В Окском заповеднике подвели итоги учётов выхухоли и ондатры
О результатах и трудностях уходящего года рассказывают сотрудники заповедника.
Закончился ежегодный учёт выхухоли в Окском заповеднике, обработаны полученные данные. Благодаря продолжительному периоду крепких морозов без снега в этом году удалось, помимо традиционных мест, обследовать и недоступные в период открытой воды водоёмы. Прозрачный лёд позволил рассмотреть и мутные подходы к жилым норам и вмёрзшие пузырьки воздуха, указывающие пути следования зверьков.
Пузырьки воздуха могут много рассказать об обитателях водоёма. Здесь живёт выхухоль. Фото А. С. Онуфрени.
Прошедший год не принёс, к сожалению, заметных улучшений в жизни выхухоли. Уже традиционно не было весеннего половодья, а сильнейшая осенняя засуха вновь превратила большую часть пойменных водоёмов в небольшие лужи, непригодные для зимовки зверьков. Наши неглубокие блюдцеобразные озёра, характерные для равнинного, выглаженного рельефа поймы в среднем течении Оки, оказались крайне уязвимы при нарушении привычного гидрологического режима. Основная часть населения эндемика сосредоточена сейчас в небольших углубленных водоёмах.
По результатам учётов общее поголовье выхухоли в границах Окского заповедника и его охранной зоны оценено в этом году в 190 особей против 140 в прошлом году. В предыдущие десятилетия этот показатель находился в пределах от 400 до 600 зверьков, достигая в некоторые годы 900.
Дорожки к норам выхухоли. Фото А. С. Онуфрени.
Справедливости ради надо сказать, что полученные нами результаты характеризуют минимальную численность местной популяции, поскольку, согласно методике учёта, в расчёт принимались только выхухолевые норы. В настоящее время, в силу дефицита мест обитания, все водоемы без исключения заселены бобром, и этот фактор ощутимо препятствует точному подсчёту выхухолевых нор.
Известно, что выхухоль нередко использует норы грызуна, выкапывая в боковых стенках свои убежища, обнаружить которые удаётся далеко не всегда. Особенно часто такое партнёрство наблюдается в мелководных озёрах, где глубокие бобровые траншеи исключают промерзание подходов к норам. Очень хочется надеяться, что подобных не выявленных "коммуналок" в наших озёрах немало.
Помимо выхухоли здесь живет семья бобров. Фото А. С. Онуфрени
Одновременно с учётом выхухоли проводился и учёт ондатры. Численность этого грызуна находится сейчас на очень низком уровне и на обследуемом участке составляет не более 100 особей. При обмелении озёр водное зеркало значительно отступает от коренного берега, поросшего травяной растительностью, поэтому ондатра вынуждена покидать такие водоемы. В нынешней ситуации для неё предпочтительнее небольшие реки, канавы, протоки.
В верхней части фотографии виден восстановленный водоем Садок у озера Кривое. Фото Наталии Судец.
Ещё одной причиной мог послужить залповый сброс воды в июле на водохранилищах Оки. Не исключено, что резкий подъём воды на реке и соединяющихся с ней озёрах в период, когда ондатра приносит второй помет, вызвал массовую гибель молодняка. В отличие от выхухоли, которая выращивает потомство в сложных многоэтажных норах, ондатра чаще всего обитает в простых одноуровневых убежищах. Вероятность недоучёта этого вида минимальна, поскольку даже в совместных норах его присутствие легко определяется по характерным кормовым остаткам у входа в жилище.
23 декабря 2020