Что можно увидеть на небе в декабре 2023

Все новости ›

Хотите увидеть Золотые врата эклиптики? Добро пожаловать в созвездие Тельца, которое лучше всего наблюдать именно в декабре. Лишь бы погода не подвела. А благодаря зимнему солнцестоянию, которое наступит 22 декабря, в распоряжении любителей астрономии будут самые длинные ночи в году.

Телец (на латыни Taurus, сокращение: Tau) – крупное зодиакальное созвездие по площади занимающее 17-е место из 88 современных созвездий. По числу же звёзд, видимых невооружённым глазом (125 звёзд ярче 6m), оно делит 6–7 место с Большой Медведицей. Телец – осенне-зимнее созвездие, поскольку достигает оппозиции в конце ноября – начале декабря. На средних широтах осенью и зимой оно полностью видно на всей территории России. Для его поиска можно воспользоваться более заметным созвездием Ориона. Линия, проведённая через три звезды Пояса Ориона в направлении, противоположном Сириусу, укажет на Альдебаран. Полоса Млечного Пути пересекает северо-восточный угол созвездия.

Московское небо южная сторона 15 декабря, полночь. Карты неба здесь и далее созданы с помощью программы Stellarium.
Московское небо северная сторона 15 декабря, полночь.
Созвездие Тельца. Показаны звёзды с видимой величиной до 6,5 и галактики до 13. Имена указаны для звёзд с величиной выше 5,5. Коричневой линией показана эклиптика.й
Рассеянное скопление Плеяды (en.wikipedia.org, Astro davido)
Малоизвестная туманность IRAS 05437+2502 среди окружающих ее ярких звезд и темных пылевых облаков. Этот объект детально не изучен, и его точная природа неясна. (ESA/Hubble and NASA)

Телец – одно из самых древних и часто упоминаемых созвездий в различных культурах. Причём не только потому, что входит в пятёрку богатейших зодиакальных созвездий, а внимание наблюдателя привлекают сверкающий красноватый Альдебаран и два ярких рассеянных звёздных скопления – Гиады, окружающие Альдебаран, и расположенные неподалёку Плеяды. Главную известность созвездию Тельца принесло то, что в период с 4000 по 1500 годы до нашей эры в его пределах находилась точка весеннего равноденствия. Кроме того, путь Солнца по небу – эклиптика – пролегает как раз между Гиадами и Плеядами, которые образуют столбы так называемых Золотых врат эклиптики. Поскольку планеты и Луна движутся близко к эклиптике, все они тоже регулярно проходят через эти врата. Этот факт был известен с древности. Подробнее о достопримечательностях созвездия и его древних изображениях, которым более 4000 лет, можно прочитать в статье А. Понятова «Время Тельца. Зимнее небо» («Наука и жизнь», 2023, № 12).

Самая яркая звезда созвездия и 14-я на земном небе – красный гигант Альдебаран (α Tau). Это нерегулярная переменная звезда с небольшим изменением блеска (0,75m–0,95m). Рядом с Альдебараном на небе имеются пять тусклых звёзд (самая яркая имеет величину 11,3). Но до сих пор не было однозначно доказано, что они физически связаны с Альдебараном.

Эль-Нат (1,65m) – во времена Птолемея принадлежала созвездию Возничего, а Иоганн Байер в своём звёздном атласе «Уранометрия» (1603) присвоил ей обозначение в обоих созвездиях: γ Aur и β Tau. Но в 1930 году, когда были определены современные границы созвездий, Эль-Нат окончательно попала в Телец.

Альциона ( η Tau, 2,87m) – самая яркая звезда в Плеядах и третья в Тельце. Недавнее интерферометрическое исследование 2021 года пришло к выводу, что по крайней мере 7 известных компаньонов Альциона представляет собой единую звёздную систему.

Телец содержит довольно много переменных звёзд – около полутора тысяч; видимо сказывается близость диска Млечного пути. К переменным относится и четвёртая по яркости звезда Тельца Тяньгуань (ζ Tau) с блеском в интервале 2,88m – 3,17m.

Шестая звезда созвездия λ Tau (1,65m) – тройная звёздная система Внутренняя пара AB, обращается вокруг друг друга с периодом 3,95 дня и представляет собой затменную переменную типа Алголя.

Созвездие Тельца содержит два настолько близких к нам рассеянных звёздных скопления – Плеяды и Гиады, – что мы способны видеть их отдельные звёзды невооружённым глазом. Именно самые яркие звёзды более близких Гиад, расположенные на среднем расстоянии 153 св. года, образуют хорошо узнаваемую V-образную фигуру созвездия. Ярчайшие звезды Гиад: Чамукуй (θ2Tau, 3,4m) и Аин (εTau, 3,5m) – пятая и седьмая по яркости звёзды всего созвездия. Затесавшийся среди них Альдебаран не имеет отношения к Гиадам, поскольку расположен гораздо ближе к Земле и просто лежит на одном луче зрения.

Другие заметные рассеянные звёздные скопления расположены значительно дальше и имеют уже «обычный» компактный вид. Недалеко от Альдебарана находятся NGC 1647 (1800 св. лет, 6,4m, 45′) и NGC 1817 (6430 св. лет, 7,7m, 9,3′).

Созвездие Тельца содержит несколько примечательных туманностей, самая известная из которых – Крабовидная туманность (M 1), представляющая собой остаток взрыва сверхновой звезды 1054 года, в центре которого находится пульсар. Расположена M 1 (6500 св. лет, 8,4m, 7′ х 4,8′, диаметр около 6 св. лет) в 1,15° к северо-западу от звезды Тяньгуань (ζ Tau). Подробно о ней можно прочитать в статье А. Понятова «Загадочная» («Наука и жизнь», 2019, № 4, с. 26).

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на декабрьском небе.

Меркурий встретит первый месяц зимы в созвездии Стрельца, где у него стояние 13 декабря и переход на попятное движение, 25 декабря он вернётся в Змееносец. 4 декабря первая планета окажется в максимальной восточной элонгации (21°), а 12 декабря она достигнет наибольшей высоты над горизонтом в вечернем небе. Тогда Меркурий будет виден на юго-западе более получаса на фоне вечерней зари, правда низко над горизонтом. 22 декабря у него соединение. 28 декабря Меркурий повстречается с Марсом, пройдя в 3,5° севернее от него.

Венера 11 декабря переместится из созвездия Девы в Весы, а 31 декабря окажется в Скорпионе. Для Венеры зима – благоприятное время для наблюдений, поскольку её блеск близок к максимальному.

Поскольку Марс в ноябре прошёл соединение с Солнцем, в первую половину декабря он практически не виден. Но со второй половины месяца красную планету можно попытаться найти на фоне утренней зари, хотя сделать это будет сложно. 4 декабря она перейдёт из Скорпиона в Змееносец, откуда 31 декабря – в Стрелец.

Юпитер и Уран проведут декабрь в созвездии Овна. У них будет прекрасная видимость практически всё тёмное время суток. У самой большой планеты 31 декабря будет стояние и переход от попятного к прямому движению. Сатурн в декабре останется в Водолее. Наблюдать его можно по вечерам.

После стояния 6 декабря на прямое движение вернётся Нептун, который 11 декабря перейдёт из Водолея в созвездие Рыб. Как ориентир для его поиска. удобно использовать звезду 20 Рыб (5,45m), в направлении которой он движется. В декабре у него неплохая вечерняя видимость.

Карликовая планета Церера (8,6– 8,9m), перемещается по созвездиям Скорпиона и Змееносца. Однако наблюдать её затруднительно.

Яркие астероиды с величиной более 10m

Название       Величина              Созвездия
 (4) Веста     7,0–6,4–6,7          Орион, Телец
 (9) Метида     9,0–8,4–8,7      Близнецы, Телец
 (18) Мельпомена         8,5–9,4          Эридан, Кит
 (2) Паллада           9,5          Дева, Змея
 (5) Астрея       10,2–9,5      Близнецы, Орион
 (3) Юнона        10–9,7                 Лев
 (354) Элеонора       10,5–9,8        Гидра, М. Пёс
 (37) Фидес  10,2–9,8–10,1             Возничий

У астероидов (9) Метида, (37) Фидес, а также (704) Интерамния (17.12.23, 10,2m, Возничий) в декабре будет так называемое «великое противостояние», когда расстояние до них будет самым малым по сравнению с другими противостояниями. Не упустите возможность получше их рассмотреть.

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC

Объекты                       15 декабря

Новолуние            12
 Первая четверть            19
 Полнолуние            27
 Последняя четверть              5
 Апогей       4 (404348 км)
 Перигей      16 (367900 км)

С 19 ноября по 24 декабря активен самый мощный ливень года Геминиды (ZHR ~ 150). Он имеет широкий максимум продолжительностью около 6 дней с пиком в ночь с 13 на 14 декабря. Этой зимой он удачно приходится почти на новолуние, следовательно, условия наблюдения будут прекрасными.

В ночь с 21 на 22 декабря, в созвездии Малой Медведицы достигают пика Урсиды, активные с 13 по 24 декабря. Они выдают всего до 10 метеоров в час, а в этот раз ещё и имеют плохие условия для наблюдений (фаза Луны 74%). Впрочем, длинные ночи позволяют наблюдать Урсиды несколько часов и дождаться благоприятного момента.

Яркие кометы

Буквами обозначено время наблюдения: В — вечер, Н — ночь, У — утро.
П — прохождение перигелия, r — расстояние до Солнца, d — до Земли в а. е.

Кометы  Блеск, время наблюдения и созвездия
 62P/Tsuchinshan  7m , Н (низко), У; Лев
12m, В, Н, У; Единорог, Орион
C/2022 E2 (ATLAS) 12m, Н, У; Лев, Рак
29P/Schwassmann-Wachmann 13m, Н, У; Рак

Перигелий зимой пройдёт комета 62P/Tsuchinshan (25.12; r = 1,4; d = 0,78),

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

1 декабря 2023