и на другом языке разговаривают, и при этом они такие же люди! Я был немножечко впечатлен, что в каких-то моментах мы дышим одним и тем же воздухом, причём там были ребята из Оксфорда, Гарварда, Стэнфорда, и они оказались абсолютно нормальными ребятами, как я или любой мой одногруппник. Они не зазнайки, не «перельманы». Это было неожиданно: я смотрел рейтинги вузов мира, откуда должны были приехать ребята, смотрел, какие в этих университетах известные выпускники и студенты, и понимал, что это за уровень, и ожидал чего-то сверхъестественного. У меня было ощущение, что они начнут кидаться какими-то специфическими терминами, которые никто не знает, а в итоге, первое, что мы обсудили, – это как прошёл полёт и какая у нас любимая серия «South Park» («Южный Парк» – американский сатирический мультсериал – прим.ред.).
Водонапорная башня в парке Скансен на острове Юргорден в Стокгольме.
Расскажи, из чего состояла ваша программа на Стокгольмском семинаре?
Первую половину времени нашего пребывания нас знакомили со Швецией, её культурой, кухней, отвезли в национальный парк Скансен, который очень напоминает чем-то московское Коломенское. Там очень уютно. Вообще, климат и природа очень схожи с российским, поэтому ничто не шокировало. Мы отметили праздник Середины лета в декабре, гуляли по историческому центру города, ходили по музеям, поездили по паре компаний, где нас пытались «захантить» как очень перспективных молодых ребят (но, судя по инстаграмму ребят, никто пока в Стокгольм не переехал и туда работать не устроился). Нам не нанимали экскурсоводов, всё о городе и Швеции нам рассказывали волонтёры, которые были заинтересованы принять участие в таком мероприятии. Они все тоже были студентами. В течение 4 дней нас возили по достопримечательностям Стокгольма. Нам провели огромную экскурсию по крупной компании, которая занимается водоочистными сооружениями, а потом они прямо заявили: «мы вас ждём, присылайте резюме, всё оформим». Ну, мы все посмеялись и ушли. Выглядело это предложение средне, никто не влюбился в эту работу.
Вперемешку со всем этим у нас были подготовки к докладу, потому что в середине недели, которую мы провели в Стокгольме, была выставка, где мы читали свои доклады с целью просвещения стокгольмской молодёжи. Во время подготовки нас разбивали на группы, в группах мы рассказывали свои проекты, указывали на недочеты, корректировали выступление. Было очень много работ по медицине, экологии, химии, математике, физике. 3 работы были связанны с IT. Но у меня вся работа по IT, а две другие были с использованием IT-технологии как инструмента для достижения необходимого результата, то есть, смежные области. Был ещё семинар по этике, где нам вкидывали какую-то научно-фантастическую тему, например, клонирование, бессмертие, генная инженерия. Что если бы... это стало реальностью? И мы обсуждали этическую сторону этих вопросов. Например, мы обсуждали генную инженерию для продуктов не как сейчас, а в более совершенном варианте.
Донна Стрикленд (в центре) вместе с Жераром Муру и Артуром Ашкиным удостоилась Нобелевской премии по физике в 2018 году за изобретения в области лазерной физики.
Потом у нас начались Нобелевские «тусовочки», на которые мы были допущены. Сначала был приём, где мы пили шампанское Taittinger Brut, ели намазки из лосося, в общем, наслаждались. Там же мы могли познакомиться с лауреатами этого года и прошлых лет, с представителями разных стран (например, там был министр иностранных дел Японии со своей семьей), с членами Нобелевского комитета. Мы просто знакомились, общались, обрастали связями.
Мы были на вручении Нобелевской премии и на банкете после вручения, но там не подавали знаменитого мороженого. Все, кто знал, что собой представляет вручение Нобелевской премии, говорили о необыкновенном мороженом, которое никто не знает, как приготовить, кроме поваров, работающих на этом мероприятии.
Сталкивался ли ты с какими-то проблемами во время Стокгольмского семинара?
На самом деле, иногда бывали проблемы со сном: расписание крайне строгое, и времени на сон остаётся немного, поэтому во время перемещения в метрополитене мы зачастую были вынуждены будить друг друга, чтобы не проехать нужную станцию.
О, ещё со мной приключилась одна забавная история! Её никак не назовешь проблемой, но всё же… Когда я ехал в Стокгольм, я хотел сходить на концерт «Lil Pump» (американский рэп исполнитель, - прим. ред.), потому что билеты там были дешевле, чем на его концерты в Москве. Но, как это часто бывает с иностранными артистами, его задержали в Дании, и его выступление в Стокгольме сорвалось.
Встретил ли ты кого-то из России на семинаре?
Нет, из России я был один, но я встретил парня из Америки, у которого родители из Азербайджана. Они жили ещё в СССР, но их сын уже вырос в Америке, однако, все равно знал множество русских вещей в духе гречки и бабушкиных пирожков.
Как ты знакомился с нобелевскими лауреатами?
Как начинал разговор? Да просто: «Здрасьте, разрешите представиться», – все дела. Это что-то в духе светской беседы. Если вдруг что-то интересное проскакивает в диалоге, то светская беседа может затянуться и перерасти в нормальный разговор.
К слову о знакомствах и общении на мероприятиях. Со мной был такой весёлый случай. Я шёл за бокалом шампанского (очередным), а меня окликнул лауреат: «Эй, это ты из России? Подойди сюда! Я обязан тебя познакомить со своим коллегой, он тоже русский, переехал в США какое-то время назад, и мы столько-то работали с ним вместе». Мы познакомились с этим русским коллегой, обменялись контактами, может, потом что-то из этого выйдет. Он занимается, если не ошибаюсь, клеточной биологией.
Ну, и, конечно, незабываема встреча с Андреем Геймом. Когда я его впервые увидел, я сначала даже не понял, кто он такой. Я знал, что есть человек, который открыл графен и получил за это открытие Нобелевскую премию, но, как его зовут и как он выглядит, я узнал лишь в тот вечер, когда ребята указали мне на него, мол, смотри, какой-то учёный из России что-то вещает, ты должен подойти поговорить. Я к нему подошёл, а он стоит с бокалом шампанского и произносит: «It's really hard to maintain the discussion after six glasses of champagne» («Трудно поддерживать беседу после шести бокалов шампанского» - прим.ред.), – именно так и с акцентом. Он был немного выпивший, и вышло всё весело. Он рассказывал про то, как уехал из России, про свою жизнь, про учёбу в МФТИ... Про дочку свою рассказывал, даже привёл её познакомиться.
Фото с Андреем Геймом за день до вручения Нобелевских премий.
Как проходило всё на банкете после вручения Нобелевской премии?
Был один большой зал, в котором сидят лауреаты, члены королевской семьи, где происходит основное торжество, но туда с нашего семинара могли попасть только 2 человека, их определили в первый же день методом жеребьевки, а остальные должны были быть, скажем, в «предбаннике» к основному залу. Но, на самом деле, нам даже повезло, потому что требования к тем, кто был в основном зале, были намного жёстче: нужно было двигаться по книжке этикета, в туалет было нельзя выходить (нужно было сидеть от начала до конца, не вставая). Таковы правила! К тому же всё это дело транслируется по телевидению.
А мы в нашем предбаннике были немного сами по себе, но при этом у нас были те же блюда, то же обслуживание, тот же сервис. Как все проходило? Мы пришли, были накрыты столы с приборами, посудой и буклетами со строгим расписанием, когда-что подаётся-наливается. Потом согласно этому расписанию всё уносили и убирали. По телевидению в момент выноса блюда делали вставку о том, как это повар готовил, что он придумал нового в этом году, как это делалось и т.д.
Как относятся шведы к вручению Нобелевской премии?
Так же, как у нас относятся к Новому году. Дороги перекрыты, все мероприятия транслируют по центральному национальному телевидению, и все за этим внимательно и вовлеченно следят.
В Стокгольме ты говорил на английском. Как удалось довести язык до свободного уровня?
У меня крёстная переехала в Англию, там завела семью, на каникулы она приезжала к нам со своими детьми, которые совсем не говорили по-русски. Я начал с ними говорить на совсем примитивном английском. Я общался с ними месяц или полтора, и это дало большой прогресс в английском. Чтобы выучить язык или хотя бы понять, как строить предложения, обязательно нужно разговаривать. К тому же в профессии айтишников абсолютно необходимо знание английского: много информации в открытом доступе на английском, документация на английском. В 8 классе у меня был репетитор, который дал хорошую базу, потом я стал заниматься сам, разбирать тексты песен, смотреть фильмы с субтитрами, а потом уже и без субтитров.
Стокгольмский концертный зал, где ежегодно вручают Нобелевские премии.
А теперь вернёмся в Москву. Из чего состоят твои будни?
Пары, работа (20-30 часов в неделю), хакатон иногда, встречи с друзьями.
Расскажи про свой опыт работы в программировании
Я пытался устроиться на работу ещё в школе, но меня не брали, потому что мне не было 18, а трудовое законодательство РФ не предусматривает лёгкой жизни для компаний, которые берут работать несовершеннолетних. Поэтому официально трудоустроиться я смог только после совершеннолетия. Но лет в 17 я начал помогать знакомым с сайтами, с телеграмм-ботами, а потом всё выросло в то, во что выросло.
Сейчас я работаю в «Кроке». «Крок» – это крупнейшая IT компания по работе с бизнесом. Изначально я туда шёл за опытом и практикой, а в итоге получил работу. Я туда попал через кейс лабораторию, которую они впервые запустили год назад. В кейс лаборатории начальство определенной компании выставляет определенные задачи, которые программисты, объединившись в группы, решают. И после завершения нашего проекта, решение нашей команды настолько понравилось руководству, что нам предложили работу. Кто пошел разрабатывать для Аndroid, кто вообще перешёл в проджект-менеджмент, а я, как и хотел, пошёл в C# разработку. Я могу посмотреть, как устроен этот большой бизнес изнутри и много полезного для себя узнать. И ещё у каждого из нашей команды есть характеристика заместителя директора «Крока», где говорится, какие мы молодцы.
Ты упомянул, что участвуешь в хакатонах. Расскажи в двух словах, что это такое, что это даёт, и чего ты в этом уже добился?
Я уже трижды участвовал в хакатонах. Хакатон – это соревнования для программистов, в которых они объединяются в группы и решают одну из поставленных задач. Хакатон – это всегда спонтанно. Обычно он длится часов 50 – не более 3 дней. В конце все презентуют свои проекты. И это не какое-то ежегодное мероприятие, как ЕГЭ. Хакатоны на каждом углу, только разной масштабности, разного масштаба призов, отраслевой направленности. На первом хакатоне был сервис по подбору команд. В моей команде и профессионалы хорошие, с которыми приятно работать, и как люди хорошие. При этом мы все максимально разношёрстные как по возрасту, так и по профессиям. Я самый молодой в команде, самому старшему 33. По профессиям разброс такой: креативный продюсер (ему как раз 33), дизайнер (25 лет), контент-разработчик (28 лет). На последнем хакатоне «Urban Tech Moscow» мы выиграли главный приз, сейчас ждём выплаты премии и обсуждения дальнейшего сотрудничества с Департаментом предпринимательства и инновационного развития Москвы.
Ты работаешь, участвуешь в хакатонах... Остаётся ли время на учёбу?
Первый курс я закончил с отличием и то только за тем, чтобы перевестись на направление, на которое изначально хотел поступать. К сожалению, у меня не получилось поступить без экзаменов, только лишь благодаря победе на форуме «Шаг в будущее». Для этого нужно было ещё сдать и олимпиаду по физике, к которой я был не готов. А при поступлении смотрят на суммарный балл за проект на форуме, который у меня максимальный, и за олимпиаду по физике, который у меня был не лучшим. Суммарный балл вышел средним.
А ЕГЭ я сдал средненько, поэтому поступил на ближайшее ко мне направление, закончил первый курс на отлично и потом перевёлся. При переводе очень внимательно смотрят на успеваемость, потому что это гарантия того, что ты надежный студент и тебе можно доверить бюджетное место.
Изначально я хотел поступать на специальность «прикладная математика и информатика». Это углублённое изучение математики и программирования, но эти две области не пересекаются. Здесь пишут программы не для решения уравнений, а компьютерные задачи и математические решаются отдельно. Я же поступил изначально на «систему автоматизированного проектирования» – это применение информационных технологий для автоматизации производства, моделирования каких-то механических процессов, внедрения информационных технологий в классическую инженерию.
Поэтому обучение предусматривает инженерную подготовку: изучение физики, механики, сопротивления материалов и много других страшных дисциплин, которые мне не очень интересны. Но мне повезло, что всё это начинается со второго курса, а на первом упор делается на IT. В общем, всё сложилось так, как должно было сложиться.
Единственное, что немного расстраивает в связи с этим, это что из-за перевода я в отпуск не поехал. Мы с друзьями уже зашли в турагентство покупать путёвки, ставить подписи, а мне звонят из приёмной комиссии и сообщают, что заседание комиссии переносится на день моего вылета. Поэтому мне пришлось попрощаться с друзьями, проводить их в тёплые края и почти весь отпуск заниматься бумажками и другой бюрократией, связанной с переводом.
И всё же, что помогает всё это успевать?
Понятное дело, что я хожу не на все пары. Те, кто ходит на все пары, мне скидывают пропущенные лекции, я им в свою очередь с чем-то помогаю. Всё основывается на общении и хороших отношениях. К тому же очень важно вести ежедневник, заниматься тайм-менеджментом. В 11 классе нужно было готовиться к выступлению на форуме, а кроме этого, у меня еще и ЕГЭ, фриланс, а я школьник... И я к этому совсем не был готов. Нужно обязательно ещё и спать – это фундамент здорового самочувствия. Тогда-то я и начал вести ежедневник. Если у человека действительно есть дела, то все они в голове просто не поместятся, поэтому нужно их фиксировать, чтобы список был перед глазами, чтобы всегда ты был уведомлен, в какую минуту суток, что у тебя происходит. Или, например, если есть дела, которыми ты занимаешься, но толку в них ноль, а это делается на постоянной основе, то это нужно выкинуть из своей жизни.
За постройкой пряничных домиков в апартаментах, где жили участники Стокгольмского семинара.
Наверное, очень многие встречали видео в сети, где в классе учитель берет банку и рассказывает о том, из чего состоит жизнь. Сначала он туда кладет ключи, потом камешки какие-то, потом песок (неважные дела) и моё самое любимое, что самое главное, чтобы было время на кружку пива с друзьями, и наливает в банку немного пива. Суть в том, что в банке нашлось место для всего. То же самое и с жизнью. Если правильно всё разместить, то всё в жизни может уместиться.
Ещё мне помогает закон «80/20»: 80% результата получается при затрате 20% затраченного времени на всю работу, а на 20% работы приходится 80% затраченного времени.
В какую магистратуру ты думаешь поступать?
Я хочу поступить в MIT (Массачусетский технологический институт, - прим.ред.). Но я прочитал, что магистра по инженерии могут получить только те, кто отучился на бакалавра в самом MIT, а магистра науки они дают, только если ты подался на PhD (кандидатскую), но степень магистра без научной степени получить не получится. Поэтому я не знаю, что делать. Углубляться в науку не хочу, я практик, но закончить магистратуру за границей – это один из отличных способов закрепиться там. К тому же я уже начал обрастать некоторыми знакомствами после Стокгольмского семинара.
Чем ты занимаешься в свободное время?
Я тусуюсь, хожу на концерты, делаю мемы и учу английский, чтобы, когда я поеду в Австралию к знакомой со Стокгольмского семинара, нормально говорить с людьми. Может, поеду уже летом 20-го, если всё хорошо срастётся. Но, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай.
Бывало ли желание всё бросить?
Конечно, это у всех случается! В это время я продолжал делать дальше. Помогла не сдаться поддержка родителей.
В какой момент опустились руки? Из-за чего?
Вот учишься ты, работаешь, пытаешься запустить какие-то проекты в IT. Понятно, что знать и уметь надо много, конкуренция большая. А тут бац – появляется такой персонаж, как «Инстасамка» (псевдоним популярной блогерши – прим.ред.). Человеку повезло хайпануть и обрести некое влияние над умами молодёжи, которой она будет говорить, какие все тупые и какая она умная, когда сама отчислилась из ПТУ и творила и говорила много другой ерунды. Но хайп – штука временная, а успех в деле, в котором ты лучший, фундаментален.
Чтобы ты пожелал тем, кто дошёл до последних строчек этого интервью?
Чтобы они нашли тот вид деятельности, от которого получают удовольствие, и чтобы им никто не мешал в этом развиваться. Понятное дело, что у них будут какие-то неудачи, падения, но нельзя никогда опускать руки. И очень важно, чтобы рядом были те, кто всегда поддержит. Но, даже если этих людей нет, что-то идёт не так, пожалуйста, всё равно не сдавайтесь.
1 февраля 2020
Статьи по теме: