Что можно увидеть на небе в ноябре 2022

Все новости ›

Последний месяц осени в наших краях не самое лучшее время для любителей астрономии. Но если вам улыбнётся удача в виде ясного неба, советуем обратить внимание на скромное созвездие Треугольника, имеющее, однако, свою жемчужину.

Треугольник (на латыни Triangulum, сокращение Tri) — маленькое созвездие на северном небе, расположившееся между более известными созвездиями Андромеды, Персея и Овна. По площади оно занимает 78–79 место, а по количеству видимых невооружённым глазом звёзд (ярче 6m) — 83–86 место среди 88 созвездий. Самая яркая звезда имеет величину всего 3m. Несмотря на это созвездие было известно с древности и вавилонянам, и грекам. Оно стало одним из 48 созвездий, перечисленных астрономом II века Птолемеем в «Альмагесте». Своё название созвездие получило от трёх самых ярких звезд, образующих длинный и узкий треугольник. Правда первоначально греки именовали его Дельтотон из-за похожести на букву дельта Δ, но уже Птолемей использовал современное название (по-гречески Тригонон). Ян Гевелий в своём атласе «Уранография» (1690) даже разделил созвездие на два треугольника, назвав традиционную фигуру Большим Треугольником (Triangulum Majus), а вторую — Малым Треугольником (Triangulum Minus), но это деление не прижилось.

Московское небо 15 ноября 2022 года, полночь, южная сторона (Stellarium)
Московское небо 15 ноября 2022 года, полночь, северная сторона (Stellarium)
Созвездие Треугольник
Детальное изображение галактики Треугольника М 33, сделанное обзорным телескопом VLT (VST) в обсерватории ESO Параналь (Чили). (ESO)
Путь столкновения Млечного Пути и галактики Андромеды. Рядом изображена галактика Треугольника, которая может быть частью столкновения. (NASA; Z. Levay and R. van der Marel, STScI; T. Hallas; and A. Mellinger)
Изображение спиральной галактики NGC 925, полученное с помощью 32-дюймового телескопа на горе Леммон, Аризона. (wikimedia.org, Jschulman555)
Изображение спиральной галактики NGC 672, полученное космическим телескопом «Хаббл». (NASA/ESA, STScI, ST-ECF/ESA, CADC/NRC/CSA, Fabian RRRR)
Полученное космическим телескопом «Хаббл» изображение неправильной галактики IC 1727, взаимодействующей со своим ближайшим соседом, NGC 672 (вне кадра). Взаимодействие вызвало заметное искривление структуры галактики. (ESA/Hubble & NASA)
Карта полного лунное затмения, которое произойдёт 8 ноября 2022 года (автор: Fred Espenack)

Треугольник виден на всей территории России круглый год, но лучшее время для наблюдения — ноябрь. Люди с острым зрением смогут разглядеть в нём до 30 звёзд.

Самая яркая звезда созвездия — белый гигант Бета (β) Треугольника с видимой величиной 3m, находящаяся на расстоянии 127 световых лет от Земли. На самом деле это спектрально-двойная система, где главная звезда спектрального класса A5 (3,5 M, 74 L, 8186 К). О втором компоненте известно мало, но, по расчётам, это жёлто-белая звезда главной последовательности F-типа с массой около 1,4 массы Солнца. Между ними менее 5 а. е., а период обращения — 31 день. Космический телескоп «Спитцер» в 2005 году обнаружил избыточное инфракрасное излучение системы, которое может быть объяснено пылевым кольцом, имеющим температуру около 100 К. Предполагается, что оно простирается от звёзд на расстояние от 50 до 400 а. е. Пару звёзд α и β Tri арабы называли Аль Мизан, в переводе «рычаг весов». Поэтому в некоторых атласах, например, Stellarium, β Tri носит название Мизан.

Вторая по яркости звезда созвездия — жёлто-белый субгигант Моталлах (α Tri, 3,42m, F5), также известный как Рас-аль-Муталлах (Caput Trianguli), что в переводе означает «Голова Треугольника». Она находится примерно посередине между Гамалем (α Овна, 2m) и Мирахом (β Андромеды, 2m). Это также спектрально-двойная система, только находящаяся на расстоянии 63 световых года от Земли. где главная звезда спектрального класса A5 (1,7 M, 3,22R, 6288 К). Более тусклый компаньон имеет массу около 0,11 солнечной.

И завершает треугольник γ Tri (4m) — белая звезда главной последовательности спектрального класса A1, расположенная примерно в 112 световых годах от Земли (2,7 M, 1,96R, 33L, 9440 К). Она очень быстро вращается, с проекционной скоростью вдоль экватора 254 км/с, что заставляет её принимать ярко выраженную форму сплюснутого сфероида, как у Альтаира. Для сравнения, скорость вращения Солнца на экваторе всего 2 км/с. Как и β Tri, она окружена обломочным диском, радиус которого в 80 раз превышает расстояние от Земли до Солнца, что в 1,5 раза превышает размеры пояса Койпера в Солнечной системе.

Рядом с γ Tri, образуя с ней оптическую тройную систему, лежат δ Tri (4,9m) и 7 Tri (5,25m). δ Tri — это спектрально-двойная система, состоящая из двух жёлтых звёзд главной последовательности таких же размеров, что и Солнце, которая находится в 35 световых годах от Земли. Звёзды вращаются вокруг друг друга каждые десять дней и находятся на расстоянии всего 0,1 а. е. друг от друга. Эта система — самая близкая в созвездии к Земле. Одиночный голубовато-белый гигант A типа, 7 Tri, находится намного дальше, примерно в 360 световых годах от нас.

Отметим также пятую по яркости звезду созвездия ι (йоту) Tri, или 6 Tri, представляющую собой четверную систему, состоящую из двух очень тесных пар, которые выглядят как звёзды спектральных классов G0 (5,3m) и F5 (6,8m), разделённые примерно 4 секундами дуги. При наблюдении в телескоп они выглядят соответственно жёлтой и голубой. 6 Tri вместе с 10 Tri и 12 Tri образует упомянутый выше устаревший Triangulum Minus Гевелия.

Любители наблюдать за переменными звёздами, могут обратить внимание на R Tri — переменную звезду типа Миры (мириды — пульсирующие звёзды) с диапазоном блеска от 5,4m до 12,6m (по другим данным от 6,2 до 11,7) и периодом 267 дней. Это красный гигант спектрального класса M3.5, расположенный на расстоянии около 960 световых лет от нас.

Среди объектов глубокого космоса выделяется спиральная галактика Треугольника (M 33). Это вторая ближайшая большая галактика к Млечному Пути наряду с галактикой Андромеды (M 31), входящая вместе с ними в Местную группу галактик. Оценки расстояния от Млечного Пути до галактики Треугольника колеблются от 2,38 до 3,07 млн св. лет, причём большинство оценок с 2000 года приходится на среднюю часть этого диапазона, так что в среднем можно считать, что до неё 2,8 млн св. лет. Это немного дальше, чем галактика Андромеды (2,54 млн св. лет). M 33 меньше своих соседок, её размер около 60% Млечного пути. Видимая величина 5,7 достаточно велика, чтобы M 33 можно было увидеть невооруженным глазом на тёмном небе. Однако из-за большого углового размера 70,8′ × 41,7′ она довольно диффузна, и её сложно увидеть при засвеченном небе даже с помощью небольшого телескопа или бинокля.

Небольшое расстояние между M 33 и галактикой Андромеды и наличие соединяющих их потоков водорода породило продолжительную дискуссию об их взаимодействии. Существует гипотеза о том, что M 33 — спутник галактики Андромеды. Однако данные телескопа Гайя, появившиеся в 2019 году, похоже, исключают возможность этого. Если это так, то M 33 находится в процессе своего первого падения на Галактику Андромеды. Возможно, она поучаствует с столкновении Млечного Пути с галактикой Андромеды.

Кроме M 33 в треугольнике присутствует несколько галактик с видимой величиной от 10 до 14 и множество далёких тусклых галактик. Крупнейшие из них — спиральная галактика NGC 925 (10,7m, 10,5′ × 5,9′, 30 млн св. лет) и спиральная галактика с перемычкой NGC 672 (11,1m, 6,2′ × 2,3′, 23 млн св. лет). Последняя взаимодействует с неправильной галактикой IC 1727, расстояние до которой составляет 88 000 световых лет.

Шаровые и рассеянные скопления в Треугольнике отсутствуют, как и туманности.

Любопытный факт. В Треугольнике в 1960 году обнаружен первый наблюдаемый квазар 3C 48, который стал вторым объектом, который астрономы признали в этом качестве. Дело в том, что это произошло лишь в 1963 году, после того как квазаром был признан 3C 273 в созвездии Девы. 3C 48 имеет видимую величину 16,2 и удалён от нас на 3,9 млрд св. лет. При наличии очень хорошего телескопа найти его можно в 5 градусах к северо-западу от α Tri.

* * * * *

А теперь поговорим о том, что можно наблюдать из объектов Солнечной системы на ноябрьском небе.

Меркурий 4 ноября перейдёт из созвездия Девы в Весы, затем 18 ноября в Скорпион и, наконец, 23 ноября в Змееносец. 8 ноября у первой планеты соединение с Солнцем так что разглядеть её будет затруднительно.

Венера начнёт ноябрь в созвездии Весы, затем после прохождения по краю Скорпиона 18–22 ноября, завершит месяц в Змееносце. Последний месяц осени — неблагоприятное время для наблюдения за второй планетой: в тёмное время суток она находится далеко на юге, к тому же, мешает Солнце — 22 октября у них было соединение.

Зато наступит лучшее время для наблюдения за Марсом, который всю осень проведёт в созвездии Тельца. К концу ноября, приближаясь к декабрьскому противостоянию, он сильно прибавит в яркости, а его угловой размер достигнет максимума. Не упустите момент разглядеть детали на его поверхности. Красную планету будет видно всё тёмное время суток высоко над горизонтом.

Для Юпитера, Сатурна и Нептуна, которые всё дальше уходят от точки противостояния тем не менее ноябрь — неплохое время для наблюдений. Каждый из гигантов проведёт месяц в своём созвездии: Юпитер — в Рыбах, Сатурн — в Козероге, а Нептун — в Водолее. А вот у Урана, который по-прежнему обитает в Овне, 9 ноября — противостояние и наилучший период видимости.

Бывший астероид № 1, а ныне карликовая планета Церера (8,9m), перемещается по созвездию Льва. Наблюдать её лучше в утренние часы.

Яркие астероиды (Против. — дата противостояния)

Название     Величина    Противостояние             Созвездия
 216 Клеопатра     10,6–11,1         11.09.22    Пегас, Водолей, Рыбы
 230 Афаманта      10,2–11         17.10.22                Рыбы
 354 Элеонора       11–11,5         17.10.22                  Кит
 128 Немезида    11,7–12,2         17.10.22              Водолей

Восходы и заходы Солнца и планет на широте 56º (Широта Москвы), долгота 0º, время UTC. В колонке Наблюдения указано благоприятное время наблюдения и максимальная высота со стороной света (ПЗ — после захода, ПВ — перед восходом).

Объекты                  15 ноября

Первая четверть          1, 30
 Полнолуние             8
 Последняя четверть            16
 Апогей   14 (404922 км)
 Перигей    26 (362826 км)

24 ноября можно наблюдать покрытие Луной Меркурия, а 8 ноября — Урана.

8 ноября, произойдёт полное лунное затмение, которое начнётся в 08:02 UT1 и будет хорошо видно на территории России западнее Прибайкалья. Полоса максимальной величины затмения пройдёт примерно вдоль линии Омск — Нарьян-Мар. Продолжительность полной фазы составит около полутора часов (10:16 — 11:41 UT1). В Европейской части нашей страны до 13:56 UT1 будут наблюдаться только полутеневые и частные фазы затмения.

Осенью сильных метеорных потоков не ожидается. С 26 сентября по 22 ноября активны Ориониды. Родительский объект — комета Галлея. Однако пик Орионид уже прошёл в ночь с 20 на 21 октября.

Тауриды — продолжительный метеорный поток из двух ветвей с радиантами в созвездии Тельца на расстоянии около 9 друг от друга. Порождён он кометой Энке. В этом году Южные Тауриды будет активен с 28 сентября по 2 декабря с пиком в ночь с 4 на 5 ноября. Северные Тауриды стартует позднее и активен с 13 октября по 2 декабря с пиком в ночь с 11 на 12 ноября. К сожалению, фаза Луны в обоих случаях будет около 87%. Обе ветви потока интересны тем, что богаты болидами (огненными шарами), особенно это заметно, когда оба потока присутствуют одновременно. Есть предположение, что активность болидов имеет семилетнюю периодичность. По крайней мере в 2008 и 2015 годах наблюдалось её заметное увеличение. Так что 2022 год может дать возможность наблюдать их снова.

C 3 ноября по 2 декабря активен метеорный поток Леониды, пик которого придётся на ночь с 17 на 18 ноября (фаза Луны 36%). Этот поток, порождённый кометой 55P/Tempel–Tuttle, в прошлом иногда производил настоящие метеорные бури. В последний раз это было в 2001 году. Но в этом году ожидается лишь ZHR = 15.

Главный метеорный поток осени, да и всего года, Геминиды, начнёт свою активность с 19 ноября, но пик его будет в декабре.

Самую яркую (9m) комету ноября C/2022 E3 (ZTF) можно будет наблюдать в созвездии Голова Змеи в первую половину месяца по вечерам, а вторую — по утрам. Всё тёмное время суток хорошо будет видна комета C/2020 V2 (ZTF), путешествующая по Большой Медведице. Её яркость возрастёт, по крайней мере, до 10m. Наилучшая видимость — утренняя, когда она поднимется высоко над горизонтом

С середины ночи до утра будут видны кометы 118P/ShoemakerLevy 4 (11m), перемещающаяся по созвездиям Малого Пса и Рака, и 29P/SchwassmannWachmann 1 (13m) в Близнецах. В созвездии Тельца практически всё тёмное время суток можно наблюдать C/2021 Y1 (ATLAS) (12m). А вот ноябрьскими утрами в созвездии Девы можно увидеть комету 81P/Wild 2 (11m), в Волосах Вероники — C/2022 A2 (PanSTARRS) (13m), а в Гидре — C/2019 L3 (ATLAS) (11m).

Сюрприз преподнесла комета 73P/Schwassmann–Wachmann 3, вспыхнувшая в начале октября до 10m. По всей видимости, она развалилась — около неё были обнаружены осколки с блеском 17,5m–19m. По оценкам, к концу ноября яркость кометы упадёт до 13m. К сожалению, в северном полушарии она расположена очень низко в созвездиях Стрелец, Микроскоп, Козерог и Южная Рыба, где её можно наблюдать по вечерам.

Чистого вам неба и удачных наблюдений!

31 октября 2022