Что можно увидеть на небе в октябре 2023

Все новости ›

Середина осени нечасто балует нас хорошей погодой. Но если выдастся удачный момент советуем обратить внимание на незаметное зодиакальное созвездие Рыбы.

Созвездие Рыбы (на латыни Pisces, сокращение Psc) – одно из самых крупных на небе и занимает по площади 14-е место среди 88 современных созвездий. По числу звёзд, видимых невооружённым глазом (75 звёзд ярче 6m) оно находится на 27 месте. Несмотря на это Рыбы – одно из самых тусклых созвездий на небе, в котором лишь три звезды ярче 4-й звездной величины: Альфарг (η Psc, 3,6m), γ Psc (3,7m) и Альриша (α Psc, 3,8m). Из зодиакальных созвездий тусклее него лишь Рак, главная звезда которого, впрочем, чуть ярче (α Cnc, 3,5m). Из-за этого созвездие Рыб практически не видно невооружённым глазом в крупном городе или вблизи него из-за светового загрязнения. Наилучшие условия для его наблюдений на территории России наступают в сентябре–октябре.

Московское небо южная сторона 15 октября, полночь. Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium.
Московское небо северная сторона 15 октября, полночь.
Созвездие Рыбы. Показаны звёзды с видимой величиной до 6,5 и галактики до12. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 5,5.
Изображение спиральной галактики NGC 488, полученное обсерваторией Маунт-Леммон (Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona).
Изображение линзовидной галактики NGC 524, полученное космическим телескопом «Хаббл» (HST, Judy Schmidt)
Изображение столкновения двух дисковых галактик NGC 520, полученное космическим телескопом «Хаббл». На нём видны странный хвост звёзд и пылевая полоса, закрывающая галактику. (NASA, ESA, STScI/AURA, Hubble Collaboration, and B. Whitmore)

В созвездии выделяют астеризмы Северная Рыба, включающий звезды — υ (4,45m), τ (4,5m) и φ (4,67m), расположенные около Андромеды, и Южная Рыба, содержащий звёзды — γ (3,7m), ι (4,13m), θ (4,27m), λ (4,5m) и κ (4,95m), лежащие между Пегасом и Водолеем. Поскольку в настоящее время Южной рыбой называют также другое созвездие, для этого астеризма иногда используют название Диадема (Венец, Кольцо Рыб) и даже Западная Рыба. При этом в астеризм могут включаться также звёзды 19 Psc и b Psc. Остальные яркие звёзды Рыб образуют длинную цепочку, распадающуюся на две части (соответственно Северный и Южный Шнуры), соединённые звездой Альриша (α Рыб).

Самая яркая звезда созвездия Рыб Альфарг (η Psc, 3,6m) — двойная звезда, расположенная примерно в 350 световых годах от Солнца в тонком диске Млечного Пути. Главный компонент системы (А), представляет собой гигант G-типа (G7, 3,83m, 3,78 M, 26.48 R, 457 L, 4937 K). Компаньон B, значительно тусклее и представляет собой звезду с величиной 7,51. Он имеет орбитальный период примерно 850 лет и большую полуось 1,2″. Альфарг – переменная типа гаммы Кассиопеи. Изменчивость подобных звёзд связана с появлением и исчезновением декреционного диска из материала самой звезды.

Следующая по яркости звезда Рыб – гигант γ Psc (G8, 138 св. лет, 3,7m, 1,1 M, 11,3 R, 62,7 L, 4833 K). Она интересна тем, что движется по небу со скоростью три четверти угловой секунды в год, что на расстоянии 138 световых лет соответствует 153 километрам в секунду. Это свидетельствует о том, что γ Psc – гостья из другой части Млечного Пути, и по астрономическим меркам она быстро покинет окрестности Солнца. Данный вывод подтверждает и тот факт, что металличность этой звезды составляет лишь четверть солнечной, а посетители из-за пределов тонкого диска Млечного Пути обычно как раз и бедны металлами.

В западной части созвездия находится одна из ярчайших углеродных звёзд TX Psc (19 Psc), имеющая красный цвет, хорошо различимый уже в бинокль. Её спектральный класс C7,2. Это одна из самых красных звёзд, видимых невооружённым глазом. TX Psc – медленная нерегулярная переменная, видимая величина которой колеблется от 4,79 до 5,20. Расстояние до неё точно не определено и по разным измерениям варьируется от 800 до 1000 св. лет, что приводит и к неопределённости и многих физических свойств звезды. Считается, что температура TX Psc колеблется от 3080 К при минимальной яркости до 3170 К при максимальной. Соответственно светимость варьируется от 7019 L до 7876 L. Некоторые наблюдения свидетельствуют, что и её угловой диаметр изменяется синхронно с яркостью. Разные оценки дают массу звезды 1–3 M. Её радиус составляет 295 R (1,37 а.е.), таким образом, помещённая в Солнечную систему звезда будет простираться почти до орбиты Марса.

В созвездии Рыб находится ближайший к Солнечной системе одиночный белый карлик – Звезда Ван Маанена (DZ8, 14 св. лет, 12,3m, 0,67 M, 0,011 R, 0,00016 L, 6130 K). Он расположен примерно в 2° к югу от звезды δ Рыб (4,4m)

Поскольку созвездие находится далеко от полосы Млечного Пути, в нём можно увидеть множество далёких тусклых галактик, но по этой же причине там отсутствуют звёздные скопления и туманности.

Из интересных астроному-любителю объектов в созвездии Рыб можно отметить спиральную галактику М 74, известную также как галактика Фантом, крупнейшую из наблюдаемых «плашмя» (расстояние 30 млн св. лет, 9,4m, видимый угловой размер 10,5′ × 9,5′). Галактика содержит два четко выраженных спиральных рукава и потому используется как архетипический пример «спиральной галактики великого дизайна», то есть галактики с правильными чётко выраженными спиральными рукавами, отличающихся от многорукавных и хлопьевидных спиралей. Таких правильных спиральных галактик во Вселенной около 10%. Относительно большой угловой размер и удобная ориентация галактики делают её идеальным объектом для астрономов, изучающих структуру спиральных рукавов и волны спиральной плотности. По оценкам, в M 74 находится около 100 миллиардов звезд. Она входит в состав группы галактик M 74, куда также входят ещё 18 галактик.

NGC 488 — ещё одна спиральная галактика, обращенная к нам «лицом». Она находится на расстоянии около 90 миллионов св. лет от Земли. Её диаметр оценивается в 171 000 св. лет. NGC 488 имеет большую центральную выпуклость и считается прототипом галактики с множеством спиральных рукавов.

NGC 524 — линзовидная галактика, расположенная на расстоянии около 90 миллионов св. лет от Земли. Это самая большая галактика в небольшой группе галактик NGC 524 , которая связана с NGC 488 и ее группой.

NGC 520 — результат столкновения двух дисковых галактик, которое началось 300 миллионов лет назад. Сейчас идёт средняя стадия процесса: диски родительских галактик уже слились вместе, но ядра еще не слились. Это – одна из самых ярких (12,2m) пар галактик на небе. Её можно наблюдать в небольшой телескоп, где она выглядит как комета. NGC 520 находится на расстоянии около 100 миллионов св. лет от нас и имеет диаметр около 100 000 св. лет (4,5′).

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на октябрьском небе.

Середину осени Меркурий встретит в созвездии Девы, откуда 27 октября перейдёт в Весы. 23 сентября Меркурий достиг максимальной западной элонгации (18º) и самой большой высоты над горизонтом. Период его наилучшей утренней видимости продлится до 05 октября. В остальное время разглядеть Меркурий затруднительно, поскольку 20 октября у него соединение с Солнцем. 29 октября он вплотную подойдёт к Марсу.

Венера проведёт октябрь в созвездии Льва. Середина осени – благоприятное время для наблюдения Утренней звезды. Она имеет большую яркость, угловой размер и будет подниматься достаточно высоко над горизонтом.

Марс, как и Меркурий, первую половину месяца проведёт в созвездии Девы, а в конце, 24 октября, перейдёт в Весы. Близость к Солнцу, низкая высота над горизонтом, минимальный блеск и угловой размер делают условия наблюдения Красной планеты крайне неблагоприятными.

А вот для планет-гигантов октябрь – хорошее время для наблюдений, поскольку все они будут вблизи своих точек противостояния, которое наступит для Юпитера – 3 ноября, Урана – 13 ноября, а для Сатурна и Нептуна уже наступило соответственно 27 августа и 19 сентября, Юпитер и Уран можно наблюдать практически всю ночь в созвездии Овна, а Сатурн в Водолее и Нептун в Рыбах будут видны в вечернее время.

Карликовая планета Церера (8,8m), перемещается по созвездию Весов, правда увидеть её будет мешать Солнце.

Яркие астероиды

Название     Величина          Созвездия
 4 Веста      8,2–7,7    Орион, Близнецы
 18 Мельпомена       8,5–8,0        Кит, Эридан
 29 Амфитрита      8,8–9,6              Рыбы
 2 Паллада      9,0–9,3              Дева
 8 Флора       9,3–9,9           Водолей
 9 Метида     10,3–9,8          Близнецы
 21 Лютеция     10,7–10               Овен
 3 Юнона            10,1   Лев, Гидра, Секстант

У (29) Амфитриты будет так называемое «великое противостояние», когда расстояние до неё будет самым малым по сравнению с другими противостояниями. Хотя для астероидов это не так значимо, как для Марса, не упустите возможность получше её рассмотреть.

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                       15 октября

Новолуние            14
 Первая четверть            22
 Полнолуние            28
 Последняя четверть              6
 Апогей       10 (405426 км)
 Перигей        26 (364873 км)

14 октября произойдет кольцеобразное солнечное затмение с максимальной фазой 0,95 (17:59 UT1). Его можно будет наблюдать в Северной и Южной Америке и в прилегающих акваториях Тихого и Атлантического океанов. На территории России оно видно не будет.

28 октября, произойдёт частное лунное затмение, которое начнётся в 19:34 UT1 и продлится 1час 18 минут. Момент наибольшего затмения (с фазой 0,12) наступит в 20:14 UT1. Затмение будет видно на всей территории России за исключением самых восточных областей (Чукотка, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Магаданская область). Однако надо учитывать, что эффект полутеневого затмения слабый, и его довольно трудно увидеть.

В октябре сильных метеорных потоков не ожидается. Со 26 сентября по 2 ноября будут активны Ориониды. Ожидается ZHR = 20+, но иногда этот поток достигает высокой активности до 50-75 в час. Родительский объект – комета Галлея. Пик Орионид будет в ночь с 20 на 21 октября, когда фаза Луны будет 37%.

Яркие кометы.

Буквами обозначено время наблюдения: В – вечер, Н – ночь, У – утро. П – прохождение перигелия, r – расстояние до Солнца, d – до Земли в а.е.

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 103P/Hartley
11m, В, Н, У; Б. Медведица, Гончие Псы
 C/2017 K2 (PANSTARRS) 12m, Н, У; Единорог
 62P/Tsuchinshan     12m, Н, У; Близнецы
 12P/Pons- Brooks 13m, В, Н; Геркулес

Самой яркой кометой осени может стать 321P/SOHO по некоторым прогнозам её блеск достигнет 4-6m. Однако продержится он всего несколько дней в районе 26 октября, когда она пройдёт перигелий (r=0,05; d=0,97) в созвездии Девы и сблизится с Землёй. Затем блеск очень быстро уменьшится. Также быстро уменьшается блеск кометы C/2023 P1 (Nishimura). На 1 октября он составил 6,6, но к концу месяца ожидается лишь около 12. Однако наблюдать эти две кометы, как и комету Энке, будет крайне сложно из-за близости к Солнцу. Астрономы используют для этого специальные телескопы – коронографы, один из которых установлен на космической обсерватории SOHO.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

1 октября 2023